Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Поволжского округа от 11 сентября 2007 года Дело N А12-2022/07

Постановление ФАС Поволжского округа от 11 сентября 2007 года Дело N А12-2022/07

Выплаты, производимые Обществом работникам за тяжелую работу, работу с вредными и опасными условиями труда, начисляемые помимо надбавок к наработкой плате, предусмотренные ст. ст. 146 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации, являются компенсационными в смысле, придаваемом ему ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации, и не подлежат обложению единым социальным налогом.

20.11.2007  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 11 сентября 2007 года Дело N А12-2022/07

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, г. Волгоград,

на решение от 06.03.2007 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-2022/07

по заявлению Открытого акционерного общества "Хлебокомбинат - Волжский", г. Волжский Волгоградской области, к Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, г. Волгоград, о признании недействительным ненормативного акта,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Хлебокомбинат - Волжский", г. Волжский Волгоградской области, обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, г. Волгоград, от 09.01.2007 N 1 об уплате единого социального налога в сумме 2375016 руб., пени в сумме 523228 руб., а также штрафа в сумме 453091 руб. по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату ЕСН.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06.03.2007 признано недействительным решение Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области от 09.01.2007 N 1.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговый орган просит принятое по делу решение и принять новый судебный акт.

В обоснование кассационной жалобы налоговый орган указывает, что Общество в нарушение ст. 236 Налогового кодекса не включило в налоговую базу по единому социальному налогу суммы выплат, производимых работникам в качестве компенсации за вредные условия труда, поскольку эти выплаты являются доплатой к заработной плате работников, занятых на работах с вредными условиями труда, и не могут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле ст. 164 Трудового Кодекса Российской Федерации.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятого по делу решения, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что в соответствии с актом независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников истца от 22.09.2004 N 20, составленной объединенной профсоюзной Инспекцией труда РОСТ, установлено наличие на предприятии истца вредных условий труда, которые должны быть компенсированы. По результатам аттестации были внесены изменения и дополнения в коллективный договор, которыми помимо надбавок в виде % к тарифной ставке, предусмотренных ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации, были определены размеры компенсационных выплат в соответствии с установленным перечнем специальностей, а также производились дополнительные выплаты работникам предприятия.

В силу абзаца девятого п/п. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправление компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Трудовой кодекс Российской Федерации выделяет два вида компенсационных выплат.

Исходя из ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.

Второй вид компенсационных выплат определен ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации. На основании этой статьи заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом компенсации в смысле ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.

Статьями 146, 147 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена повышенная оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

При этом ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышение заработной платы по указанным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест. Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором.

Следовательно, указанные выплаты являются составной частью заработной платы работников и не имеют отношения к выплатам, предусмотренным абзацем девятым п/п. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено, что доплаты, предусмотренные ст. ст. 146 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации, составляли в Обществе 4 - 8 процентов от тарифной ставки (должностного оклада) и включались в облагаемую базу по налогу на доходы физических лиц.

В то же время помимо указанных доплат Общество на основании коллективного договора приняло решение в соответствии со ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации о компенсационных выплатах работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которые согласно п/п. 2 п. 1 ст. 218 Кодекса не подлежали обложению единым социальным налогом.

Выплаты, производимые Обществом работникам за тяжелую работу, работу с вредными и опасными условиями труда, начисляемые помимо надбавок к наработкой плате, предусмотренные ст. ст. 146 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации, являются компенсационными в смысле, придаваемом ему ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации, и не подлежат обложению единым социальным налогом.

Ссылку налогового органа на п. 4 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 14.03.2006 N 106 в подтверждение своей позиции суд первой инстанции правомерно признал ошибочной, поскольку данные разъяснения касались доплат, установленных в соответствии со ст. ст. 146 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации. Вместе с тем в данном случае оценивается правомерность исключения из налоговой базы компенсационных выплат, предусмотренных ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд первой пришел к правомерному выводу о том, что выплаты, производимые Обществом работникам за тяжелую работу, работу с вредными и опасными условиями труда в соответствии со ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации на основании коллективного договора, являются компенсационными в том смысле, как это установлено ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации. Оснований для доначисления Обществу на указанные выплаты единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у налогового органа не имелось.

По мнению Министерства финансов Российской Федерации, высказанному в письмах от 27.04.2004 N 04-04-04/53, от 08.04.2005 N 03-05-01-04/93, от 28.12.2005 N 03-05-01-04/405, от 07.08.2006 N 03-05-01-04/240, от 24.10.2006 N 03-05-02-04/166, а также мнению Федеральной налоговой службы России, высказанному в письмах от 21.01.2005 N 04-1-03/721, от 03.03.2006 N 04-1-03/117, компенсации, выплачиваемые работодателем в соответствии со ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации, не подлежат обложению единым социальным налогом на основании п/п. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 06.03.2007 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-2022/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление в законную силу со дня его принятия.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок