Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29 июля 2008 г. по делу N А39-1185/2007

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29 июля 2008 г. по делу N А39-1185/2007

Действия Общества и его контрагентов преследовали цель, направленную на уклонение от уплаты единого социального налога путем создания ситуации по занижению налоговой базы по этому налогу на сумму выплаченной физическим лицам заработной платы

12.09.2008  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июля 2008 г. по делу N А39-1185/2007

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Чигракова А.И.,

судей Евтеевой М.Ю., Радченковой Н.Ш.

при участии представителей

от заявителя: Клеянкиной Т.Н. (доверенность от 10.07.2008),

Налиткиной С.В. (доверенность от 10.07.2008)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия

на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 03.04.2008

по делу N А39-1185/2007,

принятое судьей Цыгановой Г.А.,

по заявлению открытого акционерного общества "Саранский хлебокомбинат"

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия

о признании недействительным решения от 22.02.2007 N 12-37/10

и

установил:

открытое акционерное общество "Саранский хлебокомбинат" (далее - ОАО "Саранский хлебокомбинат", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия (далее - Инспекция, налоговый орган) от 22.02.2007 N 12-37/10 в части начисления единого социального налога, пеней и налоговых санкций по данному налогу, а также пеней по налогу на доходы физических лиц в сумме 9 025 725 рублей.

Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.05.2007 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.01.2008 названные судебные акты отменены в части удовлетворения заявленного требования о признании недействительным оспариваемого решения Инспекции о доначислении единого социального налога, пеней и налоговых санкций. Дело в данной части направлено на новое рассмотрение. В остальной части принятые судебные акты оставлены без изменения.

Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 03.04.2008 признано недействительным решение налогового органа от 22.02.2007 N 12-37/10 о доначислении Обществу 6 261 780 рублей единого социального налога, 1 498 986 рублей пеней и 1 252 356 рублей штрафа.

Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Мордовия.

Заявитель считает, что суд неправильно применил нормы материального права, а именно: статьи 235 и 236 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 16 Трудового кодекса Российской Федерации.

По мнению Инспекции, суды не учли формального распределения работников по четырем организациям (ООО "Хлеб-Сервис", ООО "Кондитер", ООО "Пекарь", ООО "Хлеб-Транс"), поскольку трудовые функции и фактическое место осуществления трудовой деятельности для работников, переведенных в названные организации, не изменились; последние осуществляли только один вид деятельности - предоставление персонала Обществу; у данных организаций отсутствовали основные средства, управленческий и технический персонал; указанное распределение численности работников позволило организациям применять упрощенную систему налогообложения и не платить Обществу единый социальный налог; доход названных организаций составлял лишь сумму затрат по заработной плате работников; все пять организаций находятся по одному юридическому адресу; в руководящий состав организаций вошли бывшие должностные лица Общества; составление бухгалтерской и налоговой отчетности производилось одним бухгалтером.

Совершенные ОАО "Саранский хлебокомбинат" и его контрагентами сделки не подтверждают наличия деловой цели, а направлены на получение необоснованного освобождения от уплаты единого социального налога.

Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании возразили против доводов заявителя, указав, что договоры, заключенные Обществом с ООО "Хлеб-Сервис", ООО "Кондитер", ООО "Пекарь" и ООО "Хлеб-Транс", не являются мнимыми сделками.

Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направила.

Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку ОАО "Саранский хлебокомбинат" за период с 01.01.2003 по 31.12.2005, результаты которой оформила актом от 26.01.2007 N 12-37/3.

В ходе проверки в числе прочих нарушений установлена неуплата налогоплательщиком единого социального налога за 2003, 2004, 2005 годы в сумме 6 261 780 рублей в результате занижения налоговой базы по данному налогу при выплате денежных средств физическим лицам, выполнявшим в Обществе работы в соответствии с договорами на оказание услуг, заключенными между Обществом и ООО "Хлеб-Сервис", ООО "Кондитер", ООО "Пекарь", ООО "Хлеб-Транс".

ООО "Хлеб-Сервис", ООО "Кондитер", ООО "Пекарь", ООО "Хлеб-Транс" зарегистрированы в период с декабря 2002 года по июнь 2004 года по юридическому адресу ОАО "Саранский хлебокомбинат", с момента создания применяли упрощенную систему налогообложения. По мере создания данных организаций в них были переведены на постоянное место работы более 300 сотрудников Общества.

По мнению Инспекции, перевод работников в указанные организации является формальным, осуществленным с целью неуплаты единого социального налога; сделки по приему и увольнению работников не имеют деловой цели; дробление бизнеса между четырьмя вновь созданными юридическими лицами не было экономически обоснованным; договоры, заключенные Обществом с ООО "Хлеб-Сервис", ООО "Кондитер", ООО "Пекарь" и ООО "Хлеб-Транс", являются мнимыми сделками; рабочие места сотрудников названных юридических лиц находятся в Обществе; налогоплательщик и названные организации являются взаимозависимыми лицами.

Рассмотрев материалы проверки с учетом представленных Обществом возражений, руководитель Инспекции принял решение от 22.02.2007 N 12-37/10 о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в том числе за неуплату единого социального налога в виде взыскания штрафа в сумме 1 252 356 рублей. Обществу предложено уплатить названную налоговую санкцию, 6 261 780 рублей единого социального налога и 1 498 986 рублей пеней по нему.

ОАО "Саранский хлебокомбинат" не согласилось с названным решением Инспекции и обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 2, 52, 153, 166, 169, 170 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 235, 236, 237 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 56 и 392 Трудового кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил заявленное требование в обжалуемой части. Суд исходил из того, что у Общества не возникла обязанность по исчислению и уплате единого социального налога с выплат, произведенных физическим лицам организациями - ООО "Хлеб-Сервис", ООО "Кондитер", ООО "Пекарь" и ООО "Хлеб-Транс".

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа считает ее подлежащей удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам.

Объектом налогообложения при этом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса), а также по авторским договорам (пункт 1 статьи 236 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 237 Кодекса налоговая база налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 настоящего Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

Пунктом 2 статьи 346.12 Кодекса предусмотрено, организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 15 млн рублей за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога (пункт 2 статьи 346.11 Кодекса).

Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил заявленное Обществом требование в части признания недействительным решения Инспекции от 22.02.2007 N 12-37/10 о доначислении налогоплательщику единого социального налога, соответствующих пеней и штрафа, сделав вывод о том, что налоговый орган не представил достаточных доказательств, свидетельствующих о возникновении у Общества обязанности по исчислению и уплате единого социального налога по выплатам физическим лицам, выполнявшим в Обществе работы в соответствии с договорами на оказание услуг, заключенными между Обществом и ООО "Хлеб-Сервис", ООО "Кондитер", ООО "Пекарь", ООО "Хлеб-Транс".

Однако выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Из материалов дела видно, что ОАО "Саранский хлебокомбинат" заключало с вновь созданными ООО "Хлеб-Сервис", ООО "Кондитер", ООО "Пекарь", ООО "Хлеб-Транс" договоры на оказание услуг, согласно которым указанные лица предоставляли Обществу персонал.

По состоянию на 01.01.2003 в ОАО "Саранский хлебокомбинат" работало около 360 человек. После регистрации ООО "Хлеб-Сервис", ООО "Кондитер", ООО "Пекарь", ООО "Хлеб-Транс" в них в 2003-2004 годах из ОАО "Саранский хлебокомбинат" были формально переведены более 300 работников 100 человек в каждую вновь созданную организацию).

Трудовые функции и фактическое место осуществления трудовой деятельности работников, переведенных из ОАО "Саранский хлебокомбинат" во вновь созданные организации, не изменились, они продолжали работать на прежних рабочих местах, на том же оборудовании, принадлежащем Обществу. Работники всех организаций получали заработную плату в кассе Общества.

Общество, ООО "Хлеб-Сервис", ООО "Кондитер", ООО "Пекарь", ООО "Хлеб-Транс" располагаются по одному адресу и взаимодействуют исключительно друг с другом. На балансе созданных организаций в течение всего периода деятельности не имелось никаких активов, необходимых для осуществления производственного процесса по предусмотренным видам деятельности. Иной деятельности, кроме предоставления персонала Обществу, вновь созданные организации не осуществляли. Доход, получаемый этими организациями от Общества, покрывал лишь сумму затрат по заработной плате, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Таким образом, фактически все работники продолжали осуществлять свою трудовую деятельность в Обществе. В руководящий состав обществ вошли бывшие должностные лица ОАО "Саранский хлебокомбинат", составление налоговой и бухгалтерской отчетности производилось одним бухгалтером.

Общество по названным договорам фактически производило оплату труда, что является объектом обложения единым социальным налогом, однако, используя описанную схему, единый социальный налог с указанных выплат не исчисляло и не уплачивало в бюджет.

Распределение численности работников (до 100 человек) позволило созданным организациям применять упрощенную систему налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации и не уплачивать единый социальный налог.

Следовательно, действия Общества и его контрагентов преследовали цель, направленную на уклонение от уплаты единого социального налога путем создания ситуации по занижению налоговой базы по этому налогу на сумму выплаченной физическим лицам заработной платы. Расчет суммы налога, произведенный налоговым органом, Общество не оспаривает.

Согласно пункту 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Мордовия в оспариваемой части подлежит отмене.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 2 000 рублей за рассмотрение дела в первой инстанции, 1 000 рублей за рассмотрение дела в апелляционной инстанции и 1 000 рублей за рассмотрение дела в кассационной инстанции подлежит отнесению на Общество.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 2 части 1), 288 (частью 1), 289 и 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 03.04.2008 по делу N А39-1185/2007 отменить.

В удовлетворении требований о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия открытому акционерному обществу "Саранский хлебокомбинат" в части доначисления 6 261 780 рублей единого социального налога, 1 498 986 рублей пеней и 1 252 356 рублей штрафа по этому налогу отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества "Саранский хлебокомбинат" в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия 2 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в первой инстанции, 1 000 рублей за рассмотрение дела в апелляционной инстанции и 1 000 рублей за рассмотрение дела в кассационной инстанции.

Арбитражному суду Республики Мордовия выдать исполнительный лист.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

А.И.ЧИГРАКОВ

Судьи

М.Ю.ЕВТЕЕВА

Н.Ш.РАДЧЕНКОВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок