Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Глава 3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 35. Порядок применения административных положений

Административные положения, установленные в настоящем разделе и в разделе III, применяются ко всем видам налогов, если иное не предус- мотрено в настоящем Кодексе.

Правила, предусмотренные настоящей главой, распространяются на налоговых агентов.

Статья 36. Налоговый контроль за полным и своевременным поступле-

нием платежей в бюджет

1. Налоговые органы несут полную и исключительную ответственность за осуществление налогового контроля над физическими и юридическими лицами, проверку точности расчета и своевременности уплаты налогов и за все другие аспекты осуществления налогообложения и сбора налогов, за исключением случаев, в которых настоящим Кодексом такая ответствен- ность возложена на другие органы.

2. Налоговый контроль осуществляется налоговыми органами посредс- твом;

1) регистрационного учета налогоплательщиков и присвоения иденти- фикационного номера налогоплательщика;

2) учета объектов налогообложения и объектов, связанных с налого- обложением;

3) учета поступлений в бюджет;

4) учета плательщиков налога на добавленную стоимость;

5) налоговых проверок;

6) камерального контроля;

7) контроля правил применения контрольно-кассовых машин с фис- кальной памятью;

8) контроля правильности маркировки отдельных видов подакцизных товаров и установления акцизных постов;

9) контроля над уполномоченными органами по взиманию налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет.

3. Таможенные органы осуществляют налоговый контроль в пределах своей компетенции по взиманию налогов и других обязательных платежей в бюджет, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через тамо- женную границу Республики Таджикистан, в соответствии с настоящим Ко- дексом и таможенным законодательством Республики Таджикистан.

Статья 37. Права налогоплательщиков, их обеспечение и защита

1. Налогоплательщик имеет право:

1) требовать от налоговых органов информацию, связанную со всеми вопросами налогообложения и других обязательных платежей в бюджет, в том числе о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы налогообложения, о предстоящей проверке их деятельности (за исключением рейдовых проверок), и получить письменное разъяснение по вопросам, связанным с соблюдением налогового законодательства;

2) представлять свои интересы по вопросам налоговых отношений лично либо через своего представителя;

3) присутствовать при проведении налогового контроля, требовать и получать копии документов о результатах налогового контроля;

4) представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет в ходе проведения налогового контроля и по его результатам;

5) получать выписку из лицевого счета о состоянии расчетов с бюд- жетом по исполнению налоговых обязательств;

6) обжаловать в установленном настоящим Кодексом и другими зако- нодательными актами Республики Таджикистан порядке акты налоговых про- верок и уведомления по актам налоговых проверок и действия (бездейс- твие) должностных лиц налоговых органов;

7) требовать соблюдения налоговой тайны;

8) не представлять информацию и документы, не относящиеся к нало- гообложению;

9) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в поряд- ке, установленном налоговым законодательством;

10) получать продление срока уплаты налогов (отсрочку) в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

11) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов (излишне поступивших в бюджет нало- гов);

12) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения на- логового законодательства при совершении ими действий в отношении на- логоплательщиков;

13) не выполнять акты (решения) и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие налоговому законодательству, другим нормативным правовым актам по вопросам налогообложения и зако- нодательству Республики Таджикистан;

14) требовать от проверяющих должностных лиц налоговых органов основания для проведения налоговой проверки, ознакамливаться с их служебными удостоверениями;

15) требовать в порядке, установленном законодательством, от налогового органа возмещение ущерба, причиненных в результате неправомерных решений и действий (бездействия) его должностных лиц;

16) привлекать специалистов, представителей ассоциаций и других общественных организаций в процесс проведения налоговых проверок, а также полномочия привлекаемых лиц должны подтверждаться в соответствии с частью 3 статьи 39 настоящего Кодекса.

2. Налогоплательщик имеет иные права, предусмотренные налоговым законодательством Республики Таджикистан.

3. Налогоплательщикам гарантируется судебная защита их прав и за- конных интересов.

Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков опре- деляется настоящим Кодексом и иным законодательством Республики Таджи- кистан.

4. Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обя- зательствами должностных лиц налоговых органов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспе- чению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Таджикистан.

Статья 38. Обязанности налогоплательщика

1. Налогоплательщик обязан:

1) своевременно встать на регистрационный учет в качестве нало- гоплательщика и учет в качестве плательщика налога на добавленную сто- имость;

2) в полном объеме исполнять налоговое обязательство в соответс- твии с настоящим Кодексом;

3) выполнять законные требования налоговых органов об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, а также не препятс- твовать законной деятельности при исполнении ими служебных обязаннос- тей;

4) на основании предписания допускать должностных лиц налоговых органов к обследованию имущества, являющегося объектом налогообложения и (или) объектом, связанным с налогообложением;

5) представлять в соответствующие налоговые органы налоговые дек- ларации, иную налоговую отчетность и документы в порядке, предусмот- ренном настоящим Кодексом;

6) проводить денежные расчеты с потребителями, осуществляемые при торговых операциях или оказании услуг посредством наличных денег, пла- тежных банковских карточек, чеков с обязательным применением контроль- но-кассовых машин с фискальной памятью и выдачей контрольного чека на руки потребителю в соответствии с настоящим Кодексом;

7) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов), объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложени- ем в соответствии с налоговым законодательством;

8) в течение не менее 3 лет после истечения календарного года обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета, иного учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов этого календарного года, а также документов, подтверждающих полученные дохо- ды, произведенные расходы и уплаченные (удержанные) налоги;

9) ежегодно проводить инвентаризацию имущества и обязательств в соответствии с законодательством Республики Таджикистан и бухгалтерском учете;

10) сообщать налоговому органу по месту регистрационного учета обо всех открытых им счетах в банках и других финансово - кредитных учреждениях (кроме вкладных сберегательных (депозитных) счетов физических лиц) в срок не позднее 5 рабочих дней со дня открытия счетов;

11) до 15 июля текущего года для первого полугодия текущего года и до 15 января следующего года для второго полугодия текущего года, представлять налоговому органу по месту регистрационного учета в случаях по форме и в порядке, утвержденным уполномоченным государственным органом по согласованию с Министерством финансов Республики Таджикистан и Государственным комитетом статистики Республики Таджикистан, отчет о сумме налоговых льгот по общегосударственным и местным налогам, полученным им при определении своих налоговых обязательств, в соответствии с налоговым законодательством Республики Таджикистан, в том числе о налоговых льготах, предоставленных иным лицам при выполнении данным налогоплательщиком функций налогового агента.

2. Налогоплательщик выполняет иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.

3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, помимо обя- занностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, обязаны письмен- но сообщать в налоговый орган по месту регистрационного учета:

1) обо всех обособленных подразделениях, существующих на террито- рии Республики Таджикистан - в срок не позднее 30 календарных дней со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

2) об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации - в срок не позднее 10 календарных дней со дня при- нятия такого решения;

3) об изменении своего места нахождения или места жительства - в срок не позднее 10 календарных дней с момента такого изменения.

4. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на не- го обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иным законодательством Республики Таджикистан.

Статья 39. Право на представительство в отношениях, регулируемых

законодательством о налогах

1. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

3. Полномочия представителя должны быть документально подтвержде- ны в соответствии с настоящим Кодексом и иными законами Республики Таджикистан.

Статья 40. Законный представитель налогоплательщика

1. Законными представителями налогоплательщика - юридического ли- ца признаются лица, уполномоченные представлять указанное юридическое лицо на основании закона или его учредительных документов.

2. Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответс- твии с гражданским законодательством Республики Таджикистан.

Статья 41. Действия (бездействие) законных представителей юриди-

ческого лица

Действия (бездействие) законных представителей юридического лица, совершенные в связи с участием этого лица в отношениях, регулируемых законодательством о налогах, признаются действиями (бездействием) это- го юридического лица.

Статья 42. Уполномоченный представитель налогоплательщика

1. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается фи- зическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах.

2. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщи- ка должностные лица налоговых органов, подразделений налоговой поли- ции, судьи, следователи и прокуроры, а также другие сотрудники право- охранительных и судебных органов, таможенных органов и военнослужащие.

3. Уполномоченный представитель налогоплательщика - юридического лица осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдавае- мой в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Таджикистан.

Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверен- ной в соответствии с гражданским законодательством Республики Таджи- кистан.

Статья 43. Валюта, используемая в целях налогообложения

Любая операция в иностранной валюте в целях налогообложения пе- ресчитывается в национальную валюту Республики Таджикистан по офици- альному учетному курсу Национального банка Таджикистана на день совер- шения операции.

Иностранная валюта, по которой отсутствует официальный учетный курс Национального банка Таджикистана, определяется и пересчитывается по учетному курсу другой валюты на основании курса соответствующих ва- лют по отношению к доллару США.

Статья 44. Меры борьбы с уклонением от уплаты налогов и альтерна-

тивные методы налогообложения

1. Любая сумма, используемая в интересах какого-либо лица, счита- ется для целей налогообложения выплаченной данному лицу.

Полученный(ая) доход (прибыль) подлежит налогообложению в соот- ветствии с настоящим Кодексом независимо от оснований, по которым он (она) получен(а).

Если в установленном законом порядке будет определено, что ка- кой-либо доход или его элемент (часть) получен незаконно и подлежит обращению в собственность государства, то в этом случае подлежит пере- числению в государственный бюджет сумма, равная разности между величи- ной этого незаконного дохода или его элемента (части) и величиной на- логов, ранее удержанных (уплаченных) в пользу государства с этого не- законного дохода или его элемента (части).

2. Для целей определения налоговых обязательств налоговые органы имеют право:

1) не принимать в расчет операции, которые не имеют существенного экономического значения (за исключением значения для налоговых обяза- тельств); или

2) переквалифицировать операцию в соответствии с реальной ситуа- цией, если ее форма не соответствует ее содержанию.

3. Налоговые органы имеют право установить (начислить) сумму причитающегося налога, используя методы прямой или косвенной оценки (на основе активов, оборота, производственных затрат, методов сопоставления с аналогичными налогоплательщиками, хронометражного обследования и т.д.) в следующих случаях:

1) когда достоверно (фактически) установлено, что налогоплательщик не точно отражает свои операции в учете или не отражает их по установленной форме и в установленном порядке;

2) когда учетные документы, необходимые для определения налоговых обязательств, утеряны или уничтожены;

3) непредставления налоговой отчетности;

4) отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложе- ния;

5) непредставления в течение 30 календарных дней после установ- ленного срока налоговому органу необходимых для расчета (начисления) налогов документов.

4. В случае любой операции между взаимосвязанными лицами налого- вые органы могут распределить доходы или вычеты между этими лицами для целей исчисления налогооблагаемого дохода, который был бы получен при проведении операции между независимыми лицами. Если налогоплательщик применяет в своих коммерческих или финансовых операциях со связанной стороной цены, отличающиеся от применяемых между независимыми лицами, то в целях налогообложения налоговые органы корректируют доход нало- гоплательщика на возникшую разницу в ценах.

5. В случае, если физическим лицом декларирован доход, не соот- ветствующий фактически произведенным расходам на личное потребление, включая приобретение имущества, налоговые органы могут определить до- ход для целей налогообложения на основе оценки расходов, произведенных таким лицом, с учетом доходов за предыдущие периоды.

6. Применительно к любым налогам бартерные и (или) другие опера- ции, предусмотренные в части 3 статьи 32 настоящего Кодекса, включая получение доходов и осуществление расходов в натуральной форме расс- матриваются налоговыми органами как продажа товаров (результата работ, услуг) по рыночным ценам с обязательным выставлением счетов-фактур в отношении соответствующих операций в том же порядке, что и при продаже за денежные средства. Если стоимость бартерной и (тли) другой опера- ции, предусмотренной в части 3 статьи 32 настоящего Кодекса, указанная в счете-фактуре, занижена, налоговый орган корректирует налогооблагае- мые объекты с учетом рыночных цен в соответствии с положениями статьи 32 настоящего Кодекса, пересчитывает сумму налога и налагает санкции в соответствии с настоящим Кодексом.

7. Хронометражное обследование в рамках налоговой проверки, предусмотренной в соответствии с главой 4 настоящего Кодекса, проводится в том случае, если в процессе проведения налоговой проверки возникает сомнение в правильности данных, указанных в учетной документации или налоговой отчетности.

Порядок проведения хронометражного обследования должен определяться в нормативных правовых актах о налогах, принятых и официально опубликованных государственным уполномоченным органом.

Хронометражное обследование может также проводиться в целях сбора статистических данных, в том числе об обороте аналогичных налогоплательщиков, и внесения на их основе предложений в Правительство Республики Таджикистан о корректировке налоговых ставок или других элементов налогообложения, установленных настоящим Кодексом и другими актами налогового законодательства Республики Таджикистан.

При назначении и проведении хронометражного обследования в целях сбора статистических данных за рамками сроков, установленных для проведения налоговой проверки настоящим Кодексом, должны быть соблюдены правила, предусмотренные статьями 50(1), 50(2), 51 и 52 настоящего Кодекса для проведения налоговых проверок.

Результаты хронометражного обследования, проводимого в целях сбора статистических данных, не могут непосредственно и незамедлительно влиять на налоговые обязательства конкретного налогоплательщика, у которого было проведено такое обследование, и не могут стать основанием для применения каких-либо санкций в отношении этого налогоплательщика.

Статистические данные об обороте аналогичных налогоплательщиков, выявленные в ходе хронометражных обследований в целях сбора статистических данных, могут использоваться для определения налоговых обязательств аналогичных налогоплательщиков при осуществлении налоговых проверок.

При проведении хронометражного обследования должен учитываться сезонный характер деятельности налогоплательщика.

8. Порядок применения мер борьбы с уклонением от уплаты налогов и альтернативных методов налогообложения по представлению уполномоченного государственного органа, согласованному с Министерством финансов Республики Таджикистан, утверждается Правительством Республики Таджикистан.

Статья 45. Регистрационный учет налогоплательщиков. Порядок пос-

тановки на регистрационный учет, переучета и снятия с

регистрационного учета. Идентификационный номер

налогоплательщика

1. В целях проведения налогового контроля налогоплательщики и на- логовые агенты, а также все юридические лица, в том числе образованные ими обособленные подразделения (филиалы, представительства, постоянные учреждения и т.п.) и граждане Республики Таджикистан старше 16 лет (далее в данной статье - "налогоплательщик", "налогоплательщики"), подлежат постановке на регистрационный учёт в налоговых органах соот- ветственно по месту нахождения юридического лица, месту нахождения его обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транс- портных средств, подлежащих налогообложению, в порядке, определенном уполномоченным государственным органом в соответствии с настоящей статьей.

Юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразде- ления, расположенные на территории Республики Таджикистан, а также в собственности которого находятся подлежащие налогообложению недвижи- мое, имущество и транспортные средства, обязано встать на учет в ка- честве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахож- дения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подраз- деления и месту нахождения принадлежащих ему недвижимого имущества и транспортных средств.

Уполномоченный государственный орган, с учетом положений настоя- щей статьи, вправе определять особенности постановки на учет крупных налогоплательщиков.

2. Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогопла- тельщиков физических и юридических лиц осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникно- вение обязанности по уплате того или иного налога.

3. Постановка на учет в налоговых органах физических лиц осущест- вляется налоговым органом по месту жительства физического лица на ос- нове информации, предоставляемой органами, указанными в статье 47 нас- тоящего Кодекса и (или) заявления физического лица, представленного в налоговые органы в срок, установленный законодательством Республики Таджикистан.

4. Заявление о постановке на регистрационный учет юридического лица подается в налоговый орган по месту нахождения этого юридического лица в течение 30 календарных дней после его государственной регистра- ции.

5. При осуществлении деятельности в Республике Таджикистан через обособленное подразделение заявление о постановке на регистрационный учет юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение 30 календарных дней после создания обособленного подразделения.

6. Заявление юридического лица о постановке на регистрационный учет по месту нахождения подлежащих налогообложению недвижимого иму- щества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 календарных дней после его го- сударственной регистрации.

Постановка на учет в налоговых органах физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, являющегося объ- ектом налогообложения, осуществляется на основе информации, предостав- ляемой органами, указанными в статье 47 настоящего Кодекса.

Местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается:

1) для морских, речных и воздушных транспортных средств - место нахождения (жительства) собственника имущества;

2) для транспортных средств, не указанных в пункте 1) настоящей части, - место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества;

3) для недвижимого имущества - место фактического нахождения иму- щества.

7. В случаях, предусмотренных частью 3 и абзацем вторым части 6 настоящей статьи, налоговый орган обязан незамедлительно уведомить фи- зическое лицо о постановке его на регистрационный учет.

8. В случае возникновения у налогоплательщика затруднений с опре- делением места постановки на регистрационный учет соответствующее ре- шение на основе представленных им данных принимается налоговым органом по месту, жительства физического лица или месту нахождения налогопла- тельщика - юридического лица.

9. Налоговые органы вправе на основе имеющихся у них данных и сведений, сообщаемых им органами, указанными в статье 47 настоящего Кодекса, а также любой ставшей известной им информации, необходимой и достаточной для целей регистрационного учета, самостоятельно (до пода- чи заявления налогоплательщиком) обеспечить постановку на учет нало- гоплательщиков в налоговых органах.

10. Форма заявления о постановке на регистрационный учет физичес- кого или (и) юридического лица устанавливается уполномоченным госу- дарственным органом. При подаче заявления юридическое лицо одновремен- но с заявлением о постановке на регистрационный учет представляет ко- пии заверенных в установленном порядке: свидетельства о государствен- ной регистрации, учредительных и иных документов, подтверждающих в со- ответствии с законодательством Республики Таджикистан создание юриди- ческого лица.

При подаче заявления физическое лицо одновременно с заявлением о постановке на регистрационный учет представляет паспорт гражданина Республики Таджикистан (далее - "паспорт"), удостоверяющий личность налогоплательщика. Истребование иных документов, не предусмотренных настоящей статьей, запрещается.

При постановке на регистрационный учет в состав сведений о нало- гоплательщиках - физических лицах включаются также их персональные данные:

1) фамилия, имя, отчество;

2) дата рождения;

3) пол;

4) адрес места жительства;

5) данные паспорта (номер, серия, дата выдачи, кем выдан);

6) гражданство.

11. Налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплатель- щика на регистрационный учет в течение 10 календарных дней со дня по- дачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдать соответс- твующее свидетельство о постановке на регистрационный учет, форма ко- торого устанавливается уполномоченным государственным органом, и в ус- тановленных настоящим Кодексом случаях присвоить идентификационный но- мер налогоплательщика и выдать Удостоверение о присвоении идентифика- ционного номера налогоплательщика.

12. Об изменениях в уставных и других учредительных документах юридических лиц, в том числе связанных с образованием новых обособлен- ных подразделений или их ликвидацией, изменением места нахождения, а также о разрешении заниматься лицензируемыми видами деятельности юри- дические лица обязаны уведомлять налоговый орган, в котором они состо- ят на учете, в течение 30 календарных дней с момента регистрации изме- нений в учредительных документах или выдачи разрешения заниматься ли- цензируемыми видами деятельности. Об изменении места жительства физи- ческие лица обязаны уведомлять налоговый орган, в котором они состоят на регистрационном учете, течение 30 календарных дней с момента такого изменения.

13. Если состоящий на регистрационном учете налогоплательщик сме- нил место своего нахождения или место жительства, то снятие с учета налогоплательщика производится налоговым органом, в котором налогопла- тельщик состоял на регистрационном учете до изменения места нахождения или жительства, в течение 10 календарных дней после подачи налогопла- тельщиком заявления об изменении места своего нахождения или места жи- тельства.

14. В случае ликвидации или реорганизации юридического лица, при- нятия юридическим лицом решения о закрытии своего филиала или иного обособленного подразделения, прекращения деятельности через постоянное учреждение, утраты дееспособности физическим лицом или его смерти сня- тие с регистрационного учета производится налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на регистрационном учете, по заявлению нало- гоплательщика или иного уполномоченного законодательством лица в тече- ние 10 календарных дней со дня подачи такого заявления.

15. Постановка на регистрационный учет, снятие с регистрационного учета осуществляются бесплатно.

16. При постановке на регистрационный учет по месту нахождения юридического лица, по месту нахождения его обособленных подразделений (филиалов, представительств, постоянных учреждений и т.д.) и месту жи- тельства физического лица каждому из этих лиц, включая вышеуказанные обособленные подразделения, присваивается идентификационный номер на- логоплательщика (далее - ИНН), который должен использоваться для целей взимания всех налогов, в том числе таможенных платежей, социального налога и государственной пошлины.

Присвоенный данному налогоплательщику ИНН не подлежит изменению ни при каких обстоятельствах (за исключением случаев, указанных в нас- тоящей статье) и не может быть присвоен другому налогоплательщику (лю- бому другому физическому или юридическому лицу), даже при ликвидации данного налогоплательщика - юридического лица (его обособленного под- разделения) или смерти данного налогоплательщика - физического лица.

Присвоенный конкретному налогоплательщику идентификационный номер налогоплательщика может быть изменен только при принятии Правительст- вом Республики Таджикистан специального решения о полном переучете всех налогоплательщиков или одной из двух их групп (физических или юридических лиц), а также при допущении ошибок налоговыми органами при присвоении ИНН (неправильное присвоение ИНН, присвоение одного и того же ИНН разным налогоплательщикам или присвоение более одного ИНН одно- му и тому же налогоплательщику).

Юридическим лицам, их обособленным подразделениям соответствующим налоговым органом выдается Удостоверение о присвоении идентификацион- ного номера налогоплательщика по форме, утвержденной Правительством Республики Таджикистан.

О присвоении физическому лицу - гражданину Республики Таджикистан идентификационного номера налогоплательщика в паспорте в разделе "Особые отметки" делается отметка путем проставления штампа и записи в нем ИНН. Правила подготовки штампов, проставления штампа и оформления записи ИНН и паспорте по представлению уполномоченного государственного органа, согласованному с Министерством внутренних дел Республики Таджикистан, утверждаются Правительством Республики Таджикистан.

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения и исправления идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с настоящим Кодексом определяются Правительством Республики Таджикис- тан.

17. Физические и юридические лица обязаны указывать свой иденти- фикационный номер налогоплательщика в налоговых декларациях, сче- тах-фактурах, переписке с налоговыми, таможенными или финансовыми ор- ганами, в таможенных декларациях, при взаимоотношениях с Фондом соци- альной защиты населения при Правительстве Республики Таджикистан, в деловых документах (контрактах, договорах) и в других документах, пре- дусмотренных настоящим Кодексом. ИНН должен быть размещен на бланках и штампах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном уполномоченным государственным органом по согласованию с Министерством внутренних дел Республики Таджикистан.

18. На основе данных регистрационного учета уполномоченный госу- дарственный орган ведет Единый государственный реестр налогоплательщи- ков в порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан.

19. Инструкция о порядке постановки на регистрационный учет, пе- реучета и снятия с регистрационного учета налогоплательщиков принима- ется уполномоченным государственным органом по согласованию с Минис- терством внутренних дел Республики Таджикистан, Министерством финансов Республики Таджикистан и Фондом социальной защиты населения при Прави- тельстве Республики Таджикистан.

Статья 46. Особенности постановки на регистрационный учет физи-

ческих и юридических лиц, являющихся нерезидентами

1. С учетом положений статьи 45 настоящего Кодекса, постановке на регистрационный учет в Республике Таджикистан в качестве налогопла- тельщиков с присвоением идентификационного номера налогоплательщика подлежат:

1) физические лица-нерезиденты, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в Республике Таджикистан через посто- янное учреждение, - в налоговом органе по месту пребывания (жительст- ва);

2) юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Таджикистан с образованием постоянного учреждения, - в на- логовом органе по месту нахождения постоянного учреждения.

2. Физическое лицо-нерезидент, осуществляющее индивидуальную предпринимательскую деятельность в Республике Таджикистан через посто- янное учреждение, обязано встать на регистрационный учет в налоговом органе в течение 30 календарных дней со дня начала осуществления предпринимательской деятельности.

3. Юридическое лицо-нерезидент, осуществляющее деятельность в Республике Таджикистан через постоянное учреждение, обязано пройти ре- гистрацию в налоговом органе в течение 30 календарных дней со дня на- чала осуществления деятельности.

4. Физическое или юридическое лицо, в том числе нерезидент, дея- тельность которого в соответствии с пунктом 5) части 4 статьи 23 нас- тоящего Кодекса рассматривается как постоянное учреждение юридического лица-нерезидента, обязано представить в налоговый орган заявление о постановке на регистрационный учет своего партнера - юридического ли- ца-нерезидента в течение 10 календарных дней с даты заключения соот- ветствующего соглашения (договора, контракта) со своим партнером или в течение 10 календарных дней с даты начала фактического осуществления такой деятельности с целью присвоения юридическому лицу-нерезиденту идентификационного номера налогоплательщика.

5. Датой начала осуществления деятельности нерезидента в Респуб- лике Таджикистан признается одна из следующих дат.

1) дата заключения контракта (договора, соглашения):

- на выполнение работ (оказание услуг) в Республике Таджикистан;

- на предоставление полномочий на совершение от его (нерезидента) имени действий в Республике Таджикистан;

- на приобретение товаров в Республике Таджикистан в целях даль- нейшей поставки;

- на осуществление совместной деятельности (участие в простом то- вариществе) в Республике Таджикистан;

- на приобретение работ (услуг) в целях осуществления деятельнос- ти в Республике Таджикистан;

2) дата заключения индивидуального трудового договора или иного договора гражданско-правового характера с физическим лицом в Республи- ке Таджикистан;

3) дата заключения договора (договора купли-продажи, договора об аренде имущества), указывающего на открытие офиса.

В случае наличия нескольких условий настоящей части датой начала осуществления деятельности в Республике Таджикистан признается дата заключения первого (наиболее раннего) из указанных контрактов (догово- ров, соглашений).

6. Нерезиденты, не указанные в части 1 настоящей статьи, прибыва- ющие в Республику Таджикистан с целью получения доходов из источников в Республике Таджикистан, обязаны представить в соответствующий нало- говый орган в течение 10 календарных дней со дня приезда в Республику Таджикистан заявление о начале деятельности.

7. Правительство Республики Таджикистан может определять иные особенности постановки на регистрационный учет физических и юридичес- ких лиц, являющихся нерезидентами.

Статья 47. Обязанности органов, осуществляющих государственную

регистрацию юридических лиц, места жительства физичес-

ких лиц, актов гражданского состояния, выдачу паспор-

тов гражданам, учет и регистрацию имущества и сделок

с ним

1. Органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о зарегистрированных (перерегистрированных) или ликвидированных (реорга- низованных) в течение отчетного месяца юридических лицах до 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

2. Органы, выдающие лицензии, свидетельства или иные подобные до- кументы физическим и юридическим лицам, обязаны сообщать соответствую- щим налоговым органам по месту своего нахождения о таких лицах, кото- рым выданы либо у которых отозваны или прекратили действие указанные документы, до 15 числа месяца, следующего за месяцем выдачи указанных документов, их изъятия либо истечения срока их действия.

3. Органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жи- тельства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, выдачу паспортов гражданам Республики Таджикистан, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации либо о фактах смерти физических лиц, выдачи паспортов гражданам Республики Таджикистан, в налоговые органы по месту своего нахождения за первые 15 дней отчетного месяца до конца отчетного месяца и за вторую половину отчетного месяца до 15 числа Месяца, следующего за отчетным месяцем.

4. Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию (перерегистра- цию) недвижимого имущества и транспортных средств, являющихся объектом налогообложения, обязаны сообщать ежегодно по состоянию на 31 декабря отчетного года о расположенных на подведомственной им территории нед- вижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах в налоговые органы по месту своего на- хождения до 31 января года, следующего за отчетным.

5. Органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреж- дения, учреждения социальной зашиты населения и иные аналогичные уч- реждения, которые в соответствии с законодательством Республики Таджи- кистан осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного, обязаны сообщать об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патро- нажа, физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечи- тельством или управлением имуществом, в налоговые органы по месту сво- его нахождения до 15 числа месяца, следующего за месяцем принятия со- ответствующего решения.

6. Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы обязаны сообщать о нотариальном удостоверении права на недвижимое имущество, права на наследство и договоров дарения в налоговый орган по месту своего нахождения ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

7. Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, в том числе государственную регистрацию прав пользования землей, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование в налоговый орган по месту своего нахождения до 15 числа месяца следующего за месяцем регистрации (выдачи соответству- ющей лицензии, разрешения недропользователя).

8. Налоговые органы, получившие от органов, указанных в частях 1-7 настоящей статьи, соответствующие сведения, обязаны в течение 30 календарных дней со дня их получения довести эти сведения до налоговых органов, в которых налогоплательщики - физические и юридические лица, имеющие отношение к вышеуказанным сведениям, состоят на регистрацион- ном учете.

9. Порядок и форма взаимоотношений органов, указанных в настоящей статье, определяются в инструкциях уполномоченного государственного органа и соответствующих органов государственной власти, в компетенцию которых входит осуществление функций, указанных в частях 1-7 настоящей статьи.

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок