
Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 5 апреля 2013 г. N 03-04-06/11216
Письмо Минфина РФ от 5 апреля 2013 г. N 03-04-06/11216
Налоговая база по НДФЛ в отношении сумм упущенной выгоды, учитываемых как проценты по вкладу в банке, определяется в соответствии со ст. 214.2 НК РФ с учетом положений п. 27 ст. 217 НК РФ, согласно которой в числе доходов, не подлежащих налогообложению НДФЛ, поименованы доходы в виде процентов по вкладам в банках, находящихся на территории РФ, если:
- проценты по рублевым вкладам выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на пять процентных пунктов, в течение периода, за который начислены указанные проценты;
- установленная ставка не превышает 9 процентов годовых по вкладам в иностранной валюте;
- проценты по рублевым вкладам, которые на дату заключения договора либо продления договора были установлены в размере, не превышающем действующую ставку рефинансирования Банка России, увеличенную на пять процентных пунктов, при условии, что в течение периода начисления процентов размер процентов по вкладу не повышался и с момента, когда процентная ставка по рублевому вкладу превысила ставку рефинансирования Банка России, увеличенную на пять процентных пунктов, прошло не более трех лет.
Правомерно ли это?
12.04.2013
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 апреля 2013 г. N 03-04-06/11216
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ОАО о налогообложении доходов физических лиц и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Из письма следует, что в ряде случаев на суммы размещенных во вкладах в банке средств клиентов не начисляются проценты в связи с нарушением настроек учетных систем банка и/или при несанкционированном списании мошенниками размещенных во вкладах денежных средств клиентов. При выявлении подобных случаев банк самостоятельно либо на основании решения суда выплачивает клиентам недополученные ими проценты, а также возвращает утраченные клиентами суммы вкладов.
Пунктом 1 ст. 210 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.
Доходом физических лиц согласно ст. 41 Кодекса признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и в отношении доходов физических лиц определяемая в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
При возврате клиентам банка сумм денежных средств, списанных с их счетов в результате незаконных действий третьих лиц, банк возмещает таким клиентам причиненный им реальный ущерб.
Таким образом, поскольку в результате незаконных действий третьих лиц клиентам банка причинен реальный ущерб, суммы возмещения данного ущерба при условии его документального подтверждения не образуют экономическую выгоду для данных физических лиц и, соответственно, не являются их доходом и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.
Что касается выплаты недополученных клиентом процентов, то такие выплаты являются возмещением упущенной выгоды, поскольку имеют целью возмещение неполученных физическим лицом доходов, которые в случае их возникновения подлежали бы налогообложению.
Из изложенного следует, что суммы выплаченных клиентам банка недополученных процентов подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общем порядке, установленном ст. 214.2 Кодекса, с учетом положений п. 27 ст. 217 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
Комментарии