Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 6 февраля 2012 г. N 03-03-06/2/15

Письмо Минфина РФ от 6 февраля 2012 г. N 03-03-06/2/15

Вопрос: Согласно ст. 9.1 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (далее - "Закон о банкротстве кредитных организаций"), если величина собственных средств банка по итогам отчетного месяца оказывается меньше размера его уставного капитала, банк обязан привести в соответствие размер уставного капитала и величину собственных средств в порядке, установленном Указанием Банка России от 24.03.2003 N 1260-У. Согласно Указанию в данной ситуации банк обязан в течение 45 календарных дней предпринять одну из следующих мер: а) увеличить величину собственных средств до размера уставного капитала или б) снизить размер уставного капитала до величины собственных средств. В последнем случае согласно п. 7 Указания осуществление выплат акционерам не допускается. Неосуществление данных мер в установленный срок влечет отзыв лицензии банка.

По итогам июня 2011 г. величина собственных средств банка (ЗАО) оказалась меньше размера его уставного капитала, в связи с чем в июле 2011 г. банк получил предписание Центрального банка РФ предпринять в течение 45 календарных дней (т.е. до 22 августа) одну из указанных выше мер.

В соответствии с Указанием и предписанием единственный акционер банка принял решение об уменьшении уставного капитала банка путем уменьшения номинальной стоимости акций без осуществления каких-либо выплат в пользу акционера. При этом, исходя из оценки экономического положения банка и ожидаемых убытков в следующих месяцах, было решено уменьшить уставный капитал на сумму большую, чем разница между размером собственных средств и уставного капитала, это позволило банку выполнить требование Закона о банкротстве кредитных организаций о соответствии собственных средств и уставного капитала в следующих месяцах.

Новая редакция устава банка была подана на государственную регистрацию, однако регистрация не была произведена до 22 августа (т.е. в течение отведенных 45 дней).

Поэтому в последний день данного срока (22 августа) акционер был вынужден принять решение увеличить размер собственных средств банка.

Таким образом, устав банка в новой редакции и уменьшение уставного капитала были зарегистрированы в момент, когда размер собственного капитала банка уже превышал размер уставного капитала. При этом Указание не предусматривает возможность прекратить процедуру регистрации изменений в устав, если произошло увеличение собственных средств банка.

По мнению банка, НК РФ позволяет в данном случае применять освобождение от налога на прибыль на всю сумму ввиду следующего.

1. В соответствии с п. 16 ст. 250 НК РФ суммы, на которые произошло уменьшение уставного капитала, признаются внереализационным доходом, если такое уменьшение осуществлено с одновременным отказом от возврата стоимости соответствующей части взносов акционерам (участникам) организации. Согласно пп. 17 п. 1 ст. 251 НК РФ суммы, на которые произошло уменьшение уставного капитала организации в соответствии с требованиями законодательства РФ, не учитываются при определении налоговой базы.

Следовательно, суммы уменьшения уставного капитала включаются в налоговую базу только в случаях добровольного уменьшения уставного капитала и отказа от выплат акционерам. Закон о банкротстве кредитных организаций и Указание устанавливают требование о приведении в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств в том числе путем уменьшения уставного капитала. При этом выплаты в пользу акционеров не допускаются. Следовательно, вся сумма уменьшения уставного капитала, осуществленного в соответствии с данными требованиями законодательства, не учитывается при определении налоговой базы.

Данное правило, поскольку не установлено иное, применяется при условии, что решение об уменьшении уставного капитала было принято в момент существования соответствующего требования законодательства. Поэтому, а также учитывая, что возможность отмены процедуры регистрации устава в соответствии с Указанием не предусмотрена, факт регистрации устава банка на момент, когда собственные средства превышали уставный капитал банка, не исключает применения пп. 17 п. 1 ст. 251 НК РФ.

2. В соответствии с пп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ имущество, переданное хозяйственному обществу в целях увеличения чистых активов, не учитывается при определении налоговой базы. Данное правило распространяется также на случаи увеличения чистых активов с одновременным уменьшением либо прекращением обязательства хозяйственного общества перед соответствующими акционерами, если такое увеличение чистых активов происходит в соответствии с положениями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Следовательно, вся сумма уменьшения уставного капитала, осуществленного без обязательства о выплатах акционеру в соответствии с положениями законодательства (в данном случае - Указания) и направленного на увеличение чистых активов банка, не учитывается при определении налоговой базы (данное уменьшение уставного капитала можно также рассматривать фактически как передачу соответствующего имущества от акционера с целью увеличения чистых активов).

Возникает ли в этой ситуации у банка обязанность по уплате налога на прибыль на всю сумму уменьшения уставного капитала?

19.02.2012 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 6 февраля 2012 г. N 03-03-06/2/15

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в случае, если величина собственных средств (капитала) кредитной организации по итогам отчетного месяца оказывается меньше размера ее уставного капитала, кредитная организация обязана привести в соответствие размер уставного капитала и величину собственных средств (капитала).

Из письма следует, что в целях устранения вышеуказанного нарушения организация приняла решение об уменьшении уставного капитала.

Пунктом 2 ст. 14 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" установлено, что изменения и дополнения в устав общества или устав общества в новой редакции приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.

Следовательно, до момента государственной регистрации изменений в устав общества, касающихся уменьшения уставного капитала, уставный капитал не признается уменьшенным.

Из письма также следует, что до даты устранения вышеуказанного нарушения изменения в уставный капитал не были зарегистрированы. В связи с этим организация приняла решение увеличить величину собственных средств (капитала).

В соответствии с п. 16 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала (фонда) организации, если такое уменьшение осуществлено с одновременным отказом от возврата стоимости соответствующей части взносов (вкладов) акционерам (участникам) организации (за исключением случаев, предусмотренных пп. 17 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Согласно пп. 17 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала организации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Таким образом, поскольку изменения в уставный капитал зарегистрированы после устранения нарушения путем увеличения величины собственных средств (капитала), следовательно, уменьшение уставного капитала не может рассматриваться в рамках применения пп. 17 п. 1 ст. 251 НК РФ. Следовательно, доходы в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного капитала организации, будут признаваться ее доходом для целей налогообложения.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок