
Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 3 апреля 2013 г. N 03-08-05/10901
Письмо Минфина РФ от 3 апреля 2013 г. N 03-08-05/10901
16.05.2013
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 апреля 2013 г. N 03-08-05/10901
В связи с запросом о порядке подтверждения права на применение пониженных налоговых ставок налога на доход иностранной организации в соответствии с нормами международных договоров об избежании двойного налогообложения при выплате дивидендов в пользу владельцев американских депозитарных расписок сообщаем следующее.
Для применения пониженных ставок налога в отношении доходов в виде дивидендов, установленных в международных договорах об избежании двойного налогообложения, одним из определяющих факторов, позволяющих принять решение о применении либо неприменении таких ставок, является наличие у лица, претендующего на налоговую льготу, фактического права на такой доход.
При распределении российскими эмитентами доходов в виде дивидендов по депонированным акциям определять фактическое право на такой доход необходимо в отношении держателей депозитарных расписок.
В соответствии с депозитарными соглашениями, заключаемыми российскими эмитентами с иностранными банками, акции российских эмитентов депонируются на счете депо банка-агента в депозитарии, а банк-агент вносится в реестр акционеров российского эмитента как номинальный держатель акций. Впоследствии банк-агент выпускает депозитарные расписки, которые являются правом на депонированные акции российских эмитентов.
Выплачиваемые российскими эмитентами дивиденды по депонированным таким образом акциям перечисляются банку-агенту и впоследствии в соответствии с имеющимся депозитарным соглашением распределяются банком держателям депозитарных расписок пропорционально количеству депозитарных расписок за вычетом стоимости услуг и расходов банка.
Депозитарные расписки являются производными финансовыми инструментами, созданными исключительно с целью размещения российских ценных бумаг, депонированных на счетах иностранного депозитария, среди инвесторов и удостоверяют право собственности инвесторов на определенное количество ценных бумаг российской организации - эмитента.
В соответствии с условиями депозитарных соглашений, заключаемых между банком, российскими организациями - эмитентами ценных бумаг и держателями депозитарных расписок, депозитарные расписки, подтверждающие право на депонированные ценные бумаги, являются основанием в том числе на получение доходов, выплачиваемых по таким ценным бумагам. При этом банк является номинальным держателем ценных бумаг в пользу собственников депозитарных расписок.
В связи с изложенным при исполнении обязанностей налогового агента возможно основываться на документах, полученных от банка и (или) владельцев депозитарных расписок и содержащих:
- сведения о лицах, имеющих фактическое право на доход в отношении депозитарных расписок (имя/наименование, адрес, ИНН или его аналог);
- сведения о количестве депонированных акций, относящихся к каждому лицу, имеющему фактическое право на доход в отношении депозитарных расписок;
- сведения о сумме дивидендов, причитающихся лицу, имеющему фактическое право на доход по депозитарным распискам.
В связи с этим, по нашему мнению, сведения от иностранного банка, зарегистрированного в реестре акционеров в качестве владельца акций, позволяющие установить лиц, имеющих фактическое право на доход по депозитарным распискам, количество принадлежащих им депозитарных расписок и сумму дивидендов, причитающуюся каждому лицу, имеющему фактическое право на такой доход, могут служить одним из оснований для определения лиц, являющихся фактическими получателями дохода.
Следует отметить, что в соответствии с нормами п. 3 ст. 310 Кодекса исчисление и удержание сумм налога с дохода, который в соответствии с международным договором облагается налогом в Российской Федерации по пониженным ставкам, производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 Кодекса, о ее постоянном местонахождении.
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
Комментарии