Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Глава 3. Уплата налога

Параграф 1. Обязанность по уплате налога и ее исполнение

Статья 43. Возникновение или прекращение обязанности по уплате

налога

1. Обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика с момента появления обстоятельств, предусматривающих уплату налога в соответствии с требованиями налогового законодательства Туркменистана.

2. Обязанность по уплате налога прекращается:

с уплатой причитающихся сумм налога;

со смертью налогоплательщика или признанием его умершим в порядке, установленном Гражданским кодексом Туркменистана Сапармурата Туркменбаши;

по решению казыета;

с ликвидацией юридического лица - налогоплательщика вследствие несостоятельности (банкротства);

с появлением иных обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение обязанности по уплате налога.

Статья 44. Очередность исполнения обязанности по уплате налога

В случае, когда на счете налогоплательщика в учреждении банка недостаточно денежных средств, необходимых для исполнения всех его обязательств, обязанности по уплате налога, финансовых санкций и пени исполняются раньше других его обязательств, за исключением:

по возмещению ущерба за причинение вреда жизни и здоровью, уплате алиментов;

по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту) и иным договорам гражданско-правового характера, связанным с исполнением трудовых обязанностей, а также вознаграждений по авторскому договору и компенсационным выплатам работникам;

по выплате государственных пенсий и пособий, отчислениям по договорам обязательного государственного социального страхования, пенсионного и медицинского страхования;

по возмещению требований кредиторов, обеспеченных залогом принадлежащего налогоплательщику имущества.

Статья 45. Сроки исполнения обязанности по уплате налога

1. Сроки исполнения обязанности по уплате налога устанавливаются настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства Туркменистана применительно к каждому виду налога.

2. Сумма дополнительно начисленного налога при изменении ранее установленного налога уплачивается налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение пяти дней со дня получения налогового уведомления.

3. Сроки исполнения обязанности по уплате налога могут быть изменены в случаях, установленных статьями 54 - 56 настоящего Кодекса.

Статья 46. Исполнение обязанности по уплате налога

1. Исполнение обязанности по уплате налога осуществляется непосредственно налогоплательщиком, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом либо иными актами налогового законодательства Туркменистана исполнение его обязанности возлагается на иное обязанное лицо.

2. Налог может быть уплачен наличными денежными средствами, в том числе в порядке денежного перевода и (или) в форме безналичной оплаты.

3. При уплате наличными денежными средствами днем уплаты установленной суммы налога или ее части считается день внесения в банк этих денежных средств.

4. При уплате безналичными денежными средствами днем уплаты установленной суммы налога или ее части считается день списания банком со счета налогоплательщика этих денежных средств.

5. При удержании налога налоговым агентом днем уплаты налогоплательщиком установленной суммы налога считается день удержания налога.

6. Днем уплаты установленной суммы налога или ее части считается день вынесения налоговой службой (таможенной службой) или казыетом решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога.

7. Днем уплаты установленной суммы налога или ее части при обращении взыскания на имущество налогоплательщика (налогового агента) и при обращении взыскания с третьих лиц считается день зачисления денежных средств в Государственный бюджет Туркменистана.

8. Уплата налога, не удержанного и (или) не перечисленного в Государственный бюджет Туркменистана с денежных средств, выплаченных налогоплательщикам, осуществляется налоговым агентом за счет собственных средств с последующим взысканием этих сумм с налогоплательщиков в порядке, предусмотренном законодательством Туркменистана.

Неудержанная сумма налога может быть удержана или востребована с налогоплательщиков:

физических лиц - с выплат, производимых за три месяца, предшествующих месяцу, когда был установлен факт неудержания налога;

юридических лиц - с выплат, производимых за последние пять лет, предшествующих году, когда был установлен факт неудержания налога.

9. Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком (налоговым агентом) обязанности по уплате налога является основанием для предъявления налоговой службой (таможенной службой) требований об уплате налога и соответствующих финансовых санкций, а также применения мер, обеспечивающих исполнение обязанности по уплате налога в соответствии со статьями 58 - 70 настоящего Кодекса.

10. Настоящая статья применяется также в отношении финансовых санкций и пени.

Статья 47. Уплата налога при обжаловании решения налоговой службы

(таможенной службы)

1. При обжаловании установленной налоговой службой (таможенной службой) суммы налога обязанность по его уплате должна быть исполнена налогоплательщиком на сумму, которая не оспаривается. Оспариваемая сумма налога не уплачивается в течение периода рассмотрения жалобы в налоговой службе и казыете, но не более шести месяцев со дня ее установления (или дня когда она была скорректирована). Неуплата всей или части суммы установленного налога не освобождает налогоплательщика от уплаты пени за несвоевременную уплату этого налога, за исключением периода рассмотрения жалобы в указанных выше органах.

В случае неисполнения обязанности по уплате налога меры, обеспечивающие исполнение такой обязанности, применяются налоговой службой (таможенной службой) на сумму налога, которая не оспаривается.

При этом налоговая служба вправе потребовать от налогоплательщика залог имущества (денежных средств) или поручительства в отношении оспариваемой суммы налога. При невозможности налогоплательщиком исполнить указанные требования обязанность по уплате налога должна быть им исполнена на сумму, которая оспаривается.

2. При принятии решения по полной или частичной отмене суммы налога, которая оспаривалась, налогоплательщик имеет право на возврат денежных средств, уплаченных в виде пени за неуплату отмененной суммы налога. Возврат взысканных сумм пени производится в соответствии с положениями статьи 49 настоящего Кодекса.

3. Настоящая статья применяется также в отношении финансовых санкций и пени.

Статья 48. Обязанности учреждений банков по исполнению поручений

налогоплательщика и требований налоговой службы

1. Учреждение банка обязано принять платежное поручение налогоплательщика (налогового агента) на перечисление сумм налогов в пределах наличия денежных средств на любых счетах налогоплательщика (налогового агента) в учреждениях банков.

Платежное требование налоговой службы на перечисление сумм налогов принимается учреждением банка независимо от наличия денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента).

Платежное требование на перечисление сумм налогов исполняется учреждением банка с учетом положений статей 44 и 46 настоящего Кодекса.

При наличии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) для исполнения в полном объеме платежного поручения (платежного требования) на перечисление сумм налогов оно исполняется учреждением банка в срок не позднее следующего рабочего дня после получения платежного поручения (платежного требования).

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) в день получения учреждением банка платежного требования на перечисление налога оно исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее дня, следующего за днем каждого такого поступления на счета.

2. Осуществление учреждением банка операций по перечислению сумм налогов, зачисляемых в Государственный бюджет Туркменистана, производится без взимания какой - либо платы.

3. Настоящая статья применяется также в отношении финансовых санкций и пени.

Статья 49. Зачет и возврат излишне уплаченных сумм налога

1. Если уплаченная сумма налога превышает установленную, то налоговая служба по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика, а в соответствующих случаях таможенная служба:

а) производят зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения задолженности по любому другому налогу, а также финансовым санкциям и пени с письменным оповещением об этом налогоплательщика. Зачет производится не позднее следующего дня после образования излишне уплаченной суммы налога при наличии задолженности (или образования задолженности при наличии излишне уплаченной суммы налога);

б) при отсутствии задолженности по другим налогам, а также финансовым санкциям и пени дают заключение органу экономики и финансов на возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы налога в десятидневный срок с момента подачи налогоплательщиком письменного заявления.

2. Налоговая служба (таможенная служба) обязана сообщить налогоплательщику о произведенном зачете излишне уплаченных сумм налога не позднее следующего дня после проведения такого зачета.

3. Возврат излишне уплаченных сумм налога производится соответствующим органом экономики и финансов на основании заключения налоговой службы (таможенной службы) в течение двадцати дней со дня получения такого заключения.

4. Несвоевременный возврат налогоплательщику излишне уплаченных или удержанных сумм налогов производится с начислением 0,03 процента на указанную сумму за каждый день просрочки.

5. Налогоплательщик имеет право требовать зачета и (или) возврата излишне уплаченных сумм налога в течение пяти лет после окончания соответствующего налогового года, в котором была произведена излишняя уплата (удержание) налога. При обжаловании принятого налоговой службой решения указанный срок приостанавливается на период рассмотрения жалобы.

6. Настоящая статья применяется также в отношении финансовых санкций и пени.

Статья 50. Уплата налога при ликвидации юридического лица -

налогоплательщика

1. Обязанность по уплате налогов ликвидируемого юридического лица - налогоплательщика исполняется ликвидационной комиссией за счет его денежных средств, в том числе полученных от реализации принадлежащего ему имущества.

2. Если денежных средств ликвидируемого юридического лица, в том числе после реализации его имущества, недостаточно для уплаты налогов, остающаяся задолженность должна быть исполнена учредителями (участниками) этого юридического лица, если в соответствии с законом или учредительными документами они несут ответственность по его обязательствам.

3. Задолженность, остающаяся после исполнения учредителями (участниками) своих обязательств по отношению к ликвидируемому юридическому лицу, признается безнадежной задолженностью и списывается в порядке, установленном статьей 57 настоящего Кодекса.

4. Обязанность по уплате налогов ликвидируемого юридического лица исполняется не позднее двух месяцев после начала процедуры ликвидации. Налоговая служба при наличии достаточных оснований вправе продлить указанный срок, но не более чем на один месяц.

5. Настоящая статья применяется также в отношении финансовых санкций и пени.

Статья 51. Уплата налога при реорганизации юридического лица -

налогоплательщика

1. Уплата налогов, причитающихся с юридического лица - налогоплательщика, подлежащего реорганизации, возлагается на его правопреемника (правопреемников). При этом обязанность по уплате налогов за такое юридическое лицо возникает у правопреемника (правопреемников) независимо от того, были известны ему (им) или нет до завершения реорганизации факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязанности по уплате налогов.

При наличии нескольких правопреемников доля каждого правопреемника по уплате налогов за такое юридическое лицо определяется в соответствии с разделительным балансом или иным актом о разделении.

Реорганизация юридического лица не меняет сроков исполнения обязанности по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.

2. При изменении организационно-правовой формы юридического лица (за исключением случаев приватизации) его правопреемником по уплате налогов признается юридическое лицо, возникающее в результате такой реорганизации.

3. При слиянии нескольких юридических лиц их правопреемником по уплате налогов признается юридическое лицо, возникающее в результате такого слияния.

4. При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу их правопреемником по уплате налогов признается юридическое лицо, к которому оно было присоединено.

5. При разделении юридического лица его правопреемниками по уплате налогов признаются юридические лица, возникающие в результате такого разделения.

6. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемство по уплате налогов у таких юридических лиц не возникает. На них также не распространяются льготы, которые были предоставлены юридическому лицу, из состава которого произошло выделение.

При наличии достаточных оснований полагать, что такая реорганизация направлена на уклонение от исполнения обязанности по уплате налога, налоговая служба вправе потребовать от выделившихся юридических лиц уплаты налогов за реорганизованное юридическое лицо.

7. Настоящая статья применяется также в отношении финансовых санкций и пени.

Статья 52. Уплата задолженности по налогу в случае смерти

физического лица

1. Задолженность по налогу в случае смерти физического лица возлагается на правопреемника (правопреемников), принявшего наследуемое имущество. Неуплаченная сумма налога подлежит уплате правопреемником (правопреемниками пропорционально доле в наследстве) не позднее шести месяцев со дня принятия наследства в соответствии с Гражданским кодексом Туркменистана Сапармурата Туркменбаши.

При этом у правопреемника (правопреемников) не возникает обязанностей по уплате финансовых санкций и пени, неуплаченных умершим физическим лицом. Эта задолженность признается безнадежной и подлежит списанию в порядке, установленном статьей 57 настоящего Кодекса.

2. Налоговая служба по месту прежнего проживания умершего физического лица и месту нахождения его имущества обязана в пятидневный срок после получения информации о его смерти сообщить о наличии задолженности по налогу у умершего физического лица в нотариальный орган, открывший дело о его наследстве. Нотариальный орган, открывший дело о наследстве, должен довести указанные сведения до наследника (наследников) и информировать его (их) об обязанности в случае принятия наследства уплатить вместо умершего физического лица оставшуюся неуплаченной им сумму налога.

3. При отсутствии наследника (наследников) или при их отказе от принятия наследства неуплаченная в случае смерти физического лица сумма налогов признается безнадежным долгом и списывается в порядке, установленном статьей 57 настоящего Кодекса.

Статья 53. Уплата налога за безвестно отсутствующее или

недееспособное физическое лицо

1. Обязанность по уплате налога за физическое лицо, признанное казыетом безвестно отсутствующим или недееспособным, а также финансовых санкций и пени на день признания физического лица таковым, исполняется лицом, уполномоченным распоряжаться имуществом безвестно отсутствующего или недееспособного лица, за счет этого имущества. Неуплаченная сумма налога, а также указанные финансовые санкции и пени должны быть уплачены не позднее трех месяцев со дня назначения лица, уполномоченного распоряжаться имуществом безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица.

Соответствующая налоговая служба в пятидневный срок со дня получения сведений о признании физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным обязана сообщить лицу, уполномоченному управлять имуществом этого физического лица, о наличии у такого лица задолженности по налогу, суммах неуплаченных финансовых санкций и пени.

2. Финансовые санкции и пени, начисленные с момента признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным до момента назначения лица, уполномоченного распоряжаться его имуществом, списываются в порядке, установленном статьей 57 настоящего Кодекса.

3. Задолженность по налогам, финансовым санкциям и пени физического лица, признанного в установленном порядке безвестно отсутствующим или недееспособным, при недостаточности (отсутствии) имущества этого физического лица для исполнения его налогового обязательства, уплаты финансовых санкций и пени в части, превышающей стоимость указанного имущества, признается безнадежной задолженностью и списывается в порядке, установленном статьей 57 настоящего Кодекса.

При принятии в установленном порядке решения об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным со дня принятия такого решения восстанавливается ранее списанная задолженность по налогам, финансовым санкциям и пени, если не истекли сроки исковой давности.

Параграф 2. Изменение срока уплаты,

списание налогов, финансовых санкций и пени

Статья 54. Изменение срока уплаты налогов, финансовых санкций и

пени

1. Изменением срока уплаты налога, финансовых санкций и пени признается перенос установленного срока их уплаты на более поздний срок.

Изменение срока уплаты налога, финансовых санкций, наложенных за нарушение налогового законодательства Туркменистана, и пени осуществляется в форме отсрочки или рассрочки всей подлежащей к уплате суммы налога, финансовых санкций и пени либо их части соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

Решения об изменении срока уплаты налога, финансовых санкций и пени принимаются:

Главной государственной налоговой службой Туркменистана - в форме отсрочки или рассрочки на срок до одного года;

Государственной таможенной службой Туркменистана и ее органами на местах в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Туркменистана, - в форме отсрочки на срок не более тридцати дней.

2. Кабинет Министров Туркменистана вправе принимать решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, финансовых санкций и пени на более длительные сроки.

Статья 55. Порядок предоставления отсрочки или рассрочки по

уплате налога, финансовых санкций и пени

1. Основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, финансовых санкций и пени налогоплательщику могут быть:

а) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

б) задержка этому лицу финансирования из Государственного бюджета Туркменистана;

в) угроза банкротства, приостановления или нарушения производственного процесса этого лица в случае единовременной выплаты им налога;

г) имущественное положение физического лица, исключающее возможность единовременной уплаты налога;

д) иные основания, предусмотренные таможенным законодательством Туркменистана в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Туркменистана.

2. Отсрочка или рассрочка уплаты налога, финансовых санкций и пени не может предоставляться налогоплательщику, если:

против него возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением налогового законодательства Туркменистана;

имеются достаточные основания полагать, что он воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Туркменистана на постоянное место жительства.

3. Пени в период действия отсрочки или рассрочки не начисляются на сумму налога, по которому предоставлена такая отсрочка или рассрочка, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 56 настоящего Кодекса.

4. Заявление налогоплательщика о предоставлении ему отсрочки или рассрочки по уплате налога, финансовых санкций и пени с указанием оснований и приложением необходимых документов подается в соответствующий орган, уполномоченный принимать такое решение.

5. Отсрочка или рассрочка по уплате налога, финансовых санкций и пени по основаниям, указанным в пунктах "б", "в", "г" и "д" части 1 настоящей статьи, может предоставляться налогоплательщику под залог его имущества либо при наличии поручительства платежеспособного лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом вместе с заявлением на получение отсрочки или рассрочки представляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо о поручительстве.

6. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, финансовых санкций и пени либо об отказе в их предоставлении принимается уполномоченным органом в течение пяти дней со дня получения заявления налогоплательщика. По основаниям, указанным в пункте "а" части 1 настоящей статьи, уполномоченный орган не вправе отказать налогоплательщику в отсрочке или рассрочке по уплате налога, финансовых санкций и пени на сумму, не превышающую размер причиненного ему ущерба.

7. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки должно содержать указание на вид налога, финансовых санкций и пени, по которым предоставлена отсрочка или рассрочка, и их сумму, сроки и порядок их уплаты, а также в соответствующих случаях сведения об имуществе, являющемся предметом залога, либо данные о поручительстве.

8. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, финансовых санкций и пени должно содержать мотивы и основания такого отказа.

9. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога либо об отказе в их предоставлении направляется Главной государственной налоговой службой Туркменистана налогоплательщику и в налоговую службу по месту его учета в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Статья 56. Прекращение действия отсрочки или рассрочки по уплате

налога финансовых санкций и пени

1. Действие отсрочки или рассрочки по уплате налога, финансовых санкций и пени прекращается по истечении срока действия соответствующего решения либо может быть прекращено досрочно до истечения такого срока в случаях, предусмотренных настоящей статьей.

2. Действие отсрочки или рассрочки по уплате налога, финансовых санкций и пени прекращается досрочно в случае уплаты налогоплательщиком всей суммы задолженности до истечения установленного срока.

3. Решение об отсрочке или рассрочке уплаты налога, финансовых санкций и пени при выявлении у налогоплательщика обстоятельств, указанных в части 2 статьи 55 настоящего Кодекса, подлежит отмене.

4. При нарушении налогоплательщиком условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, финансовых санкций и пени их действие подлежит досрочному прекращению по решению соответствующего уполномоченного органа.

В этих случаях налогоплательщик обязан в течение пяти дней после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную на день принятия решения сумму налога, финансовых санкций и пени.

5. Решение о досрочном прекращении действия отсрочки или рассрочки по уплате налога, финансовых санкций и пени в письменном виде доводится уполномоченным органом до налогоплательщика, налоговой службы по месту постановки его на налоговый учет в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Статья 57. Списание задолженности по налогам, финансовым санкциям

и пени

1. Если задолженность по налогам, финансовым санкциям и пени признается безнадежной к взысканию, она подлежит списанию по решению Главной государственной налоговой службы Туркменистана по согласованию с Министерством экономики и финансов Туркменистана.

Задолженность по налогам, финансовым санкциям и пени признается безнадежной соответственно в случаях:

истечения срока исковой давности по взысканию налога, установленного статьей 40 настоящего Кодекса;

истечения пяти лет с момента применения финансовых санкций;

истечения пяти лет после окончания налогового периода, в котором установлена или дополнительно начислена сумма налога, в отношении которой применена пеня.

Задолженность также считается безнадежной в случаях, установленных статьями 50, 52 и 53 настоящего Кодекса, и принятия казыетом соответствующего решения.

2. Признание задолженности безнадежной должно быть подтверждено актом обследования (за исключением случая истечения срока исковой давности), а в соответствующих случаях - решением казыета.

Обследование налогоплательщиков и налоговых агентов проводится налоговой службой. Обследование физических лиц проводится с участием двух понятых.

Порядок проведения обследования устанавливается Главной государственной налоговой службой Туркменистана.

3. Суммы задолженностей по налогам, финансовым санкциям и пени приватизируемого предприятия списываются налоговой службой после получения соответствующего решения о приватизации.

4. Суммы задолженностей по налогам, финансовым санкциям и пени в отдельных случаях могут быть списаны по решению Президента Туркменистана.

Параграф 3. Меры обеспечения исполнения

обязанности по уплате налога

Статьи 58. Обеспечение исполнения обязанности по уплате налога

1. Исполнение обязанности по уплате налога обеспечивается следующими мерами:

выставлением в учреждение банка безакцептного платежного требования;

залогом имущества;

поручительством;

приостановлением операций по счетам в учреждении банка;

взысканием сумм, причитающихся налогоплательщику (налоговому агенту) с третьих лиц в счет уплаты налога;

наложением запрета на право распоряжаться и (или) пользоваться имуществом с последующим обращением взыскания на такое имущество;

пеней.

2. Указанные меры (кроме пени) могут также применяться в обеспечение уплаты наложенных финансовых санкций и исчисленных пени.

Статьи 59. Выставление в учреждение банка без акцептного

платежного требования

1. Взимание налога посредством выставления в учреждение банка безакцептного платежного требования осуществляется налоговой службой в случае неуплаты налогоплательщиком (налоговым агентом) в установленные сроки причитающейся суммы налога.

Платежное требование выставляется в учреждение банка, где открыты счета налогоплательщика (налогового агента), после истечения установленного срока исполнения обязанности по уплате налога.

2. Платежное требование может быть выставлено налоговой службой на любые счета налогоплательщика (налогового агента) в национальной и (или) иностранной валюте, за исключением ссудных и бюджетных счетов.

Статья 60. Залог имущества

1. Залог имущества как мера обеспечения исполнения налогового обязательства применяется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Туркменистана, залог имущества как мера обеспечения их уплаты применяется с учетом особенностей, предусмотренных таможенным законодательством Туркменистана.

2. Залог имущества оформляется договором между залогодателем и соответственно налоговой службой или таможенной службой, выступающими в качестве залогодержателя. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик, так и третье лицо.

3. Обеспечение исполнения обязанности по уплате налога за счет заложенного имущества осуществляется в порядке, установленном законодательством Туркменистана, регулирующим правоотношения, возникающие в связи с залогом имущества.

4. Совершение каких-либо сделок с предметом залога, в том числе сделок, совершаемых залогодателем в целях погашения сумм задолженности, может осуществляться только по согласованию с залогодержателем.

Статья 61. Поручительство

1. Поручительство может быть использовано в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а в части обеспечения уплаты налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу Туркменистана - с учетом особенностей, предусмотренных таможенным законодательством Туркменистана.

Поручительство оформляется в соответствии с законодательством Туркменистана договором между налоговой службой или таможенной службой и поручителем.

2. Если налогоплательщик не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязанность по уплате налога, то в силу поручительства обязанность по уплате в установленный срок причитающейся суммы налога вместо налогоплательщика исполняется поручителем.

Статья 62. Приостановление операций по счетам в учреждении банка

1. Приостановление операций по счетам в учреждении банка является мерой, ограничивающей право налогоплательщика (налогового агента) распоряжаться денежными средствами, находящимися или поступающими на его счета в учреждении банка, а также право этого лица на открытие новых счетов в том же или в другом учреждении банка.

Указанное ограничение не распространяется на уплату налогов, финансовых санкций и пени, подлежащих уплате в Государственный бюджет Туркменистана, а также осуществление обязательств, указанных в статье 44 настоящего Кодекса.

2. Решение о приостановлении операций по счетам в учреждении банка принимается руководителем (его заместителем) налоговой службы при:

непредставлении налогоплательщиком (налоговым агентом) финансовой отчетности и (или) налоговой декларации в налоговую службу в течение десяти дней по истечении установленного срока их представления, а также в случае отказа от их представления; воспрепятствовании налогоплательщиком (налоговым агентом) работникам налоговой службы в проведении документальной проверки, в том числе непредставлении документов, необходимых для проведения документальной проверки.

Решение о приостановлении операций по счетам в учреждении банка направляется с одновременным уведомлением налогоплательщика (налогового агента) о принятом решении.

3. Приостановление операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) в учреждении банка подлежит безусловному исполнению с момента получения учреждением банка решения налоговой службы и действует до отмены этого решения или до исполнения в полном объеме требований, указанных в решении.

Статья 63. Взыскание сумм, причитающихся налогоплательщику

(налоговому агенту) с третьих лиц в счет уплаты налога

1. Налоговая служба имеет право обратить взыскание неуплаченной суммы налога с третьих лиц - должников налогоплательщика (налогового агента), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

2. При обращении взыскания неуплаченной суммы налога с третьих лиц - должников налогоплательщика (налогового агента) налоговая служба направляет им налоговое уведомление.

Третье лицо - должник налогоплательщика (налогового агента) обязано не позднее следующего дня после получения указанных документов выставить в учреждение банка платежное поручение на уплату в Государственный бюджет Туркменистана суммы, причитающейся данному налогоплательщику (налоговому агенту) в пределах суммы, указанной в налоговом уведомлении.

Третье лицо вправе не производить такую уплату, если в течение пяти дней представит налоговой службе письменное обоснованное подтверждение отсутствия задолженности налогоплательщику (налоговому агенту).

3. При невыполнении третьим лицом - должником налогоплательщика (налогового агента) требований части 2 настоящей статьи налоговая служба в соответствии со статьей 59 настоящего Кодекса выставляет в учреждение банка, в котором открыты счета третьего лица, безакцептное платежное требование на сумму, не превышающую дебиторскую задолженность этого должника налогоплательщику (налоговому агенту).

Статья 64. Обращение взыскания на имущество налогоплательщика

(налогового агента)

1. Обращение взыскания на имущество налогоплательщика (налогового агента) производится при неисполнении им в установленный срок обязанности по уплате налога, в том числе при недостаточности денежных средств после применения налоговой службой мер, предусмотренных статьями 59, 62 и 63 настоящего Кодекса.

2. Для обращения взыскания на имущество налогоплательщика (налогового агента) налоговая служба:

принимает постановление о наложении запрета на право налогоплательщика (налогового агента) распоряжаться имуществом независимо от того, у кого это имущество находится в это время;

производит опись имущества, за счет которого взыскивается неуплаченная сумма налога;

оформляет исковое заявление в казыет о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента).

3. Не может обращаться взыскание на имущество бюджетных организаций.

Статья 65. Наложение запрета на право налогоплательщика

(налогового агента) распоряжаться имуществом

1. Для обращения взыскания на имущество налогоплательщика (налогового агента) налоговая служба (таможенная служба) вправе наложить запрет на право налогоплательщика (налогового агента) распоряжаться имуществом, независимо от того, у кого это имущество находится в это время.

2. Наложение запрета на право налогоплательщика (налогового агента) распоряжаться имуществом оформляется постановлением налоговой службы.

Постановление налоговой службы о наложении запрета на право налогоплательщика (налогового агента) распоряжаться имуществом выносится в течение одного месяца со дня, установленного для уплаты налога, и должно содержать:

фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование органа налоговой службы, выдавшего постановление;

дату принятия и номер постановления;

наименование и адрес налогоплательщика (налогового агента), на чье имущество обращается взыскание;

сумму налога, финансовых санкций и пени, подлежащую к уплате за счет обращения взыскания на имущество налогоплательщика (налогового агента), с учетом сумм, взысканных в порядке, установленном статьей 59 настоящего Кодекса;

решение о производстве описи имущества;

дату вступления постановления в силу.

Постановление подписывается руководителем (его заместителем) налоговой службы и заверяется печатью.

3. Запрет на распоряжение имуществом налагается последовательно на:

а) наличные денежные средства;

б) имущество непроизводственного характера;

в) готовую продукцию (товары), а также иные материальные ценности, не участвующие и (или) не предназначенные для непосредственного участия в производстве;

г) сырье и материалы, предназначенные для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

д) имущество, переданное по договору во владение, пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество;

е) другое имущество, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Туркменистана не может быть обращено взыскание.

Запрет на распоряжение имуществом не налагается на имущество, переданное по договору в лизинг, на срок действия такого договора.

4. Налогоплательщику (налоговому агенту) сообщается о принятом решении посредством налогового уведомления.

5. При исполнении налогоплательщиком (налоговым агентом) обязанности по уплате налога до внесения налоговой службой искового заявления в казыет постановление о наложении запрета на право налогоплательщика (налогового агента) распоряжаться имуществом отменяется должностным лицом налоговой службы, принявшим такое постановление.

Статья 66. Опись имущества

1. Налоговая служба обязана приступить к описи имущества налогоплательщика (налогового агента), на которое обращается взыскание, в течение трех дней со дня получения налогоплательщиком (налоговым агентом) налогового уведомления.

2. Описи подлежит имущество в количестве, необходимом для уплаты налогов, а в необходимых случаях и для покрытия сумм затрат, связанных с хранением и реализацией имущества. Опись имущества проводится уполномоченным работником налоговой службы.

3. Работник налоговой службы перед проведением описи имущества налогоплательщика (налогового агента) обязан вручить налогоплательщику (налоговому агенту) либо его представителю экземпляр постановления налоговой службы о наложении запрета на право налогоплательщика (налогового агента) распоряжаться имуществом и документ, удостоверяющий его полномочия (предписание).

4. Опись имущества налогоплательщика (налогового агента) производится в его присутствии, а в случае, когда налогоплательщиком (налоговым агентом) является юридическое лицо - в присутствии его работников, ответственных за правильность составления налоговой декларации, а также являющихся материально ответственными лицами.

Опись имущества налогоплательщика, за счет которого производится взыскание налога, оформляется актом.

5. При проведении описи имущества проводится предварительная оценка стоимости имущества, за счет которого осуществляется взыскание налога. Оценка производится по реальным рыночным ценам с учетом износа имущества.

Для проведения оценки описываемого имущества налоговая служба вправе привлекать экспертов (специалистов).

6. При описи имущества налогоплательщик (налоговый агент) вправе заявить работнику налоговой службы на какое имущество следует обратить взыскание в первую очередь. Работник налоговой службы обязан удовлетворить такое заявление, если это не препятствует взысканию неуплаченной сумме налога.

7. Работник налоговой службы может опечатать предметы, подвергшиеся описи.

Статья 67. Содержание акта о проведении описи имущества

В акте о проведении описи имущества, на которое обращается взыскание, указываются:

время и место составления акта;

имя и фамилия работника налоговой службы, а также лиц, присутствующих при составлении акта;

имена и фамилии налогоплательщика (налогового агента), работников налогоплательщика (налогового агента) - юридического лица, ответственных за правильность составления налоговой декларации, а также являющихся материально ответственными лицами;

название каждого описываемого предмета, отличительные его признаки (вес, метраж, степень износа и другие), оценка каждого предмета и стоимость всего имущества, на которое обращается взыскание;

перечень опечатанных предметов, если опечатывание производится;

перечень изымаемого имущества для передачи на хранение другому лицу, если хранение имущества возлагается не на самого налогоплательщика (налогового агента);

лицо, которому имущество передано на хранение и его адрес;

запись об извещении налогоплательщика (налогового агента) и других лиц о разъяснении их обязанностей по хранению имущества и их ответственности;

замечания и заявления налогоплательщика (налогового агента) и других лиц, присутствующих при описи имущества.

Акт о проведении описи имущества, за счет которого производится взыскание налога, составляется в необходимом количестве экземпляров и подписывается работником налоговой службы, налогоплательщиком (налоговым агентом) и другими лицами, присутствующими при описи имущества. Экземпляры акта направляются всем заинтересованным сторонам.

Статья 68. Хранение описанного имущества

1. Описанное имущество налогоплательщика (налогового агента), на которое обращается взыскание, передается работником налоговой службы на хранение налогоплательщику (налоговому агенту) или другому лицу под расписку. Им вручается копия акта о проведении описи имущества, за счет которого производится взыскание налога.

Наличные денежные средства, в том числе в иностранной валюте, ценные бумаги, слитки, шлих, самородки драгоценных металлов, их полуфабрикаты и изделия производственного и лабораторного назначения, алмазы, а также ювелирные и иные бытовые изделия из золота, серебра, платины и металлов платиновой группы, драгоценных камней, жемчуга и их лом, принадлежащие налогоплательщику (налоговому агенту), на которые обращается взыскание, передаются на хранение учреждению банка.

2. Лицо, у которого находится описанное имущество, не может совершать никаких действий с таким имуществом без разрешения налоговой службы.

3. Лицо, за исключением самого налогоплательщика (налогового агента), которому передано на хранение имущество, получает за хранение вознаграждение, покрывающее фактически произведенные расходы, связанные с хранением имущества, и доход такого лица. Возмещение таких сумм производится за счет средств, полученных от реализации имущества налогоплательщика (налогового агента).

4. За утрату, недостачу или повреждение переданного на хранение имущества хранитель несет ответственность в соответствии с законодательством Туркменистана.

5. Лицо, в распоряжении которого находится имущество или залоговое право на имущество налогоплательщика (налогового агента), на которое обращается взыскание, обязано по требованию уполномоченного работника налоговой службы передать имущество или залоговое право налоговой службе. При выполнении указанного требования такое лицо освобождается (с момента его выполнения) от любого обязательства перед налогоплательщиком (налоговым агентом) в размере стоимости переданного имущества или залогового права.

Статья 69. Исковое заявлением в казыет об обращении взыскания на

имущество

1. Исковое заявление об обращении взыскания на имущество налогоплательщика (налогового агента) подается налоговой службой в казыет. Порядок подачи искового заявления устанавливается законодательством Туркменистана.

2. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) может быть подано в казыет в течение шести месяцев после принятия постановления о наложении запрета на право налогоплательщика (налогового агента) распоряжаться имуществом.

3. К исковому заявлению о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) прилагаются постановление налоговой службы о наложении запрета на право налогоплательщика (налогового агента) распоряжаться имуществом, акт о проведении описи имущества, на которое обращается взыскание, и иные документы, требующиеся для рассмотрения искового заявления.

Статья 70. Пени

1. Пени налагаются на налогоплательщика (налогового агента) в случае нарушения им установленного срока уплаты налога.

Пени налагаются на учреждения банков, если обязанность налогоплательщика (налогового агента) по уплате налога не исполнена своевременно по вине учреждения банка. В этом случае пени не применяются к налогоплательщику (налоговому агенту).

2. Пени начисляются в размере 0,03 процента от неуплаченной в установленные сроки суммы налога за каждый календарный день просрочки, включая день уплаты.

При безналичной форме уплаты налога в просрочку не включается срок, установленный учреждением банка для исполнения платежного поручения налогоплательщика (налогового агента) или платежного требования налоговой службы.

Пени за несвоевременную уплату дополнительно начисленной суммы налога исчисляются за весь период неуплаты налога, начиная со срока, установленного настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства Туркменистана, применительно к каждому виду налога.

3. Налоговая служба ежемесячно направляет налогоплательщику (налоговому агенту) налоговое уведомление о суммах пени, исчисленных за истекший месяц в срок до 5 числа следующего месяца.

Пени уплачиваются налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение десяти дней с момента вручения ему налогового уведомления.

Уплата пени производится после уплаты налога.

4. Корректировка установленной суммы налога влечет изменение начисленной до этого пени.

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок