
Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 4 марта 2013 г. N 03-07-05/6348
Письмо Минфина РФ от 4 марта 2013 г. N 03-07-05/6348
Под системой "Клиент-банк" обычно понимается комплекс, состоящий из трех подсистем: "Клиент", "Банк" и телекоммуникационной подсистемы, обеспечивающих возможность оказания банками услуг дистанционного банковского обслуживания, то есть предоставление клиентам (как физическим, так и юридическим лицам) возможности удаленного распоряжения средствами на их счетах путем направления в банк соответствующих поручений.
С развитием технологий и ростом потребностей клиентов в получении качественного, оперативного и безопасного банковского обслуживания независимо от мест пребывания клиентов и вне рамок режимов работы кредитных организаций электронный банкинг (то есть системы удаленного банковского обслуживания "Клиент-банк") получил качественно новые формы, отличающиеся типами технических и программных средств, применяемыми для его реализации.
Одним из конкурентных преимуществ банка, направленных на повышение качества обслуживания клиентов и их заинтересованности в получении наиболее современных сервисов, является предоставление клиентам, наряду с традиционными системами "клиент-банк", возможностей использования альтернативных видов электронного банкинга, таких как:
- интернет-банкинг - характеризуется отсутствием необходимости установления специализированного программного обеспечения у клиента при наличии у него современного компьютера с любой операционной системой, любым Web-браузером и доступом в Интернет и обеспечивает удаленное обслуживание клиентов в режиме онлайн;
- PC-банкинг - аналог интернет-банкинга, обеспечивающий удаленное обслуживание клиентов в режиме офлайн при наличии у последнего любого современного компьютера с любой операционной системой и любой виртуальной Java-машиной - Microsoft JVM, встроенной в Internet Explorer, Sun Java Plugin или любой другой;
- Phone-банкинг - обеспечивает автоматический и/или при участии оператора - работника банка доступ клиентов к распоряжению средствами на банковских счетах аппарата, работающего в тоновом режиме, мобильного телефона через WAP-канал;
- SMS-банкинг - предоставляет возможность осуществления банковских операций с помощью обмена с банком SMS-сообщениями в зонах доступности сотовой связи;
- Mobile-банкинг - обеспечивает получение банковских услуг клиентами с использованием карманных персональных компьютеров или коммуникаторов (смартфонов) и позволяет обеспечить круглосуточный полнофункциональный доступ клиентов ко всем услугам электронного банкинга.
Неотъемлемой частью оказания банком услуг дистанционного банковского обслуживания (электронного банкинга) является необходимость обеспечения безопасности банковских операций, для достижения которой проводится обязательная аутентификация клиентов и проверка аутентичности клиентских документов. Механизмами, позволяющими проведение аутентификации, в зависимости от видов электронного банкинга, являются использование электронно-цифровых подписей, статистических долговременных и/или одноразовых паролей. Для генерации указанных "ключей" клиентами применяются различные программные средства криптографической защиты информации и автономные программно-аппаратные устройства (такие как, например, One Time Password, то есть OTP-токены).
Все перечисленные виды электронного банкинга (дистанционного банковского обслуживания) полностью соответствуют понятию систем "Клиент-банк", в связи с чем предоставление клиентам различных средств шифрования информации (как в виде OTP-токенов, предназначенных для работы с микропроцессорными картами и являющихся компактными автономными картридерами с PIN-клавиатурой, так и в виде прав на воспроизведение экземпляров программного обеспечения в телефоне сотовой связи/компьютере/планшете/иных многофункциональных устройствах клиента и/или в виде предоставления активационных кодов для активизации указанного программного обеспечения) является неотъемлемой частью услуг по эксплуатации таких систем, реализация которых освобождена от обложения НДС на основании положений пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Правомерна ли данная позиция?
18.03.2013
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 марта 2013 г. N 03-07-05/6348
В связи с письмом о применении банком налога на добавленную стоимость при оказании услуг по дистанционному банковскому обслуживанию (электронный банкинг), а также при передаче клиентам банка средств шифрования информации, необходимых для использования клиентами различных видов электронного банкинга, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
Согласно пп. 3 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации оказываемые банками услуги, связанные с установкой и эксплуатацией системы "Клиент-банк", включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Таким образом, если средства шифрования информации, необходимые для эксплуатации системы "Клиент-банк", реализуются клиентам банка на основании договора купли-продажи, то такие операции подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. В случае если стоимость указанных средств включается в стоимость оказываемых банком услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы "Клиент-банк", то, по нашему мнению, при их передаче налог на добавленную стоимость не исчисляется.
Что касается вопросов по отнесению различных видов услуг по дистанционному банковскому обслуживанию (электронный банкинг) к услугам, связанным с установкой и эксплуатацией системы "Клиент-банк", то данные вопросы к компетенции Департамента не относятся.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
Комментарии