
Новости / Налогообложение / Эксперты проанализировали идею ограничить рост цен на бензин уровнем инфляции
Эксперты проанализировали идею ограничить рост цен на бензин уровнем инфляции

Цены на бензин зависят от биржевых котировок, договоренностей с компаниями и других факторов, поэтому их нельзя привязать к уровню инфляции.
31.03.2025Цены на бензин зависят от биржевых котировок, договоренностей властей с компаниями и ряда других факторов, поэтому их нельзя жестко привязать к уровню инфляции, заявил главный редактор «ИнфоТЭК», заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.
Так он прокомментировал предложение лидера партии «Справедливая Россия – За правду» Сергея Миронова законодательно ограничить рост цен на бензин уровнем инфляции.
«В России розничные цены на бензин и дизельное топливо частично регулируются. Они, прежде всего, зависят от налогов, в том числе ежегодно повышаемого акциза. Во-вторых, от договоренностей правительства с нефтяными компаниями о сдерживании роста цен на АЗС в пределах годовой инфляции. И только в третью очередь — от оптовых цен, формируемых на бирже. Однако этот фактор наименее значим», — пояснил Фролов.
По его словам, тема цен на топливо вызывает широкий общественный резонанс. «Настройки рынка далеки от идеальных, — отметил эксперт. — Однако любое вмешательство в его работу требует более глубокого анализа».
Фролов также подчеркнул, что договоренности властей с нефтяными компаниями касаются марок АИ-92 и АИ-95, рост цен на которые в 2024 году был ниже уровня инфляции.
«Общий показатель удорожания топлива включает АИ-98 и более высокие марки, которые в прошлом году подорожали более чем на 20%. Однако этот сегмент относится к премиальному, а не социально значимому. Поэтому именно на него легла основная нагрузка по росту цен», — пояснил Фролов.
Кроме того, соглашения распространяются не на весь рынок, а лишь на АЗС определенных компаний. «Если независимые заправки в 2023–2024 годах устанавливали цены на 5–7 рублей за литр выше рыночного уровня, что действительно имело место, крупные нефтяные компании не могли на это повлиять», — добавил эксперт.
Отвечая на критику топливного демпфера, Фролов напомнил, что этот механизм был создан для балансировки внутренних и экспортных цен. Если экспорт становится более выгодным, государство компенсирует нефтяникам разницу, чтобы сдерживать цены внутри страны. В обратной ситуации компании платят в бюджет.
«В 2023 году нефтяные компании получили по демпферу 1,8 трлн рублей, но важно понимать, что это налоговый вычет, а не дотация», — пояснил эксперт.
Он уточнил, что в 2024 году нефтегазовый сектор только по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) перечислил в бюджет более 12,23 трлн рублей, из которых 10,1 трлн рублей — налог на нефть. Часть этих средств была возвращена в рамках демпфирующей надбавки (статья 200 Налогового кодекса РФ).
«Демпфер — это, по сути, „костыль“, созданный в рамках налогового маневра. Когда стало ясно, что его параметры противоречат целям наполнения внутреннего рынка нефтепродуктами и развития переработки, пришлось вводить дополнительный механизм регулирования», — подчеркнул Фролов.
Заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев также отметил, что меры господдержки ТЭК направлены на инвестиции и развитие отрасли.
«Это не акт необоснованной щедрости, а продуманные стимулы для поддержания и модернизации перерабатывающих мощностей», — пояснил он.
По его словам, выплата демпфера и цены на бензин — это несвязанные показатели.
«Сложившаяся дискуссия говорит о недопонимании между депутатами и отраслью. Восприятие демпфера как дотации свидетельствует о недостаточном понимании фискальной системы топливно-энергетического комплекса России», — заключил Гусев.
Темы: События в экономике  
- 17.07.2025 Рынок ожил: снижение ставки ЦБ спровоцировало рост кредитов наличными
- 17.07.2025 Летняя прохлада подогрела интерес к квартирам в Москве
- 16.07.2025 Доходность от аренды вторичного жилья в Калининграде выросла до 6,5%
Комментарии