
Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 10 декабря 2012 г. N 03-08-05
Письмо Минфина РФ от 10 декабря 2012 г. N 03-08-05
В соответствии с утвержденным в компании порядком при исчислении налога на прибыль представительство будет учитывать расходы на осуществление предпринимательской деятельности. Согласно данному порядку прибыль представительства определяется как сумма расходов на осуществление через это представительство предпринимательской деятельности, увеличенная на среднюю статистическую норму прибыли организаций, осуществляющих аналогичную предпринимательскую деятельность в месте нахождения подразделения, за истекший предыдущий календарный год.
Согласно ст. 7 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Ирландии от 29.04.1994 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы" в случае, когда лицо одного договаривающегося государства осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через находящееся там постоянное представительство, в каждом договаривающемся государстве к этому постоянному представительству относится прибыль, которую оно могло бы получить, если бы оно было обособленным и отдельным лицом, занятым такой же или аналогичной деятельностью при таких же или аналогичных условиях, и действовало совершенно независимо от лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность вышеуказанным образом.
Приведет ли к образованию постоянного представительства использование некоторых активов и части персонала представительства компании в оказании услуг в области гражданской авиации по договорам, заключаемым и исполняемым головным офисом компании, для целей налога на прибыль?
Может ли компания определять прибыль представительства в указанном порядке? Какие расходы учитываются при определении прибыли представительства?
21.12.2012
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 декабря 2012 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно налогообложения представительства компании, являющейся резидентом Ирландии, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации, и сообщает следующее.
Понятие "постоянное представительство" приводится в ст. 5 "Постоянное представительство" Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества (далее - Конвенция).
Кроме того, основные признаки "постоянного представительства" изложены в ст. 306 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Таким образом, используя приведенный перечень видов деятельности, указанный в ст. 5 Конвенции и ст. 306 Кодекса, налогоплательщик должен самостоятельно определить наличие или отсутствие постоянного представительства применительно к конкретной ситуации.
В соответствии с п. 1 ст. 307 Кодекса объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, признается доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории Российской Федерации через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов, определяемых с учетом ст. ст. 253 - 269 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 252 Кодекса налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
В связи с тем что деятельность компании, осуществляющей в Российской Федерации виды деятельности, как облагаемые, так и не облагаемые налогом на прибыль, должна вести раздельный учет по облагаемым и необлагаемым видам деятельности для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с порядком, установленным гл. 25 Кодекса и закрепленным в учетной политике этой иностранной организации или ином аналогичном документе.
В соответствии со ст. 313 Кодекса налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
Следовательно, распределяемые иностранной организации затраты исчисляются на основе принятой и закрепленной в соответствующих документах методики распределения расходов.
Согласно п. 1 ст. 7 Конвенции прибыль предприятия Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность, то его прибыль может облагаться налогом в другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.
В соответствии с п. 3 ст. 7 Конвенции при определении прибыли постоянного представительства допускается вычет расходов, понесенных для целей постоянного представительства, включая разумное распределение управленческих и общеадминистративных расходов, понесенных для целей предприятия в целом как в Договаривающемся Государстве, где находится это постоянное представительство, или где бы то ни было.
Пунктом 9 ст. 307 Кодекса предусмотрено, что если предпринимательская деятельность иностранной организации на территории Российской Федерации в соответствии с Кодексом или положениями международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения приводит к возникновению на территории Российской Федерации постоянного представительства, то определение доходов такого постоянного представительства, подлежащих налогообложению в Российской Федерации, производится с учетом выполняемых в Российской Федерации функций, используемых активов и принимаемых экономических (коммерческих) рисков.
Указанные обстоятельства принимаются во внимание при распределении доходов и расходов между иностранной организацией и ее постоянным представительством в Российской Федерации.
Таким образом, расходы управленческого и общеадминистративного характера иностранной организации могут быть учтены при формировании налоговой базы филиала указанной иностранной организации, находящегося в Российской Федерации, в той части, которая будет определена на основании функционального анализа (содержание которого устанавливается в соответствии со ст. 105.5 "Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ" Кодекса).
Одновременно сообщаем, что направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
Комментарии