Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Определения / Определение ВАС РФ от 21 мая 2009 г. N 3869/09

Определение ВАС РФ от 21 мая 2009 г. N 3869/09

Вывод суда о невозможности исполнения судебного решения в связи с отсутствием у Ростовской области лицевого счета противоречит статьям 124 и 125 ГК РФ, согласно которым Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не являются юридическими лицами, а от их имени приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступают в суде органы государственной власти в рамках их компетенции

03.06.2009  

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 мая 2009 г. N 3869/09

О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Харчиковой Н.П., судей Марамышкиной И.М., Прониной М.В. рассмотрел в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Энергосбыт Ростовэнерго" о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.12.2008 по делу Арбитражного суда Ростовской области N А53-7131/2008-С4-45,

установил:

открытое акционерное общество "Энергосбыт Ростовэнерго" (далее - общество, взыскатель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Ростовской области (далее - казначейство) по возврату исполнительного листа от 18.03.2008 N 118272, выданного Арбитражным судом Ростовской области по делу N А53-21957/2007-С3-12 и об обязании казначейства принять указанный исполнительный лист к исполнению (с учетом уточнения заявленных требований).

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.06.2008, оставленным без изменений постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2008, исковые требования удовлетворены.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 10.12.2008 названные судебные акты отменил, в иске отказал.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации о пересмотре постановления суда кассационной инстанции в порядке надзора, общество просит его отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции - оставить без изменения.

Рассмотрев материалы дела и доводы заявителя, Суд пришел к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.01.2008 по делу N А53-21957/2007-С3-12 в пользу общества с Ростовской области в лице Департамента лесного хозяйства Ростовской области в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам федерального государственного учреждения "Ростовский лесхоз" (далее - лесхоз) взыскано 9 571 рубль 50 копеек долга и 598 рублей 57 копеек государственной пошлины, выдан 18.03.2008 исполнительный лист N 118272.

Предъявленный ко взысканию обществом исполнительный лист, возвращен в адрес взыскателя письмом от 17.04.2008 N 58-14-28/7581 в связи с отсутствием в Управлении Федерального казначейства по Ростовской области лицевых счетов Ростовской области в лице Департамента лесного хозяйства Ростовской области. Казначейство в названном письме также указало, что в Управлении Федерального казначейства по Ростовской области открыт лицевой счет получателя средств областного бюджета - Департамента лесного хозяйства Ростовской области.

Считая, что действия казначейства по возвращению исполнительного листа N 118272 противоречат закону, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявления общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к выводу об отсутствии оснований для признании незаконными действий казначейства по возврату исполнительного листа N 118272, поскольку названный исполнительный документ в соответствии со статьей 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации должен был быть направлен для исполнения в Министерство финансов Ростовской области - финансовый орган Ростовской области (должника по исполнительному документу). Кроме того, суд кассационной инстанции указал, что у казначейства отсутствовала реальная возможность по исполнению исполнительного листа N 118272, в связи с тем, что Ростовская область - должник по исполнительному документу - не имеет в Управлении Федерального казначейства по Ростовской области лицевого счета.

Данная позиция суда кассационной инстанции является ошибочной и противоречащей практике рассмотрения аналогичных споров.

В пункте 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, а в резолютивной части решения необходимо указывать, что соответствующий долг учреждения взыскивается с Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Арбитражный суд Ростовской области в решении от 14.01.2008 по делу N А53-21957/2007-С3-12 установил, что функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств осуществляет Департамент лесного хозяйства Ростовской области, и взыскал сумму задолженности лесхоза в пользу общества в субсидиарном порядке с Ростовской области в лице Департамента лесного хозяйства Ростовской области.

Согласно положениям пункта 9 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевого счета как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, является Федеральное казначейство согласно статье 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Заявителем соблюдены правила направления исполнительного листа именно в органы казначейства и правовых оснований для направления исполнительного документа в финансовый орган Ростовской области не имелось.

Вывод суда кассационной инстанции о невозможности исполнения судебного решения в связи с отсутствием у Ростовской области лицевого счета противоречит статьям 124 и 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не являются юридическими лицами, а от их имени приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступают в суде органы государственной власти в рамках их компетенции.

При таких обстоятельствах постановление суда кассационной инстанции от 10.12.2008 подлежит отмене, решение суда первой инстанции от 20.06.2008 и постановление суда апелляционной инстанции от 01.10.2008 - оставлению без изменения.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

определил:

1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А53-7131/2008-С4-45 Арбитражного суда Ростовской области для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.12.2008.

2. Направить копии определения, заявления и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.

3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзыв в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 21 июня 2009 года.

Председательствующий судья

Н.П.ХАРЧИКОВА

Судья

И.М.МАРАМЫШКИНА

Судья

М.В.ПРОНИНА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Ошибки риэлтора могут помешать получению имущественного вычета

При совершении сделок при покупке или продаже жилья советую быть внимательным при подписании договора купли-продажи. В противном случае покупатель не сможет вернуть НДФЛ в полном размере.

12
Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.