Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Глава 10. ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ВЗИМАНИЕ НАЛОГОВ

Статья 92. Меры обеспечения исполнения не выполненного в срок на-

логового обязательства

1. Налоговые органы обеспечивают исполнение налогового обязатель- ства налогоплательщика, не выполненного в установленные сроки, следую- щими мерами, предусмотренными настоящим Кодексом:

1) начислением процентов на неуплаченную в срок сумму налогов;

2) приостановлением расходных операций по счетам в банках и дру- гих финансово-кредитных учреждениях;

3) арестом имущества налогоплательщика и взиманием средств, при- читающихся налогоплательщику.

2. В случае неисполнения налогоплательщиком в установленные сроки обязанностей по уплате налога, штрафов и процентов, то есть при нали- чии у налогоплательщика недоимки, налоговые органы уведомляют налогоп- лательщика о необходимости уплаты налога в 10-дневный срок со дня по- лучения налогоплательщиком этого уведомления и о возможности примене- ния к нему мер, предусмотренных в пунктах 2) и 3) части 1 настоящей статьи, в случае неуплаты налога, штрафов и процентов. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, начисление процентов производится во всех случаях наличия недоимки и для применения этой меры не требуется уведомление налогоплательщика.

3. Правила настоящей главы применяются в отношении налоговых агентов в том же порядке, который установлен для налогоплательщиков.

4. Настоящая глава применяется с соблюдением положений Гражданс- кого кодекса Республики Таджикистан в отношении очередности списания денежных средств с банковских счетов.

Статья 93. Проценты по недоплате и переплате налогов

1. За исключением случаев, установленных настоящим Кодексом, если какая-либо сумма налога, в том числе текущего платежа, не уплачена к установленному сроку, то есть имеет место недоплата (недоимка), нало- гоплательщик обязан уплатить проценты с этой суммы недоплаты (недоим- ки) за период с даты наступления срока платежа до даты уплаты суммы недоплаты (недоимки).

2. Если за период с даты подачи налогоплательщиком заявления на возврат излишне уплаченных сумм налога, то есть переплаты, до даты фактического осуществления возврата сумм переплаты истекло более 30 календарных дней, проценты в пользу налогоплательщика на сумму переп- латы налога подлежат уплате из соответствующего бюджета за период с даты подачи заявления за возврат суммы переплаты до даты фактического осуществления возврата.

Для целей предыдущего предложения в случаях зачета суммы перепла- ты возврат считается произведенным на дату осуществления зачета или если переплата и недоимка относятся к различным бюджетам, на дату по- лучения разрешения на зачет.

Проценты не подлежат уплате налогоплательщику, если возврат суммы переплаты осуществляется в срок не более 30 дней с момента подачи на- логоплательщиком заявления на возврат излишне уплаченных сумм.

3. Ставка процента согласно настоящей статье устанавливается в простых процентах в размере 150 процентов ставки рефинансирования На- ционального банка Таджикистана, определяемой на каждый текущий квартал в виде средней арифметической ставок рефинансирования по итогам преды- дущего квартала.

4. Проценты на штрафы и начисленные проценты не начисляются.

5. При наличии у налогоплательщика переплаты по одним налогам и недоплаты по другим налогам начисление процентов на сумму недоимки за период, когда сумма недоимки была меньше суммы переплаты, не произво- дится, если переплаты и недоимки имеют место по одному и тому же бюд- жету.

6. Инструкция о начислении процентов по недоплате и переплате на- логов принимается уполномоченными государственным органом по согласо- ванию с Министерством финансов Республики Таджикистан и Национальным банком Таджикистана.

Статья 94. Приостановление расходных операций по счетам налогоп-

лательщика в банках и других финансово-кредитных

учреждениях

1. Приостановление расходных операций по счетам налогоплательщика в банках и других финансово-кредитных учреждениях (за исключением кор- респондентских счетов банков) (далее - ,приостановление расходных опе- раций по банковским счетам,) юридического лица и индивидуального предпринимателя производится при наличии хотя бы одного из следующих случаев:

1) если налогоплательщик не представляет налоговую декларацию к установленному сроку и налоговый орган уведомил его о необходимости ее предоставления и если по истечении 30 календарных дней с даты такого уведомления налоговая декларация не представлена;

2) в случае неуплаты налога, штрафов и процентов в срок, установ- ленный в части 2 статьи 92 настоящего Кодекса, налоговый орган повтор- но уведомляет о необходимости уплаты налога, штрафов и процентов и ес- ли налоговая задолженность (недоимка) не будет погашена в течение 30 календарных дней после получения налогоплательщиком повторного уведом- ления;

3) недопуска должностных лиц налоговых органов к налоговой про- верке и обследованию объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, кроме случаев нарушения ими установленного настоящим Кодексом порядка проведения налоговой проверки, если со дня получения налогоплательщиком уведомления налогового органа о необходимости до- пуска должностных лиц налогового органа к налоговой проверке и о воз- можности применения мер, предусмотренных настоящей статьей, истекли 10 календарных дней.

2. При наличии оснований, предусмотренных в части 1 настоящей статьи, первый руководитель (или лицо, его замещающее) налогового ор- гана, в котором налогоплательщик состоит на регистрационном учете, об- ращается в установленном законодательством порядке в суд по месту на- хождения налогоплательщика о приостановлении расходных операций по банковским счетам налогоплательщика с одновременным уведомлением нало- гоплательщика о своем обращении в суд.

3. Приостановление расходных операций по банковским счетам расп- ространяется на все расходные операции налогоплательщика, кроме опера- ций по выплате начисленной заработной платы и по погашению налоговой задолженности.

4. Решение суда о приостановлении расходных операций по банковс- ким счетам налогоплательщика подлежит безусловному исполнению банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций.

5. Налоговый орган для исполнения решения суда о приостановлении расходных операций по банковским счетам налогоплательщика принимает соответствующие меры.

6. Банк или другое финансово - кредитное учреждение и налоговый орган не несут ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком в результате приостановления его расходных операций по банковским счетам по решению суда, принятому в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

7. При наличии решения суда о приостановлении расходных операций по банковским счетам налогоплательщика любой банк или другое финансово - кредитное учреждение не вправе открывать этому налогоплательщику новые счета, выдавать наличные денежные средства с его счетов или выдавать кредиты, за исключением выдачи наличных денег для выплаты начисленной заработной платы.

8. После устранения оснований, ставших причиной для приостановления расходных операций по банковским счетам, налоговый орган, не позднее одного банковского дня, в соответствии с установленным статьей 64 настоящего Кодекса порядком направляет письменное уведомление налогоплательщику, а также заинтересованному банку об устранении оснований, ставших причиной для приостановления расходных операций по банковским счетам налогоплательщика. Банк, получивший вышеуказанное уведомление, с момента его получения возобновляет расходные операции по банковским счетам налогоплательщика.

9. Положение о приостановлении расходных операций по счетам налогоплательщика в банках и других финансово-кредитных учреждениях и его отмене принимается Правительством Республики Таджикистан.

Статья 95. Арест имущества

1. Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения налогового обязательства признается действие налогового органа по ог- раничению права собственности налогоплательщика (иного обязанного ли- ца) в отношении его имущества.

2. Арест имущества может быть полным или частичным. Полным арес- том имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арес- тованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осущест- вляются с письменного разрешения и под контролем налогового органа. Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика в отношении его имущества, при котором владение и пользование этим имуществом осуществляются налогоплательщиком самостоятельно, а распо- ряжение этим имуществом осуществляется с письменного разрешения и под контролем налогового органа.

3. Частичный арест может быть применен в отношении налогоплатель- щика, имеющего непогашенную налоговую задолженность по истечении 60 календарных дней со дня установленного срока уплаты хотя бы по одному из налогов.

Полный арест может быть применен после применения частичного ареста и если по истечении 120 календарных дней со дня установленного срока уплаты налогов имеет место непогашенная налоговая задолженность.

При изменении срока уплаты налогов в соответствии со статьей 90 настоящего Кодекса исчисление вышеуказанных сроков начинается с перво- го дня посте истечения отсрочки уплаты налогов.

4. Предварительным условием ареста имущества является осуществле- ние действий, предусмотренных частью 2 статьи 92 настоящего Кодекса. Для осуществления частичного или полного ареста имущества налоговый орган обязан не ранее, чем за 15 календарных дней до истечения сроков, указанных в части 3 настоящей статьи, письменно уведомить налогопла- тельщика о намерении применить к нему процедуру частичного или полного ареста. Арест имущества может быть осуществлен только после истечения этого 15-дневного предупредительного срока и если в этот срок налого- вая задолженность (недоимка) погашена не полностью. Форма уведомления о намерении применить процедуру частичного или полного ареста опреде- ляется уполномоченным государственным органом.

5. При наложении ареста на имущество налогоплательщика, в случае представления налогоплательщиком реального плана финансового оздоров- ления, между налоговым органом и налогоплательщиком может быть заклю- чен договор о порядке и сроках погашения недоимки. Договор может пре- дусматривать приостановление ареста на определенные виды имущества, замену полного ареста на частичный арест в отношении всего имущества или его части.

6. Арест может быть наложен на любые виды имущества налогопла- тельщика за исключением имущества, на которое не может быть в соот- ветствии с законами Республики Таджикистан обращено взыскание.

7. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и дос- таточно для исполнения налогового обязательства.

Арест имущества производится последовательно в отношении:

1) наличных денежных средств, в том числе в иностранной валюте, находящихся в кассе или в подотчете должностных лиц (работников) нало- гоплательщика. Иностранная валюта, находящаяся в составе взысканного имущества, подлежит передаче в Национальный банк Таджикистана для кон- вертации в национальную валюту Республики Таджикистан не позже следую- щего банковского дня и перечисления в бюджет, наряду с арестованными наличными национальными денежными средствами, в счет погашения налого- вых обязательств налогоплательщика;

2) имущества, не участвующего непосредственно в производстве про- дукции (товаров), в частности, ценных бумаг, валютных ценностей, лег- кового автотранспорта, предметов дизайна служебных (административных) и непроизводственных помещений, других быстро ликвидных видов имущест- ва и т.д.;

3) готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценнос- тей, не предназначенных для непосредственного использования в произ- водстве;

4) сырья и материалов, предназначенных для непосредственного ис- пользования в производстве, а также станков, оборудования, зданий, со- оружений и иных основных средств. Станки, оборудование, здания, соору- жения и иные основные средства государственных предприятий и организа- ций не подлежат аресту;

5) другого имущества.

При этом в отношении имущества налогоплательщика, переданного в финансовую аренду (лизинг) и (или) в залог, запрещается изъятие этого имущества и изменение условий договора (лизинга и (или) залога) с мо- мента вынесения решения об аресте в отношении такого имущества и до его отмены.

8. Арест имущества налогоплательщика осуществляется на основании обращения первого руководителя (или его уполномоченного заместителя) налогового органа в судебном порядке.

9. Решение суда об аресте имущества принятое в соответствии с частью 8 настоящей статьи, в течение 2 рабочих дней передается для ис- полнения соответствующему подразделению налоговой полиции. В произ- водстве ареста имущества наряду с сотрудниками налоговой полиции могут принимать участие сотрудники налоговых органов. Перед арестом имущест- ва должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить налогопла- тельщику (его представителю) решение суда и документы, удостоверяющие их полномочия.

10. Арест имущества налогоплательщика (иного обязанного лица) производится с участием понятых. Подразделение налоговой полиции про- изводящее арест имущества, не вправе отказать налогоплательщику (его законному и (или) уполномоченному представителю) присутствовать при аресте имущества. Лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, а также налогоплательщику (его представителю) разъ- ясняются их права и обязанности.

11. Проведение ареста имущества в ночное время не допускается.

12. При производстве ареста составляется протокол об аресте иму- щества. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наиме- нования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при воз- можности - их стоимости. Все предметы, подлежащие аресту, предъявляют- ся понятым и налогоплательщику (его представителю). Протокол об аресте имущества составляется в трех экземплярах, один из которых передается налоговому органу, другой экземпляр передается в подразделение налого- вой полиции, производившее арест имущества и третий экземпляр переда- ется налогоплательщику, имущество которого арестовано.

13. Руководитель подразделения налоговой полиции, исполняющего решение о наложении полного ареста на имущество, по согласованию с ру- ководителем налогового органа, обратившимся в суд о наложении полного ареста на имущество, определяет место, где должно находиться (хранить- ся) имущество, на которое наложен арест.

14. Подразделение налоговой полиции может самостоятельно обеспе- чивать хранение арестованного имущества или передать его на договорной основе на хранение третьему лицу или в отдельных случаях оставить арестованное имущество на хранение у налогоплательщика. В последнем случае налогоплательщик несет ответственность за сохранность аресто- ванного имущества.

15. Сделки, совершенные налогоплательщиком (иным обязанным лицом) в отношении арестованного имущества с нарушением установленного насто- ящей статьей порядка, признаются недействительными.

16. Таможенные органы на основании письменного уведомления нало- гового органа о решении суда о полном аресте имущества налогоплатель- щика приостанавливают экспортные операции всего арестованного имущест- ва данного налогоплательщика на срок, указанный в письменном уведомле- нии налогового органа.

17. Решение суда об аресте имущества считается отмененным с мо- мента отмены этого решения вышестоящим судом, а исполненным с момента исполнения налогового обязательства. Решение суда приостанавливает свое действие с момента протеста прокурора до рассмотрения этого про- теста по существу в установленном законом порядке.

18. Положение о порядке проведения ареста имущества с учетом тре- бований настоящей статьи принимается Правительством Республики Таджи- кистан.

Статья 96. Реализация арестованного имущества

1 Арестованное имущество налогоплательщика и имущество, получен- ное от должника налогоплательщика в соответствии со статьей 97 настоя- щего Кодекса, если оно не представлено в денежной форме, реализуется на открытом аукционе, порядок и условия проведения которого определя- ются Правительством Республики Таджикистан.

2. Поступления от продажи имущества направляются на уплату налогов, штрафов и процентов в соответствии с решением суда согласно статьи 95 настоящего Кодекса, а в оставшейся части в соответствии со статьей 91 настоящего Кодекса, а также расходов по хранению и реализации, в том числе понесенных налоговым органом и подразделением налоговой полиции. Остаток средств возвращается налогоплательщику в течение трех банковских дней.

Статья 97. Взыскание сумм, которые причитаются налогоплательщику

1. Взыскание денежных средств с банковских счетов налогоплатель- щика и его дебиторов осуществляется в судебном порядке.

Налоговый орган имеет право направить банку или другому финансо- во-кредитному учреждению, в которых открыты и обслуживаются счета на- логоплательщика и (или) его дебиторов, решение суда о взыскании денеж- ных средств со счетов налогоплательщика и (или) его дебиторов, обязы- вающее банк и другие финансово-кредитные учреждения осуществить прямую уплату (минуя налогоплательщика и его счета) в соответствующий бюджет любой суммы, имеющейся на счетах налогоплательщика и (или) его дебито- ров в течение 10 дней с даты получения распоряжения.

2. В случае применения части 1 настоящей статьи взыскание суммы налоговой задолженности за счет сумм, находящихся на счетах налогопла- тельщика в банке или другом финансово-кредитном учреждении, произво- дится после получения решения суда о взыскании денежных средств со счетов налогоплательщика в следующем порядке:

1) банку и другому финансово-кредитному учреждению, где открыты и обслуживаются счета налогоплательщика, налоговый орган направляет со- ответствующее решение суда;

2) взыскание суммы налоговой задолженности за счет сумм, находя- щихся на счетах налогоплательщика в банке и другом финансово- кредит- ном учреждении, производится на основании инкассового распоряжения со- ответствующего налогового органа;

3) инкассовое распоряжение на взыскание сумм налоговой задолжен- ности направляется в банк и другое финансово-кредитное учреждение, где открыты и обслуживаются счета налогоплательщика, и подлежит исполнению в порядке, установленном пунктом 2) статьи 76 настоящего Кодекса;

4) инкассовое распоряжение выставляется по форме, установленной нормативными правовыми актами Республики Таджикистан, и должно содер- жать указание на тот счет (счета) налогоплательщика, с которого (кото- рых) производится взыскание суммы налоговой задолженности.

5) в случае отсутствия денег на счетах налогоплательщика в нацио- нальной валюте взыскание налоговой задолженности производится с валют- ных счетов налогоплательщика с применением курса национальной валюты к иностранным валютам, установленного Национальным банком Таджикистана на день взыскания;

6) при достаточности денег на счете (счетах) налогоплательщика инкассовое распоряжение на взыскание суммы налоговой задолженности ис- полняется банком и другим финансово-кредитным учреждением не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения указанного рас- поряжения;

7) при недостаточности денег или их отсутствии на счете (счетах) налогоплательщика инкассовое распоряжение (инкассовые распоряжения) исполняется (исполняются) по мере поступления денег на этот (эти) счет (счета).

3. При отсутствии случаев, предусмотренных в части 2 настоящей статьи, применение части 1 настоящей статьи по взысканию суммы налого- вой задолженности со счетов дебиторов налогоплательщика производится в следующем порядке:

1) при отсутствии денег на счетах налогоплательщика налоговый ор- ган, в котором налогоплательщик состоит на регистрационном учете, име- ет право в пределах образовавшейся налоговой задолженности взыскать деньги, причитающиеся налогоплательщику, со счетов дебиторов налогоп- лательщика. При этом дебитору и банку или другому финансово- кредитно- му учреждению дебитора этим налоговым органом направляется соответс- твующее решение суда и уведомление об обращении взыскания на деньги на его (дебитора) счетах в счет погашения налоговой задолженности нало- гоплательщика. Такое уведомление означает запрет на осуществление де- битором платежей в счет погашения своей задолженности перед налогопла- тельщиком.

Не позднее 30 календарных дней после даты получения уведомления дебитор обязан предоставить в налоговый орган, направивший уведомле- ние, акт сверки взаиморасчетов, составленный совместно с налогопла- тельщиком на дату получения уведомления;

2) акт сверки взаиморасчетов между налогоплательщиком и его деби- тором должен содержать следующие сведения:

- наименование налогоплательщика и его дебитора, их идентификаци- онные номера налогоплательщика;

- наименование налогового органа, где состоит на учете налогопла- тельщик и его дебитор;

- реквизиты счетов налогоплательщика и его дебитора;

- сумма задолженности дебитора перед налогоплательщиком;

- юридические реквизиты, печать и подписи налогоплательщика и его дебитора;

- дата составления акта сверки;

3) на основании акта сверки взаиморасчетов налоговый орган, в ко- тором состоит на регистрационном учете налогоплательщик, выставляет на счет (счета) дебитора инкассовое распоряжение о взыскании налоговой задолженности налогоплательщика;

4) банк или другое финансово-кредитное учреждение дебитора обязан исполнить выставленное инкассовое распоряжение о взыскании суммы нало- говой задолженности налогоплательщика в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 настоящей статьи.

Статья 98. Ответственность лиц, получивших активы налогоплатель-

щика по нерыночным ценам

В случае, когда налоговое обязательство налогоплательщика оста- лось неисполненным после реализации арестованного имущества, лицо, по- лучившее активы налогоплательщика в ходе операции, которая совершена не по рыночным условиям и имела место в течение трехлетнего периода, предшествующего дате применения процедуры ареста имущества, несет от- ветственность по исполнению налогового обязательства налогоплательщика в размере стоимости полученных активов за вычетом любых сумм, уплачен- ных данным лицом за такие активы.

Статья 99. Списание безнадежной задолженности по налогам

Списание безнадежной задолженности по налогам, процентам и штра- фам производится в порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан.

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок