Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законы / Налоговый кодекс Туркменистана / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС ТУРКМЕНИСТАНА / Раздел 4. Исчисление и уплата налога / Глава 2. Исчисление налога и предъявление налогового уведомления

Глава 2. Исчисление налога и предъявление налогового уведомления

Параграф 1. Исчисление и установление суммы налога

Статья 34. Общие положения по исчислению и установлению суммы

налога

1. Исчисление суммы налога производится налогоплательщиком самостоятельно. Настоящим Кодексом предусматриваются случаи, когда исчисление налога возлагается на налогового агента, налоговую службу и другие уполномоченные органы, участвующие в налоговых правоотношениях.

Исчисление суммы налога для каждого вида налога производится в порядке, установленном настоящим Кодексом или иными актами налогового законодательства Туркменистана.

2. Установление суммы налога производится налоговой службой по результатам проведения камеральной проверки.

При исчислении суммы налога налоговыми агентами, уполномоченными органами, участвующими в налоговых правоотношениях, исчисленная сумма налога признается установленной.

3. Основанием для установления суммы налога может являться:

информация, содержащаяся в налоговых декларациях налогоплательщика;

данные учета объектов налогообложения;

материалы налоговых проверок, аудита;

иная информация, имеющая значение для налогообложения.

Информация для исчисления налога, полученная с нарушением законодательства Туркменистана, не может служить основанием для установления налога.

4. Сумма налога, указанная налогоплательщиком в налоговой декларации, признается установленной, если налоговая служба в сроки, установленные для вручения уведомления по результатам камеральной проверки, не уведомила налогоплательщика о необходимости внесения изменения в исчисленную сумму налога.

5. Налоговая служба исчисляет и устанавливает действительную сумму налога, если исходя из выявленных фактических обстоятельств и существа совершаемых операций, имеющих значение для налогообложения, следует, что юридическая форма сделки или последовательности сделок приводит к избежанию от уплаты налогов.

Налоговая служба вправе также при наличии фактов, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика уклониться от налогообложения, досрочно произвести исчисление и установление налога и потребовать немедленной его уплаты.

Статья 35. Налоговая база

1. Налоговая база определяется для соответствующего налогового (отчетного) периода по каждому объекту налогообложения и может представлять собой его стоимостную, физическую или иную характеристику. Объект налогообложения и порядок определения налоговой базы устанавливаются настоящим Кодексом по каждому виду налога.

2. Налоговая база подлежит корректировке в случаях:

изменения обстоятельств совершения сделки;

полной или частичной отмены сделки;

изменения суммы сделки в результате изменения цен или тарифов;

признания сделки недействительной;

выявления сделки, неучтенной в прошлых налоговых (отчетных) периодах;

обнаружения ошибок (искажений), допущенных в прошлых налоговых (отчетных) периодах;

иных необходимых случаях.

В указанных случаях корректировке подлежит налоговая база того налогового (отчетного) периода, в котором она была определена (исчислена) без учета выявленных обстоятельств. В случае невозможности определения конкретного периода корректируется налоговая база налогового (отчетного) периода, в котором выявлены такие обстоятельства.

При признании сделки недействительной в порядке, установленном законодательством Туркменистана, налоговая база уменьшается на сумму средств, возвращаемую другой стороне сделки.

Корректировка налоговой базы осуществляется только при наличии документально подтвержденных оснований.

Статья 36. Определение цены товаров, работ, услуг для целей

налогообложения

1. Для целей налогообложения принимается цена товаров, работ, услуг, примененная сторонами сделки. Предполагается, что эта цена является рыночной ценой, пока не доказано обратное.

2. Налоговая служба для целей налогообложения вправе оценить примененные сторонами сделки цены в следующих случаях:

осуществления сделки между взаимозависимыми лицами;

осуществления операций по обмену товарами, работами, услугами;

внешнеторговых сделок;

если при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов есть достаточные основания полагать, что цены, примененные сторонами сделки, значительно отклоняются от реальной рыночной цены товаров (работ, услуг).

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические и (или) юридические лица, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности.

3. Реальной рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения идентичных, а при их отсутствии - однородных товаров (работ, услуг) в сопоставимых условиях. Сопоставимыми признаются условия, если различия между ними существенно не влияют на цену таких товаров (работ или услуг) либо могут быть учтены с помощью поправок. Должны учитываться близкие по времени совершения сделки между независимыми партнерами либо между взаимозависимыми лицами, если их взаимная зависимость не влияет на результаты сделок, а также количество (объем) поставляемых товаров, сроки исполнения обязательств, условия платежей и иные условия, обычно применяемые в сделках.

Для определения реальной рыночной цены могут использоваться:

метод, при котором реальная рыночная цена товаров (работ, услуг) определяется на основании цены их последующей реализации покупателем. При этом цена реализации покупателя уменьшается на соответствующую долю затрат, понесенных этим покупателем при реализации таких товаров (работ, услуг), а также обычную для данной сферы деятельности прибыль покупателя;

метод, при котором реальная рыночная цена товаров (работ, услуг) определяется на основании произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли продавца таких товаров (работ, услуг). Указанный метод используется при невозможности использования первого метода.

Реальная рыночная цена, определенная с использованием данных методов, должна быть подтверждена соответствующими расчетами. Данные о реальной рыночной цене товаров (работ, услуг) также могут быть получены от органов государственной статистки и других официальных источников информации.

Для целей налогообложения при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным законодательством Туркменистана, принимаются указанные цены (тарифы).

4. При определении реальной рыночной цены товаров (работ, услуг) учитываются скидки, вызванные в частности:

сезонными и иными колебаниями потребительского спроса;

потерей качества или иных потребительских свойств;

приближением даты истечения срока годности или реализации;

при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также товаров (работ, услуг) на новые рынки;

реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

5. В случаях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, когда цены, примененные сторонами сделки, отклоняются от реальной рыночной цены более чем на 20 процентов (значительное отклонение), налоговая служба вправе вынести мотивированное решение об исчислении и установлении налога, рассчитанного исходя из применения реальных рыночных цен на соответствующие товары (работы, услуги).

6. Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них признаки, в частности - физические характеристики, качество, репутация на рынке, страна происхождения, производитель.

Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, товарный знак, репутация на рынке, страна происхождения.

7. При рассмотрении дела казыет вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в частях 1 - 6 настоящей статьи.

Статья 37. Налоговая ставка

Налоговая ставка представляет собой норму взимания налога, выраженную в процентах и (или) в виде фиксированной величины с единицы налоговой базы.

Статья 38. Налоговый период

1. Налоговым периодом считается промежуток времени, за который производится исчисление налоговой базы и суммы налога, подлежащего уплате. Налоговый период устанавливается настоящим Кодексом применительно к отдельным видам налогов.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

2. Для юридического лица, созданного в период с 1 числа месяца Туркменбаши по 30 число месяца Рухнама, первым налоговым периодом в отношении налогов, налоговый период для которых составляет налоговый год, является период времени со дня создания до конца этого года.

Для юридического лица, созданного в период с 1 числа месяца Гарашсызлык по 31 число месяца Битараплык, первым налоговым периодом для таких налогов является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

При ликвидации юридического лица до конца календарного года последним налоговым периодом для него является период времени от начала этого года до дня его ликвидации.

Если юридическое лицо создано в период, начиная с 1 числа месяца Гарашсызлык до конца года, предшествовавшего году его ликвидации, то налоговым периодом для таких налогов является период времени со дня создания до дня его ликвидации.

3. При создании или ликвидации юридического лица первый (последний) налоговый период в отношении налогов, для которых налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал, определяется по согласованию с налоговой службой по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика.

4. Части 2 и 3 настоящей статьи применяются:

в отношении филиалов, представительств или постоянных представительств юридического лица - нерезидента Туркменистана;

в отношении физических лиц - индивидуальных предпринимателей;

в отношении лиц, входящих в товарищество, являющихся налогоплательщиками;

в случаях слияния и разделения юридических лиц.

5. Если имущество, являющееся объектом налогообложения, было приобретено, реализовано (отчуждено или уничтожено) в течение календарного года, налоговый период по налогу в отношении этого имущества определяется как период времени фактического нахождения такого имущества в собственности налогоплательщика в этом календарном году.

Статья 39. Методы определения налоговой службой предполагаемой

суммы налога

1. При непредставлении налогоплательщиком налоговой декларации в установленный настоящим Кодексом срок, предполагаемая сумма налога определяется налоговой службой исходя из установленной суммы налога за предшествующий отчетный период.

2. Если в ходе проводимых налоговых проверок выявлено отсутствие учета объектов налогообложения либо налогоплательщиком не представляются такие данные, то налоговая служба вправе на основе имеющейся у нее информации исчислить и установить предполагаемую сумму налога, используя в соответствующих случаях оценочную стоимость реализации товаров (работ, услуг), оценочную стоимость имущества, средний уровень заработной платы, рентабельность в размере 25 процентов (8 процентов от товарооборота - для торговой деятельности).

Рентабельность в этом случае, за исключением торговой деятельности, определяется в соответствии со статьей 133 настоящего Кодекса.

Предполагаемая сумма налога может исчисляться и устанавливаться также на основе сопоставимых экономических показателей деятельности других налогоплательщиков, осуществляющих аналогичные виды деятельности.

В случае, когда указанные выше методы оценки дают различные результаты, то принимается максимальная величина предполагаемой суммы налога.

3. При последующем представлении налогоплательщиком налоговой декларации, а в необходимых случаях - соответствующих данных учета объектов налогообложения налоговой службой производится корректировка суммы налога, установленной в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи.

Статья 40. Сроки исковой давности

1. Налоговая служба вправе скорректировать установленную сумму налога в течение пяти лет после окончания соответствующего налогового периода, за который она была установлена.

2. Взыскание установленной или дополнительно начисленной суммы налога может осуществляться в течение пяти лет с момента возникновения требования об уплате налога.

Параграф 2. Предъявление налогового уведомления

Статья 41. Налоговое уведомление

1. Налоговое уведомление является письменным требованием налоговой службы (таможенной службы) к налогоплательщику.

Налоговое уведомление направляется налогоплательщику в случаях:

а) исчисления налога в соответствии с настоящим Кодексом налоговой службой (таможенной службой);

б) если, по результатам камеральной проверки налоговой службой установлена сумма налога, отличная от той, которую налогоплательщик исчислил самостоятельно;

в) при принятии налоговой службой (таможенной службой) по результатам документальной проверки решения об изменении установленной суммы налога;

г) при изменении срока уплаты налога;

д) при наличии у налогоплательщика неисполненной обязанности по уплате налога;

е) в иных случаях, связанных с налогообложением.

2. Налоговое уведомление должно быть направлено или вручено налогоплательщику не позднее пяти дней с момента наступления соответствующих обстоятельств, указанных в части 1 настоящей статьи.

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

3. Налоговое уведомление подлежит изменению, если после направления или вручения его налогоплательщику налоговой (таможенной) службе становятся известны обстоятельства или доказательства, приводящие к изменению суммы налога, отличной от той, которая указана в налоговом уведомлении.

Статья 42. Форма налогового уведомления

1. Форма налогового уведомления утверждается Главной государственной налоговой службой Туркменистана.

2. Налоговое уведомление должно быть подписано уполномоченным должностным лицом и заверено печатью налоговой службы.

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок