Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 июля 2007 г. Дело N А33-2092/06-Ф02-4723/07

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 июля 2007 г. Дело N А33-2092/06-Ф02-4723/07

26.10.2007  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 25 июля 2007 г. Дело N А33-2092/06-Ф02-4723/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Евдокимова А.И.,

судей: Новогородского И.Б., Первушиной М.А.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы России N 9 по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 апреля 2007 года по делу N А33-2092/06 (суд первой инстанции: Иванова Е.А.),

УСТАНОВИЛ:

Федеральная налоговая служба России N 9 по Красноярскому краю (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации в лице Восточно-Сибирского банка Мотыгинского отделения N 2442 пгт. Мотыгино (далее - Сбербанк РФ) о взыскании налоговых санкций в размере 489350,52 рубля.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14.04.2006 заявленные требования удовлетворены частично, со Сбербанка РФ в доход бюджета взыскано 94413,80 рубля налоговых санкций.

Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 19.06.2006 решение суда от 14.04.2006 отменено в части отказа в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налоговых санкций в размере 337655,20 рубля, со Сбербанка РФ в доход бюджета взыскано 337655,20 рубля налоговых санкций и в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в сумме 8288,12 рубля. В остальной части решение оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.12.2006 решение от 14.04.2006, постановление апелляционной инстанции от 19.06.2006 Арбитражного суда Красноярского края по делу отменено по эпизоду взыскания налоговых санкций по статье 134 Налогового кодекса Российской Федерации, дело передано в указанной части на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11.04.2007 заявленные требования налоговой инспекции удовлетворены частично, со Сбербанка РФ в доход бюджета взыскано 142969 рублей налоговых санкций и в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в сумме 3297,62 рубля.

Налоговая инспекция, не согласившись с принятым судом решением, обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 апреля 2007 года отменить в части отказа во взыскании санкций в размере 346381,52 рубля.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суд нарушил нормы материального права; неверно толкует понятие "задолженность", указанное в санкции статьи 134 Налогового кодекса Российской Федерации; сделал несостоятельный вывод о возможности формирования степени умысла банка на совершение правонарушения лишь в размере неуплаченной клиентом суммы, поскольку банк, осуществляя неправомерное перечисление денежных средств, не владеет информацией о размере задолженности клиента, в обеспечение взыскания которой вынесено решение о приостановлении операций по счетам; необоснованно снизил размер санкций в связи с применением смягчающих ответственность обстоятельств.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы нет.

Из материалов дела следует, что Сбербанк РФ зарегистрирован в качестве юридического лица за государственным регистрационным номером 1027700132195, имеет лицензию на осуществление банковских операций Центрального банка Российской Федерации (Банка России) N 1481 от 03.10.2002.

Налоговой инспекцией с 30.09.2005 по 07.10.2005 на основании решения о проведении проверки от 30.09.2005 в Мотыгинском отделении N 2442 АКБ Сбербанка РФ была проведена проверка своевременного исполнения расчетных документов на перечисление налогов и сборов в бюджеты всех уровней, соблюдения порядка открытия и закрытия счетов предприятиям и организациям, исполнения статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации за период с 01.04.2005 по 30.08.2005.

По результатам проверки налоговой инспекцией составлен акт от 07.10.2005 N 1 о нарушении законодательства о налогах и сборах банком в отмененной части: при наличии неотмененного и не отозванного налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам ОАО "Северно-Ангарский горно-металлургический комбинат" (далее - "САГМК"), денежные средства с его расчетного счета в общей сумме 2396752,64 рубля списаны банком на цели, не связанные с исполнением обязанности по уплате налогов и сборов или иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет, в том числе: за оформление чековых книжек с образцами подписей и оттиска печати, в счет оплаты по договору займа, за горно-спасательные услуги по договору, за ведение расчетного счета за август 2005 года.

26.10.2005 Сбербанком РФ представлены разногласия к акту N 1 от 07.10.2005 о нарушении законодательства о налогах и сборах.

22.10.2005 по результатам рассмотрения материалов проверки и представленных ответчиком возражений, которые не были приняты налоговой инспекцией, руководителем налоговой инспекции принято решение N 1, которым Сбербанк РФ привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 489350,52 рубля, в том числе сумма 479350,52 рубля, предусмотренная статьей 134 Налогового кодекса Российской Федерации, за списание денежных средств с вновь открытого расчетного счета ОАО "САГМК" на цели, не связанные с исполнением обязанности по уплате налогов и сборов или иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет при наличии неотмененного и неотозванного решения о приостановлении операций по счетам общества.

Требованием от 29.11.2005 N 18883 Сбербанку РФ предложено в срок до 15.12.2005 уплатить в добровольном порядке налоговые санкции, предусмотренные решением налоговой инспекции N 1 от 22.11.2005.

Решение и требование направлены в адрес Сбербанка РФ по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Налоговые санкции банком не уплачены.

Согласно решению от 18.07.2006 N 3247 о взыскании налога, сборов и пени, за счет денежных средств налогоплательщика-организации или налогового агента - организации на счетах с ОАО "САГМК" подлежит взысканию сумма налогов в размере 285938 рублей.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 60 Налогового кодекса Российской Федерации банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды), а также решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством. Поручение на перечисление налога или решение о взыскании налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения или решения.

Согласно пункту 8 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при взыскании налога налоговым органом может быть применено приостановление операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банках в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 72, пункта 1 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться установленными способами, в том числе путем приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Пунктами 4, 5, 9 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций до отмены этого решения. При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.

В соответствии со статьей 134 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента их поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности.

Из материалов дела следует, что решение N 1181 от 18.07.2005 о приостановлении операций по расчетному счету клиента (ОАО "САГМК"), открытому в Мотыгинском отделении Сбербанка РФ N 2442, вынесено налоговой инспекцией 18.07.2005, получено банком 01.08.2005.

С момента получения банком и до его отмены налоговой инспекцией все расходные операции должны быть полностью прекращены банком, за исключением платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Согласно представленной заявителем информации о движении денежных средств по счету ОАО "САГМК" N 40702810331230100156 за период с 01.05.2005 по 01.09.2005, с указанного расчетного счета были списаны денежные средства на цели, не связанные с исполнением обязанности по уплате налогов и сборов либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет. Списание денежных средств произведено в сумме 2396752,64 рубля.

При таких обстоятельствах материалами дела подтверждено, что присутствуют все условия для привлечения Сбербанка РФ к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 134 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из установленного статьей 134 Налогового кодекса Российской Федерации предельного размера ответственности следует, что налоговый орган должен доказать сумму задолженности, в обеспечение взыскания которой вынесено решение о приостановлении расходных операций по счету. Суд первой инстанции указал, что под задолженностью в данном случае следует понимать сумму, послужившую основанием для приостановления операций по счету.

В письме от 19.03.2007 в суд ОАО "САГМК" указало сумму задолженности по налогам на 18.07.2005 в размере 285938 рублей. Налоговая инспекция указывает ту же сумму.

Учитывая изложенное, интересы государства в данном случае нарушены неисполнением ответчиком решения налоговой инспекции N 1181 от 18.07.2005 о приостановлении операций по счетам в размере задолженности по налогам. Сумма штрафа не может превышать 285938 рублей.

Вместе с тем суд учел смягчающие вину Сбербанка РФ обстоятельства по устному ходатайству представителя Сбербанка РФ.

Статьей 112 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В целях обеспечения выполнения этой публичной обязанности и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. При этом в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права.

Суд первой инстанции правомерно признал обстоятельством, смягчающим вину Сбербанка РФ, ненаправление инкассового поручения на сумму задолженности клиента банка ОАО "САГМК".

Суд рассмотрел довод Сбербанка РФ об отсутствии в действиях банка состава правонарушения. Обязанности банка, за неисполнение которых наступает ответственность по статье 134 Налогового кодекса Российской Федерации, определены в статье 76 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статья 134 Налогового кодекса Российской Федерации содержит перечень документов, исполнение которых влечет ответственность банка при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам клиентов банка. Указанная статья не содержит в качестве обязательного условия наличие у ответчика инкассового поручения с указанием суммы, подлежащей взысканию с клиента, кроме того, налоговый орган не вправе выставлять инкассовые поручения за неисполнение одних и тех же требований об уплате налога (сбора, пени) в различные банки, поскольку вышеуказанное может повлечь взыскание задолженности по нескольким инкассовым поручениям, выставленным в разные банки, что повлечет нарушение законных интересов налогоплательщика.

Санкция, предусмотренная статьей 134 Налогового кодекса Российской Федерации, сформулирована таким образом, что ее карательная функция выражается в получении бюджетом суммы штрафа, аналогичной той сумме задолженности, которая своевременно не была уплачена клиентом банка в бюджет по вине банка.

Вина банка в виде умысла выражается в содействии налогоплательщику, не исполняющему свои законные интересы перед бюджетом.

Судом правомерно сделан вывод, что соблюдены все необходимые условия для привлечения Сбербанка РФ к ответственности, предусмотренной статьей 134 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма штрафа, подлежащая взысканию, составляет 142969 рублей.

Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены и оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 апреля 2007 года по делу N А33-2092/06 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

А.И.ЕВДОКИМОВ

Судьи:

И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ

М.А.ПЕРВУШИНА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок