Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 2 июня 2011 г. N 03-03-06/2/83

Письмо Минфина РФ от 2 июня 2011 г. N 03-03-06/2/83

Вопрос: Согласно п. 6 ст. 271 НК РФ по договорам займа, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях налогообложения доход признается полученным и включается в налоговую базу на конец месяца соответствующего отчетного периода. Условия кредитных договоров предполагают расчет процентов до даты окончательного погашения займа.Одновременно следует принимать во внимание нормы специального права - Федерального закона от 26.10.2002 n 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Согласно ст. 4 Закона n 127-ФЗ состав и размер денежных обязательств должника определяются: - на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом; - на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве. Сумма требований кредиторов фиксируется в Реестре требований кредиторов и утверждается определением арбитражного суда. До завершения каждой из процедур банкротства и утверждения результатов ее применения арбитражным судом сумма требований кредиторов не может быть изменена. Кроме того, ст. ст. 81 и 95 Закона n 127-ФЗ прямо установлено, что в ходе применения процедур финансового оздоровления и внешнего управления подлежащие уплате по договору проценты не начисляются, однако предусмотрено начисление процентов на сумму требований кредиторов в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ. Принимая во внимание специальный порядок определения суммы задолженности заемщиков, находящихся в процессе банкротства на этапах применения процедур финансового оздоровления и внешнего управления, банк считает необходимым отражать в налоговой базе по налогу на прибыль: - доходы в виде процентов по ставке кредитного договора в размере, утвержденном определением арбитражного суда (т.е. исчисленном на дату подачи заявления о признании должника банкротом или на дату введения соответствующей процедуры); - доходы в виде процентов по ставке рефинансирования ЦБ РФ (если иной размер не предусмотрен соглашением между должником и конкурсным кредитором), начисленных за период с даты введения соответствующей процедуры по последнее число месяца соответствующего отчетного периода Правомерна ли позиция банка? 10.06.2011 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 июня 2011 г. N 03-03-06/2/83

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета доходов в виде процентов для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.

Доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам, учитываются в составе внереализационных доходов на основании п. 6 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии с п. 6 ст. 271 НК РФ при применении метода начисления доход в виде процентов признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец месяца соответствующего отчетного периода вне зависимости от фактического поступления в их оплату денежных средств или иного имущества.

Пунктом 1 ст. 269 НК РФ предусмотрено, что в целях гл. 25 НК РФ под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.

Таким образом, основанием для начисления в налоговом учете дохода в виде процентов является действующее долговое обязательство, условиями которого предусмотрена уплата процентов.

Согласно ст. 81 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, подлежащих удовлетворению в соответствии с графиком погашения задолженности, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения финансового оздоровления, исходя из непогашенной суммы требований в соответствии с графиком погашения задолженности. Соглашением между должником и конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих начислению процентов.

По мнению Департамента, указанный внереализационный доход признается доходом в виде начисленных процентов, а не в виде сумм штрафных санкций, поскольку для взыскания указанных процентов с должника не требуется ни его признания, ни решения суда о взыскании процентов.

Таким образом, начисляемые в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ проценты на сумму требований конкурсного кредитора подлежат учету для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов в соответствии с п. 6 ст. 250 НК РФ.

Также сообщаем, что вопросы, связанные с порядком начисления процентов по долговым обязательствам должника, в отношении которого возбуждено производство по делу о банкротстве, регулируются Федеральным законом N 127-ФЗ и не относятся к компетенции Департамента.

Вместе с тем в соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63, при решении вопроса о квалификации в качестве текущих платежей требований об уплате процентов за пользование денежными средствами, предоставленными должнику по договору займа, кредитному договору либо в качестве коммерческого кредита, необходимо иметь в виду, что указанные проценты наряду с подлежащей возврату суммой займа (кредита), на которую они начисляются, образуют сумму задолженности по соответствующему денежному обязательству должника, состав и размер которого, если это обязательство возникло до принятия заявления о признании должника банкротом, определяются по правилам п. 1 ст. 4 Федерального закона N 127-ФЗ. В этом случае требования об уплате таких процентов не являются текущими платежами.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

02.06.2011

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок