Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Глава 2 НАЛОГОВЫЙ ОРГАН

Статья 132. Основная задача и общие принципы организации

налогового органа

(1) Основной задачей налогового органа является осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет сумм налоговых обязательств.

(2) Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов и каждая территориальная государственная налоговая инспекция, будучи подчиненной первой:

а) имеет статус юридического лица и финансируется из государственного бюджета;

b) действует на основании Конституции Республики Молдова, настоящего кодекса и других законов, постановлений Парламента, указов Президента Республики Молдова, постановлений и ордонансов Правительства, решений по налоговым вопросам, принятых органами местного публичного управления в пределах их компетенции.

(3) Министерство финансов осуществляет методическое руководство деятельностью Главной государственной налоговой инспекции, не допуская вмешательства в ее деятельность и в деятельность территориальных государственных налоговых инспекций.

(4) Порядок функционирования налогового органа, утверждения его структуры, штатного расписания и фонда оплаты труда, а также предоставления его служащим классных чинов устанавливается Положением, утвержденным Правительством.

(5) Организационная структура Государственной налоговой службы утверждается Правительством, а зоны деятельности территориальных налоговых органов и обслуживания налогоплательщиков - Главной государственной налоговой инспекцией при Министерстве финансов.

Статья 133. Полномочия налогового органа

(1) Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов (далее - Главная государственная налоговая инспекция) осуществляет следующие полномочия:

а) осуществляет надзор за работой территориальных государственных налоговых инспекций по осуществлению налогового контроля, обеспечивает создание и функционирование единой системы данных о налогоплательщиках и налоговых обязательствах;

b) контролирует деятельность территориальных государственных налоговых инспекций, рассматривает письма, заявления и жалобы на их действия, принимает меры по повышению эффективности их работы;

c) издает приказы, инструкции и другие акты в целях исполнения налогового законодательства;

d) организует популяризацию налогового законодательства отвечает на письма, жалобы и другие петиции налогоплательщиков в установленном порядке;

е) осуществляет налоговый контроль;

f) организует, а в необходимых случаях осуществляет принудительное исполнение налоговых обязательств;

g) рассматривает случаи обжалования и принимает решения по ним;

h) осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства в деятельности таможенных органов и служб по сбору местных налогов и сборов и вносит в компетентные органы предложения о привлечении к ответственности служащих этих органов за нарушения налогового законодательства;

i) организует различные конкурсы с поощрением из бюджетных средств налогоплательщиков, которые напрямую или косвенно содействовали улучшению процесса налогового администрирования и/или увеличению поступлений в национальный публичный бюджет. Конкурсы проводятся в установленном Правительством порядке;

j) взаимодействует с органами других государств на основании международных договоров, одной из сторон которых является Республика Молдова, и принимает участие в работе специализированных международных организаций, членом которых она является;

k) представляет в соответствии с инструкциями Министерства финансов информацию и отчеты по налоговым обязательствам, в том числе по недоимкам.

l) передает функции территориальным государственным налоговым инспекциям.

m) предупреждает, выявляет и пресекает нарушения, связанные с репатриацией денежных средств, товаров и услуг, полученных в результате внешнеэкономических сделок.

n) исполняет иные полномочия, предусмотренные законодательством.

(2) Территориальные государственные налоговые инспекции осуществляют следующие полномочия:

а) принимают меры по обеспечению погашения налоговых обязательств;

b) популяризируют налоговое законодательство, рассматривают письма, заявления и жалобы налогоплательщиков;

с) обеспечивают полный и надлежащий учет налогоплательщиков и налоговых обязательств, за исключением администрируемых другими органами;

d) осуществляют налоговый контроль;

e) осуществляют принудительное исполнение налоговых обязательств;

f) бесплатно обеспечивают налогоплательщиков бланками налоговой отчетности, разработанными согласно соответствующим инструкциям;

g) выдают за плату субъектам налогообложения бланки налоговых накладных и акцизные марки в предусмотренном Главной государственной налоговой инспекцией порядке.

h) опечатывают контрольно-кассовые машины налогоплательщиков, ведут их учет, производят проверки использования их налогоплательщиками при осуществлении наличных расчетов.

i) рассматривают жалобы, предварительные заявления и выносят решения по ним;

j) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством.

(3) Главная государственная налоговая инспекция осуществляет свои полномочия на всей территории Республики Молдова, а территориальная государственная налоговая инспекция может осуществлять свои полномочия за пределами установленной территории только с разрешения руководства Главной государственной налоговой инспекции.

Статья 134. Права налогового органа и налоговых служащих

(1) Налоговый орган и налоговые служащие имеют следующие права:

а) осуществлять контроль соблюдения налогового законодательства налогоплательщиками, таможенными органами, службами по сбору местных налогов и сборов и другими лицами, требовать необходимые разъяснения и сведения по вопросам, возникающим в ходе контроля;

b) в ходе налогового контроля требовать и бесплатно получать от любого лица необходимые для осуществления своих полномочий сведения, данные, документы, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, а также их копии, если последние прилагаются к акту проверки;

с) осуществлять налоговые посещения;

d) вскрывать, обследовать и в необходимых случаях опечатывать, независимо от места нахождения, производственные, складские, торговые и другие помещения и места, используемые для извлечения доходов или содержания объектов налогообложения, других объектов и документов, за исключением жилища и места пребывания;

e) иметь доступ к электронной системе бухгалтерского учета налогоплательщика;

f) проверять достоверность сведений, указываемых налогоплательщиком в учетной документации и налоговой отчетности;

g) изымать у налогоплательщиков документы в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим разделом;

h) устанавливать нарушения налогового законодательства и применять меры, предусмотренные законодательством;

i) предъявлять в компетентные судебные инстанции к налогоплательщикам иски:

- о признании сделок недействительными и взыскании средств, полученных по таким сделкам;

- о признании регистрации предприятия, организации недействительной в случае нарушения установленного порядка их создания или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и о взыскании полученных ими доходов;

- о ликвидации предприятия, организации по основаниям, установленным законодательством, и о взыскании полученных ими доходов;

- другие иски в соответствии с законодательством;

j) требовать и проверять устранение налоговых нарушений, применять в необходимых случаях принудительные меры;

k) использовать прямые и косвенные методы и источники при оценке объектов налогообложения и исчислении налогов (пошлин) и сборов;

l) получать налоги (пошлины), сборы, пени и/или штрафы в наличных денежных средствах только с использованием контрольно-кассовых машин с фискальной памятью;

m) осуществлять принудительное исполнение налоговых обязательств в установленном налоговым законодательством порядке;

n) налагать в установленном законом порядке арест на любое имущество, за исключением имущества, на которое в соответствии с настоящим кодексом и иными законодательными актами не может быть обращено взыскание;

o) приостанавливать в установленном законом порядке операции по банковским счетам налогоплательщиков, за исключением ссудных счетов и временных счетов (по накоплению финансовых средств для формирования или увеличения уставного капитала), а также счетов физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательства;

p) вызывать в налоговый орган налогоплательщика, лицо, предположительно являющееся субъектом налогообложения, должностное лицо налогоплательщика, включая лицо, ответственное за ведение учета документов, относящихся к лицу, предположительно являющемуся субъектом налогообложения, или любое другое лицо для дачи показаний, представления документов и сведений по интересующему налоговый орган вопросу, за исключением документов и сведений, которые в соответствии с законодательством составляют государственную тайну;

r) в процессе определения величины налогов (пошлин), сборов, пеней и/или штрафов либо взыскания их затребовать у финансовых учреждений (их отделений или филиалов) документы, касающиеся клиентов этих учреждений;

s) требовать осуществления и осуществлять налоговый контроль в других странах на основании международных договоров, одной из сторон которых является Республика Молдова;

t) запрашивать от компетентных органов других государств информацию, связанную с деятельностью налогоплательщиков, без согласия последних;

u) предоставлять компетентным органам других государств сведения об отношениях иностранных налогоплательщиков с отечественными налогоплательщиками без согласия или уведомления последних;

v) использовать налоговую отчетность, переписку с налогоплательщиками и информацию органов публичной власти на электронных и иных носителях, исполненных и защищенных в соответствии с законодательством в данной области;

x) использовать средства массовой информации в целях популяризации и соблюдения налогового законодательства;

y) осуществлять иные действия, предусмотренные налоговым законодательством.

(2) Главная государственная налоговая инспекция имеет право создавать и другие налоговые посты наряду с теми, что создаются в соответствии с законодательными и другими нормативными актами.

(3) Налоговый орган вправе отзывать, изменять или приостанавливать исполнение, в соответствии с законодательством, своих актов, имеющих нормативный характер, а также своих актов, имеющих индивидуальный характер, если они противоречат законодательству. Противоречащие законодательству акты территориальных государственных налоговых инспекций могут быть аннулированы, изменены или приостановлено их исполнение и Главной государственной налоговой инспекцией.

(4) Законные требования и распоряжения налоговых служащих обязательны для исполнения всеми лицами, включая должностных.

(5) Препятствование осуществлению налоговыми служащими своих полномочий, оскорбление, угроза, сопротивление, насилие в их отношении или посягательство на жизнь, здоровье и имущество налоговых служащих, а также их близких родственников при осуществлении ими своих полномочий или в связи с этим влекут ответственность, предусмотренную законом.

(6) Налоговые служащие осуществляют свои полномочия по проведению налогового контроля на местах или по принудительному исполнению налогового обязательства на основании решения руководства налогового органа.

Статья 136. Обязанности налогового органа и налоговых служащих

Налоговый орган и налоговые служащие имеют следующие обязанности:

а) действовать в строгом соответствии с Конституцией Республики Молдова, настоящим кодексом и иными нормативными актами;

b) уважительно и корректно относиться к налогоплательщикам и их представителям, к иным участникам налоговых отношений;

c) популяризировать налоговое законодательство;

d) информировать налогоплательщиков в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, или по их просьбе об их правах и обязанностях;

e) информировать налогоплательщиков по их запросам о действующих налогах (пошлинах) и сборах, порядке и сроках их уплаты, а также о соответствующих нормативных актах;

f) бесплатно обеспечивать налогоплательщиков бланками налоговой отчетности;

g) осуществлять по требованию налогоплательщика, компенсацию или оформление материалов для возмещения переплат или сумм, подлежащих возмещению согласно налоговому законодательству;

h) по письменному заявлению налогоплательщика, в котором указано назначение справки, выдавать справки об отсутствии или наличии у него недоимок перед бюджетом и справки о регистрации в качестве плательщика подоходного налога и НДС. Образцы указанных справок разрабатываются Главной государственной налоговой инспекцией;

i) при отсутствии международного договора, регулирующего налогообложение или содержащего нормы, регулирующие налогообложение, по письменному требованию нерезидента или уполномоченного им на это лица (плательщика дохода) выдать справку о сумме полученного в Республике Молдова дохода и уплаченного (удержанного) налога. Образец указанной справки разрабатывается Главной государственной налоговой инспекцией при Министерстве финансов;

j) принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о налоговых нарушениях, а в необходимых случаях осуществлять их проверку;

k) рассматривать в установленном законом порядке письма, заявления и жалобы налогоплательщиков;

l) вести учет налогоплательщиков и налоговых обязательств;

m) осуществлять налоговый контроль и составлять соответствующие акты;

n) в случае выявления налоговых нарушений и при невыполнении законных требований налоговых служащих принимать решение о применении санкций;

o) направлять (вручать) налогоплательщикам или их представителям в предусмотренные налоговым законодательством сроки вынесенные решения.

p) не использовать служебное положение в личных корыстных интересах;

r) осуществлять иные действия, предусмотренные налоговым законодательством.

Статья 145. Изъятие документов

(1) Документы изымаются в случае:

а) необходимости документального подтверждения налогового нарушения;

b) вероятности их исчезновения;

с) иных случаях, прямо предусмотренных налоговым законодательством.

(2) Налоговые служащие изымают документы независимо от их принадлежности и места нахождения, обеспечивая их сохранность в помещении налогового органа.

(3) Изъятие документов производится в присутствии лица, у которого они изымаются, а при его отсутствии или отказе участвовать в процедуре изъятия - в присутствии двух понятых.

(4) О факте изъятия документов составляется протокол, в котором указываются:

а) дата и место составления;

b) должность, фамилия и имя налогового служащего и лица, у которого производится изъятие;

с) сведения о собственнике или владельце;

d) опись изъятых документов;

е) время и мотивы изъятия;

f) при необходимости фамилии, имена и адреса понятых.

(5) Протокол подписывается составившим его лицом и лицом, у которого производится изъятие документов, либо понятыми. Если лицо, у которого изымаются документы, отказывается подписать протокол, в нем делается отметка об отказе.

(6) После того как отпала необходимость в использовании изъятых документов, они возвращаются лицу, у которого были изъяты, а в его отсутствие - замещающему лицу.

Статья 146. Налоговый пост

(1) Налоговый пост создается налоговым органом в целях предупреждения и выявления случаев налоговых нарушений, в том числе случаев уклонения от погашения налоговых обязательств, а также в целях осуществления иных полномочий по налоговому администрированию.

(2) Налоговые посты могут быть стационарными и передвижными. Стационарный налоговый пост располагается в установленном и специально оборудованном месте, где он осуществляет свои полномочия. Передвижной налоговый пост, обеспеченный специальными техническими средствами, в том числе транспортными, перемещается в зависимости от необходимости в радиусе контрольного сектора.

(3) Налоговый пост состоит как минимум из одного налогового служащего и, в зависимости от обстоятельств и порядка осуществления контроля, из сотрудников органов внутренних дел или других органов.

(4) Главная государственная налоговая инспекция совместно с компетентными органами принимает решение об учреждении налоговых постов, устанавливает их вид и место расположения и утверждает положение об их деятельности. В случае создания налоговых постов в общественных местах решение согласовывается с исполнительным органом местного публичного управления. В случае создания налоговых постов на территории хозяйствующего субъекта последний обязан обеспечить его сотрудникам доступ и условия, необходимые для осуществления ими своих полномочий.

Статья 147. Взаимодействие налогового органа с органами публичной

власти

(1) Органы публичной власти предоставляют налоговому органу сведения и материалы, необходимые для выполнения возложенных на него полномочий, за исключением сведений, предоставление которых прямо запрещено законом.

(2) Органы центрального и местного публичного управления выделяют своих должностных лиц для оказания содействия налоговому органу в выполнении возложенных на него полномочий. Решение о выделении должностного лица принимается в течение пяти рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса от налогового органа, за исключением случаев, требующих оперативного вмешательства.

(3) По требованию правоохранительных органов налоговый орган содействует в определении налоговых обязательств по уголовным делам, а также при судебном разбирательстве дел, связанных с нарушением налогового законодательства.

(4) Налоговый орган взаимодействует с другими органами публичной власти в рамках полномочий, предусмотренных налоговым законодательством, и разрабатывает методические указания в области администрирования местных налогов и сборов согласно действующему законодательству.

(5) Налоговый орган самостоятельно определяет свою программу деятельности. Осуществление контроля и другие действия налогового органа не могут быть приостановлены никем, кроме как органами, уполномоченными на то на основании законодательства.

Статья 148. Подбор, зачисление в штат и увольнение налоговых

служащих

(1) Подбор налоговых служащих производится независимо от расы, национальности, этнического происхождения, пола, вероисповедания из числа граждан Республики Молдова, постоянно проживающих на ее территории, имеющих соответствующее образование, способных по состоянию здоровья исполнять возложенные на них обязанности и не подпадающих под ограничения, предусмотренные Законом о государственной службе. Зачисление в налоговый орган производится в соответствии с законодательством о государственной службе и законодательством о труде.

(2) Лица, зачисленные в налоговый орган в качестве налоговых служащих, приносят присягу в соответствии с Законом о государственной службе и подвергаются обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством.

(3) Налоговые служащие вправе при исполнении служебных обязанностей носить форменную одежду со знаками соответствующих классных чинов, выдаваемую им бесплатно в соответствии с образцом и нормами, установленными Правительством.

(4) Налоговым служащим в подтверждение полномочий выдаются удостоверения, образец и порядок выдачи которых устанавливаются Главной государственной налоговой инспекцией.

(5) Налоговые служащие во время исполнения обязанностей являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства.

(6) Перевод, увольнение налогового служащего, наложение на него дисциплинарных взысканий осуществляются органом, зачислившим его в штат, в соответствии с законодательством.

(7) Налоговому служащему запрещается выполнять на условиях совместительства другую оплачиваемую работу (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности), а также быть поверенным третьего лица в налоговом органе.

Статья 149. Классные чины налоговых служащих

(1) Для налоговых служащих устанавливаются следующие классные чины:

главный государственный советник налоговой службы;

государственный советник налоговой службы I ранга;

государственный советник налоговой службы II ранга;

государственный советник налоговой службы III ранга;

инспектор налоговой службы I ранга;

инспектор налоговой службы II ранга;

инспектор налоговой службы III ранга.

(2) Классные чины налоговых служащих приравниваются к классным чинам, предусмотренным Законом о государственной службе, в установленном Правительством порядке.

(3) Порядок присвоения классных чинов и размер доплат за них устанавливаются Положением о Государственной налоговой службе, утвержденным Правительством. О присвоении классного чина производится запись в трудовой книжке.

Статья 151. Защита прав и интересов налоговых служащих

(1) Права и интересы налоговых служащих защищены согласно Закону об охране труда и настоящему кодексу.

(2) Ущерб, причиненный в связи с осуществлением полномочий в налоговом органе, возмещается следующим образом:

а) в случае гибели налогового служащего семье погибшего или лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается за счет средств государственного бюджета единовременное пособие в размере десяти годовых заработных плат, исчисленных исходя из заработной платы погибшего за последний календарный год деятельности;

b) в случае причинения телесных повреждений, исключающих возможность последующего осуществления налоговым служащим профессиональной деятельности, выплачивается за счет средств государственного бюджета единовременное пособие в процентах от суммы, исчисленной согласно пункту а):

инвалидам I группы - 60 процентов;

инвалидам II группы - 40 процентов;

инвалидам III группы - 20 процентов.

(3) Лица, действия которых повлекли гибель или причинение телесных повреждений налоговому служащему либо способствовали этому, возмещают в государственный бюджет суммы, выплаченные в соответствии с частью (2).

(4) Ущерб, причиненный имуществу налогового служащего в связи с осуществлением им своих полномочий, возмещается в полном размере за счет средств государственного бюджета с последующим взысканием суммы возмещения с виновных.

Статья 152. Материальное и социальное обеспечение налоговых

служащих

(1) Налоговые служащие при исполнении служебных обязанностей обеспечиваются транспортом, техническими и другими средствами, необходимыми для выполнения возложенных на них обязанностей.

(2) Социальное и пенсионное обеспечение налоговых служащих производится в установленном законодательством порядке.

(3) В соответствии с законодательством могут быть предусмотрены и иные меры материального и социального обеспечения сотрудников налогового органа.

Статья 153. Ответственность налоговых служащих и право на

обжалование их действий

(1) За противоправные действия налоговые служащие несут ответственность, предусмотренную законодательством.

(2) Ущерб, причиненный неправомерными действиями налоговых служащих, возмещается в предусмотренном законодательством порядке.

(3) Решения налогового органа и действия налоговых служащих могут быть обжалованы налогоплательщиками в предусмотренном настоящим кодексом и иными нормативными актами порядке.

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок