Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Поволжского округа от 11 сентября 2007 года Дело N А12-2022/07

Постановление ФАС Поволжского округа от 11 сентября 2007 года Дело N А12-2022/07

Выплаты, производимые Обществом работникам за тяжелую работу, работу с вредными и опасными условиями труда, начисляемые помимо надбавок к наработкой плате, предусмотренные ст. ст. 146 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации, являются компенсационными в смысле, придаваемом ему ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации, и не подлежат обложению единым социальным налогом.

20.11.2007  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 11 сентября 2007 года Дело N А12-2022/07

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, г. Волгоград,

на решение от 06.03.2007 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-2022/07

по заявлению Открытого акционерного общества "Хлебокомбинат - Волжский", г. Волжский Волгоградской области, к Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, г. Волгоград, о признании недействительным ненормативного акта,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Хлебокомбинат - Волжский", г. Волжский Волгоградской области, обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, г. Волгоград, от 09.01.2007 N 1 об уплате единого социального налога в сумме 2375016 руб., пени в сумме 523228 руб., а также штрафа в сумме 453091 руб. по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату ЕСН.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06.03.2007 признано недействительным решение Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области от 09.01.2007 N 1.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговый орган просит принятое по делу решение и принять новый судебный акт.

В обоснование кассационной жалобы налоговый орган указывает, что Общество в нарушение ст. 236 Налогового кодекса не включило в налоговую базу по единому социальному налогу суммы выплат, производимых работникам в качестве компенсации за вредные условия труда, поскольку эти выплаты являются доплатой к заработной плате работников, занятых на работах с вредными условиями труда, и не могут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле ст. 164 Трудового Кодекса Российской Федерации.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятого по делу решения, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что в соответствии с актом независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников истца от 22.09.2004 N 20, составленной объединенной профсоюзной Инспекцией труда РОСТ, установлено наличие на предприятии истца вредных условий труда, которые должны быть компенсированы. По результатам аттестации были внесены изменения и дополнения в коллективный договор, которыми помимо надбавок в виде % к тарифной ставке, предусмотренных ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации, были определены размеры компенсационных выплат в соответствии с установленным перечнем специальностей, а также производились дополнительные выплаты работникам предприятия.

В силу абзаца девятого п/п. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправление компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Трудовой кодекс Российской Федерации выделяет два вида компенсационных выплат.

Исходя из ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.

Второй вид компенсационных выплат определен ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации. На основании этой статьи заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом компенсации в смысле ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.

Статьями 146, 147 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена повышенная оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

При этом ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышение заработной платы по указанным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест. Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором.

Следовательно, указанные выплаты являются составной частью заработной платы работников и не имеют отношения к выплатам, предусмотренным абзацем девятым п/п. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено, что доплаты, предусмотренные ст. ст. 146 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации, составляли в Обществе 4 - 8 процентов от тарифной ставки (должностного оклада) и включались в облагаемую базу по налогу на доходы физических лиц.

В то же время помимо указанных доплат Общество на основании коллективного договора приняло решение в соответствии со ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации о компенсационных выплатах работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которые согласно п/п. 2 п. 1 ст. 218 Кодекса не подлежали обложению единым социальным налогом.

Выплаты, производимые Обществом работникам за тяжелую работу, работу с вредными и опасными условиями труда, начисляемые помимо надбавок к наработкой плате, предусмотренные ст. ст. 146 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации, являются компенсационными в смысле, придаваемом ему ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации, и не подлежат обложению единым социальным налогом.

Ссылку налогового органа на п. 4 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 14.03.2006 N 106 в подтверждение своей позиции суд первой инстанции правомерно признал ошибочной, поскольку данные разъяснения касались доплат, установленных в соответствии со ст. ст. 146 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации. Вместе с тем в данном случае оценивается правомерность исключения из налоговой базы компенсационных выплат, предусмотренных ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд первой пришел к правомерному выводу о том, что выплаты, производимые Обществом работникам за тяжелую работу, работу с вредными и опасными условиями труда в соответствии со ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации на основании коллективного договора, являются компенсационными в том смысле, как это установлено ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации. Оснований для доначисления Обществу на указанные выплаты единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у налогового органа не имелось.

По мнению Министерства финансов Российской Федерации, высказанному в письмах от 27.04.2004 N 04-04-04/53, от 08.04.2005 N 03-05-01-04/93, от 28.12.2005 N 03-05-01-04/405, от 07.08.2006 N 03-05-01-04/240, от 24.10.2006 N 03-05-02-04/166, а также мнению Федеральной налоговой службы России, высказанному в письмах от 21.01.2005 N 04-1-03/721, от 03.03.2006 N 04-1-03/117, компенсации, выплачиваемые работодателем в соответствии со ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации, не подлежат обложению единым социальным налогом на основании п/п. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 06.03.2007 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-2022/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление в законную силу со дня его принятия.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Ошибки риэлтора могут помешать получению имущественного вычета

При совершении сделок при покупке или продаже жилья советую быть внимательным при подписании договора купли-продажи. В противном случае покупатель не сможет вернуть НДФЛ в полном размере.

24
Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.