Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Раздел 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим кодексом

(1) Настоящим кодексом устанавливаются общие принципы налогообложения в Республике Молдова, правовое положение налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством, принципы определения объекта налогообложения и ведения учета доходов и вычитаемых расходов, порядок и условия привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства, а также порядок обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц.

(2) Настоящим кодексом регулируются отношения, связанные с исполнением налоговых обязательств по общегосударственным налогам (пошлинам) и сборам, а также устанавливаются общие принципы определения и взимания местных налогов и сборов.

(3) Понятия и положения, предусмотренные настоящим кодексом, применяются исключительно в пределах налоговых и связанных с ними других отношений.

Статья 2. Налоговая система Республики Молдова

Налоговая система Республики Молдова представляет собой совокупность предусмотренных настоящим кодексом налогов (пошлин) и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, а также мер по обеспечению их уплаты.

Статья 3. Налоговое законодательство

(1) Налоговое законодательство состоит из настоящего кодекса и иных нормативных актов, принятых в соответствии с ним.

(2) Нормативные акты, принятые Правительством, Министерством финансов, Главной государственной налоговой инспекцией при Министерстве финансов, Таможенным департаментом, другими центральными отраслевыми органами публичного управления, а также местными органами публичного управления на основании и во исполнение настоящего кодекса, не должны противоречить его положениям или выходить за его пределы.

(3) При возникновении противоречий между нормативными актами, указанными в части (2), и положениями настоящего кодекса применяются положения кодекса.

(4) Налогообложение осуществляется на основании настоящего кодекса и иных нормативных актов, принятых в соответствии с ним, официально опубликованных и действующих на установленный для уплаты налогов (пошлин) и сборов срок.

(5) Толкование (разъяснение) положений настоящего кодекса и иных нормативных актов, принятых в соответствии с ним, дает принявший их орган, если в указанном акте не установлено иное. Любое толкование (разъяснение) подлежит официальному опубликованию.

Статья 4. Международные договоры

(1) Если международным договором, регулирующим налогообложение или содержащим нормы, регулирующие налогообложение, одной из сторон которого является Республика Молдова, установлены иные правила и положения, чем те, которые предусмотрены налоговым законодательством, применяются правила и положения международного договора.

(2) Положения части (1) не применяются в случаях, когда резидент государства, с которым заключен международный договор, используется для получения налоговых льгот другим лицом, не являющимся резидентом государства, с которым заключен международный договор, и не имеющим права на налоговые льготы.

Статья 5. Общие понятия

Следующие понятия применяются для целей налогообложения без изменения правового статуса юридических и физических лиц, предусмотренного действующим законодательством:

1) Лицо - любое физическое или юридическое лицо.

2) Налогоплательщик, субъект налогообложения - лицо, которое в соответствии с налоговым законодательством обязано исчислять и/или уплачивать в бюджет любой налог (пошлину), сбор, соответствующие пеню и штраф; лицо, которое в соответствии с налоговым законодательством обязано удерживать или взимать с другого лица и уплачивать в бюджет указанные платежи.

3) Физическое лицо:

а) гражданин Республики Молдова, иностранный гражданин, лицо без гражданства;

b) организационная форма со статусом физического лица согласно законодательству, включая индивидуального предпринимателя, крестьянское (фермерское) хозяйство, если настоящим кодексом не предусмотрено иное.

4) Юридическое лицо - любое хозяйственное товарищество или общество, кооператив, предприятие, учреждение, фонд, ассоциация, включая созданные с участием иностранного лица, и другие организации, за исключением структурных подразделений перечисленных организаций, не имеющих обособленного имущества, а также организационных форм со статусом физического лица согласно законодательству.

5) Резидент:

а) любое физическое лицо, которое соответствует одному из следующих требований:

i) имеет постоянное местожительство в Республике Молдова, в том числе:

- находящееся на лечении или на отдыхе, или на учебе, или в командировке за рубежом;

- являющееся должностным лицом Республики Молдова, находящимся при исполнении служебных обязанностей за рубежом;

ii) находится в Республике Молдова не менее 183 дней в течение налогового года;

b) любое юридическое лицо или организационная форма со статусом физического лица, деятельность которых организуется или управляется в Республике Молдова либо основным местом осуществления деятельности которых является Республика Молдова.

6) Нерезидент:

а) любое физическое лицо, которое не является резидентом в соответствии с подпунктом а) пункта 5) либо, хотя и соответствует требованиям подпункта а) пункта 5), пребывает в Республике Молдова:

- в качестве лица, имеющего дипломатический или консульский статус, или в качестве члена семьи такого лица;

- в качестве сотрудника международной организации, созданной на основе международного договора, одной из сторон которого является Республика Молдова, или в качестве члена семьи такого сотрудника;

- на лечении, или на отдыхе, или на учебе, или в командировке, если это является единственной целью пребывания физического лица в Республике Молдова;

- исключительно для следования из одного иностранного государства в другое иностранное государство через территорию Республики Молдова (транзитное следование);

b) любое юридическое лицо или организационная форма со статусом физического лица, не отвечающие требованиям подпункта b) пункта 5).

7) Индивидуальный предприниматель - физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

8) Крестьянское (фермерское) хозяйство - сельскохозяйственное предприятие, имеющее статус физического лица и образованное в соответствии с законодательством.

9) Товарищество - любая организация, за исключением акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, осуществляющая предпринимательскую деятельность на партнерских началах и учрежденная в соответствии с законодательством, которая:

а) имеет не более 20 членов-резидентов или лиц, управляющих в случае смерти членов товарищества имуществом умерших;

b) отвечает требованиям пропорционального распределения доходов и убытков между собственниками капитала.

10) Акционер - любое лицо, являющееся собственником одной или более акций акционерного общества.

11) Пайщик - любое лицо, владеющее долей капитала юридического лица.

12) Взаимозависимое лицо - член семьи налогоплательщика или лицо, которое контролирует налогоплательщика, контролируется налогоплательщиком либо находится совместно с ним под контролем третьего лица. Для целей настоящего пункта:

а) семья налогоплательщика включает: супругу (супруга) налогоплательщика; родителей налогоплательщика; детей налогоплательщика и их супругов; деда и бабушку налогоплательщика; внуков налогоплательщика и их супругов; братьев и сестер налогоплательщика и их супругов; прадеда и прабабушку налогоплательщика; правнуков налогоплательщика и их супругов; братьев и сестер родителей налогоплательщика и их супругов; племянников налогоплательщика и их супругов; братьев и сестер деда и бабушки налогоплательщика и их супругов; детей брата и сестры родителей налогоплательщика и их супругов; детей племянников налогоплательщика и их супругов; а также перечисленных лиц со стороны супруги (супруга) налогоплательщика;

b) под контролем понимается владение (непосредственно либо через одно или более взаимозависимых лиц) 50 и более процентами капитала или прав голоса лица. При этом физическое лицо рассматривается как лицо, владеющее всеми долями участия в капитале, принадлежащими прямо или косвенно членам его семьи.

13) Хозяйствующий субъект - любое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.

14) Некоммерческая организация - юридическое лицо, не преследующее в качестве цели своей деятельности извлечение дохода и не использующее какую бы то ни было часть собственности или дохода для выгоды какого-либо члена организации, учредителя или частного лица.

15) Постоянное представительство или постоянная база - постоянное место деятельности, через которое нерезидент полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в Республике Молдова, непосредственно или через агента с зависимым статусом, включая:

a) место управления, филиал, представительство, отдел, офис, фабрику, завод, магазин, мастерскую, а также шахту, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов или выращивания сельскохозяйственных культур;

b) строительную площадку, строительный, монтажный или сборочный объект либо связанную с ними деятельность по техническому надзору, обслуживанию и эксплуатации оборудования только в том случае, если такая площадка, объект или деятельность продолжаются в течение периода, превышающего шесть месяцев;

c) реализацию товаров с расположенных на территории Республики Молдова и принадлежащих нерезиденту или арендуемых им складов;

d) оказание иных услуг, ведение иной деятельности в течение периода, превышающего три месяца, за исключением квалифицируемой как представительство согласно пункту 20), а также работы по трудовому договору (соглашению) и независимой профессиональной деятельности, если настоящим кодексом не предусмотрено иное;

e) осуществление в Республике Молдова любой деятельности, отвечающей хотя бы одному из признаков, предусмотренных в подпунктах а)-d), через агента с зависимым статусом либо содержание этим агентом в Республике Молдова запасов товаров или изделий, из которых он поставляет товары или изделия от имени нерезидента.

Для целей настоящего кодекса постоянным представительством физического лица - нерезидента считается постоянная база.

16) Предпринимательская деятельность, бизнес - любой вид деятельности лица в соответствии с законодательством, за исключением работы по трудовому договору (соглашению), который осуществляется с целью получения дохода или в результате осуществления которого независимо от цели деятельности возникает доход.

17) Услуги - материальные и нематериальные потребительские и производственные услуги, включающие передачу собственности в аренду, передачу прав на использование любых товаров; строительно-монтажные, ремонтные, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы.

18) Договор финансового лизинга - любой договор лизинга, отвечающий по крайней мере одному из следующих условий:

a) риски и выгоды, связанные с правом собственности на вещь, являющуюся предметом лизинга, передаются лизингополучателю в момент заключения договора лизинга;

b) сумма лизинговых платежей составляет не менее 90 процентов первоначальной стоимости передаваемой в лизинг вещи;

c) договор лизинга прямо предусматривает передачу по окончании срока действия договора лизингополучателю права собственности на вещь, являющуюся предметом лизинга;

d) срок лизинга превышает 75 процентов срока полезной службы вещи, являющейся предметом лизинга.

В целях налогообложения в случае финансового лизинга лизингополучатель рассматривается как собственник полученного в лизинг имущества.

19) Договор операционного лизинга - любой договор лизинга, не соответствующий ни одному из условий договора финансового лизинга;

20) Представительство - осуществление в Республике Молдова нерезидентом видов деятельности подготовительного, вспомогательного или иного характера при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 15). К подготовительной, вспомогательной или иной деятельности, в частности, относятся:

a) использование сооружений исключительно для целей хранения или демонстрации товаров или изделий, принадлежащих нерезиденту;

b) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих нерезиденту, исключительно для целей хранения или демонстрации;

c) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих нерезиденту, исключительно для целей переработки другим лицом;

d) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров нерезидентом;

e) содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора и/или распространения информации, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (услуг), реализуемых нерезидентом, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью нерезидента;

f) содержание постоянного места деятельности для целей подписания договоров лицом от имени нерезидента в случае, если подписание договоров происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями нерезидента;

g) осуществление деятельности, предусмотренной подпунктом b) пункта 15), не превышающей шести месяцев;

21) Рынок - система экономических отношений, складывающаяся в процессе производства, обращения и распределения товаров, оказания услуг, а также движения денежных средств, для которых характерна свобода субъектов в выборе покупателей и продавцов, определении цен, формировании и использовании ресурсных источников.

22) Оптовый рынок - вид рынка, на котором товары, услуги, как правило, реализуются одними лицами другим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, использующим в дальнейшем товары, услуги в процессе производства или реализующим их на рынке розничной торговли.

23) Рынок розничной торговли - вид рынка, на котором товары, услуги реализуются населению для конечного потребления.

24) Рынок на понижение - вид рынка, на котором предложение превышает спрос, либо реализуются товары, услуги, не соответствующие стандартам качества или поврежденные в результате стихийных бедствий, катастроф, других чрезвычайных событий, имевших место, либо продавец испытывает финансовые трудности, обусловленные его временной неплатежеспособностью, ликвидацией или банкротством, либо складываются другие, аналогичные ситуации, при которых товары, услуги предлагаются к продаже по цене ниже складывающихся на рынке цен.

25) Закрытый рынок - вид рынка, на котором реализация товаров, услуг осуществляется между участниками общей собственности или между взаимозависимыми лицами. Цены на закрытом рынке не являются доказательством рыночной цены.

26) Рыночная цена, рыночная стоимость - цена товара, услуги, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на оптовом рынке идентичных товаров, услуг, а при отсутствии идентичных товаров, услуг - в результате сделок, заключенных на соответствующем оптовом рынке между лицами, не являющимися участниками общей собственности или взаимозависимыми лицами. Сделки между участниками общей собственности или взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только при условии, что их взаимозависимость не повлияла на результаты таких сделок.

Источниками информации о рыночных ценах на момент заключения сделки признаются:

а) информация государственных органов статистики и органов, регулирующих ценообразование; а при ее отсутствии -

b) информация о рыночных ценах, опубликованная в печатных изданиях или доведенная до сведения общественности средствами массовой информации; а при ее отсутствии -

с) официальная и/или опубликованная информация о биржевых котировках (состоявшихся сделках) на ближайшей к месту нахождения (месту жительства) продавца (покупателя) бирже, а при отсутствии сделок на указанной бирже либо при реализации (приобретении) на другой бирже - информация о биржевых котировках на этой другой бирже, а также информация о котировках по государственным ценным бумагам и обязательствам.

Налогоплательщик имеет право представить налоговым органам информацию из других источников о рыночных ценах на момент передачи товаров, услуг, а налоговые органы имеют право использовать представленную информацию при наличии оснований для признания ее достоверной.

27) Дисконт - скидка с цены товара, услуги, валюты и других финансовых активов.

28) Фискальный код - персональный идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный в порядке, установленном настоящим кодексом. Государственный идентификационный номер, присвоенный в соответствии с законодательством о регистрации предприятий и организаций, признается фискальным кодом со дня выдачи свидетельства о регистрации, подтверждающего идентичность государственного идентификационного номера и фискального кода.

29) Подразделение - структурная единица предприятия, учреждения или организации (филиал, представительство, отделение, отдел, магазин, склад и т.д.), расположенная за пределами их основного места нахождения, которая выполняет некоторые функции предприятия, учреждения или организации, связанные с производством, хранением, приобретением, продажей товаров и/или предоставлением услуг, выполнением работ.

30) Код подразделения - номер, присвоенный налоговым органом подразделению налогоплательщика в порядке, установленном Главной государственной налоговой инспекцией.

31) Свидетельство о присвоении фискального кода - документ, подтверждающий взятие на налоговый учет. Свидетельство о регистрации, подтверждающее идентичность государственного идентификационного номера и фискального кода, признается со дня выдачи также свидетельством о присвоении фискального кода. Образец свидетельства о регистрации разрабатывается Министерством информационного развития совместно с Главной государственной налоговой инспекцией и утверждается Правительством.

32) Безнадежный долг - дебиторская задолженность, невозможная к погашению в случаях:

а) ликвидации хозяйствующего субъекта без правопреемника;

b) отсутствия имущества у физического или юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность и объявленного несостоятельным;

с) отсутствия или недостаточности у физического лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, и крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуального предпринимателя в течение двух лет со дня возникновения задолженности имущества, которое могло бы быть взыскано в счет погашения данной задолженности;

d) смерти физического лица и отсутствия других лиц, обязанных по закону исполнить его обязательства;

е) невозможности разыскать физическое лицо, в том числе членов крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуального предпринимателя, выбывшее с постоянного места жительства, в течение срока исковой давности, установленного гражданским законодательством;

f) наличия соответствующего акта судебной инстанции либо Департамента по исполнению судебных решений (решения, определения или другого документа, предусмотренного действующим законодательством), согласно которому взыскание долга является невозможным.

Долг признается безнадежным в указанных выше случаях только при наличии соответствующего документа, подтверждающего наступление того или иного обстоятельства вовлечения в определенную правовую форму в соответствии с законодательством.

33) Налоговая льгота - сумма налога (пошлины) или сбора, не внесенного в бюджет в формах, установленных в пункте g) части (9) статьи 6.

34) Агент с зависимым статусом - любое лицо, которое на основании договора с нерезидентом:

а) представляет интересы нерезидента в Республике Молдова;

b) действует в Республике Молдова от имени этого нерезидента;

с) имеет и, как правило, использует в Республике Молдова полномочия на заключение договоров или согласование их существенных условий от имени нерезидента, создавая при этом правовые последствия для данного нерезидента.

35) Агент с независимым статусом - любое лицо, не отвечающее требованиям пункта 34).

36) Профессиональные услуги - независимая научная, литературная, артистическая, образовательная или преподавательская деятельность, а также независимая деятельность врачей, юристов, инженеров, архитекторов, стоматологов, аудиторов и бухгалтеров, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством.

37) Капитальные инвестиции (затраты) - затраты, осуществленные инвестором в связи с приобретением и/или улучшением долгосрочных активов, не относимые на результаты текущего периода, но подлежащие капитализации (отнесению на увеличение стоимости долгосрочных активов).

Статья 6. Налоги (пошлины) и сборы и их виды

(1) Налогом (пошлиной) признается обязательный платеж, имеющий безвозмездный характер и не связанный с совершением уполномоченным органом или его должностным лицом определенных и конкретных действий в пользу или в отношении уплатившего его налогоплательщика.

(2) Сбором признается обязательный платеж, имеющий безвозмездный характер и не являющийся налогом (пошлиной).

(3) Другие платежи, осуществляемые в рамках отношений, регулируемых неналоговым законодательством, не относятся к категории обязательных платежей, именуемых налогами (пошлинами) и сборами.

(4) В Республике Молдова взимаются общегосударственные и местные налоги (пошлины) и сборы.

(5) В систему общегосударственных налогов (пошлин) и сборов входят:

а) подоходный налог;

b) налог на добавленную стоимость;

с) акцизы;

d) приватный налог;

е) таможенная пошлина;

f) дорожные сборы.

(6) В систему местных налогов и сборов входят:

a) налог на недвижимое имущество;

b) сборы за природные ресурсы;

c) сбор на благоустройство территорий;

d) сбор за организацию аукционов и лотерей в пределах административно-территориальной единицы;

e) сбор за размещение рекламы;

f) сбор за использование местной символики;

g) сбор за объекты торговли и/или объекты по оказанию социальных услуг;

h) рыночный сбор;

i) сбор за временное проживание;

j) курортный сбор;

k) сбор за предоставление услуг по автомобильной перевозке пассажиров по муниципальным, городским и сельским (коммунальным) маршрутам;

l) сбор за парковку автотранспорта;

m) сбор с владельцев собак;

n) сбор на благоустройство населенных пунктов, расположенных в пограничной зоне и имеющих таможни (таможенные посты) для пересечения таможенной границы.

(7) Отношения, связанные со всеми перечисленными в частях (5) и (6) налогами (пошлинами) и сборами, регулируются настоящим кодексом и иными нормативными актами, принятыми в соответствии с ним.

(8) Налоги (пошлины) и сборы, перечисленные в частях (5) и (6), основываются на следующих принципах:

а) нейтральность налогообложения - обеспечение посредством налогового законодательства равных условий для инвесторов, местного и иностранного капитала;

b) достоверность налогообложения - содержание ясных юридических норм, не допускающих произвольного толкования, ясность и точность сроков, методов и сумм уплаты для каждого налогоплательщика, позволяющие им легко проследить воздействие своих относящихся к финансовому менеджменту решений на их налоговое бремя;

с) налоговая справедливость - одинаковая трактовка физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в идентичных условиях, с тем чтобы обеспечить равенство налоговых обязательств;

d) налоговая стабильность - осуществление любых изменений и дополнений положений налогового законодательства непосредственно путем внесения изменений и дополнений в настоящий кодекс;

е) эффективность налогообложения - взимание с минимальными затратами наиболее приемлемых для налогоплательщиков налогов (пошлин) и сборов.

(9) При установлении налогов (пошлин) и сборов определяются следующие элементы:

а) объект налогообложения - налогооблагаемая материя;

b) субъект налогообложения (налогоплательщик) - лицо, указанное в пункте 2) статьи 5;

с) источник уплаты налога (пошлины) или сбора - источник, из которого уплачивается налог (пошлина) или сбор;

d) единица налогообложения - единица измерения, выражающая величину объекта налогообложения;

е) ставка (ставки) налогообложения - единый размер налога (пошлины) или сбора в соотношении с объектом налогообложения;

f) срок уплаты налога (пошлины) или сбора - период, в течение которого налогоплательщик обязан уплатить налог (пошлину) или сбор, в виде интервала времени или фиксированного дня уплаты;

g) налоговые льготы - элементы, которые учитываются при оценке объекта налогообложения, определении размера налога (пошлины) или сбора, а также при их взимании, в виде:

- частичного или полного освобождения от налога (пошлины) или сбора;

- частичного или полного освобождения от уплаты налогов (пошлин) или сборов;

- снижения ставки налогов (пошлин) или сборов;

- уменьшения объекта налогообложения;

- отсрочки уплаты налогов (пошлин) или сборов;

- рассрочки погашения налогового обязательства.

Освобождения, предусмотренные статьями 33, 34 и 35, и нулевая ставка НДС налоговыми льготами не считаются.

(10) Налоги (пошлины) и сборы, взимаемые в соответствии с настоящим кодексом и иными нормативными актами, принятыми в соответствии с ним, являются одним из источников доходов государственного бюджета и бюджетов административно-территориальных единиц. Подоходный налог и дорожные сборы (в части сбора за пользование автомобильными дорогами автомобилями, зарегистрированными в Республике Молдова) являются регулирующими доходными источниками бюджетной системы. Для автономного территориального образования с особым правовым статусом регулирующими доходными источниками бюджетной системы являются также налог на добавленную стоимость (в части налога на добавленную стоимость на товары и услуги, поставленные хозяйствующими субъектами автономного образования) и акцизы на подакцизные товары (продукцию), произведенные на территории данного образования.

Статья 7. Установление, изменение и отмена общегосударственных и

местных налогов (пошлин) и сборов

(1) Общегосударственные и местные налоги (пошлины) и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются исключительно путем внесения изменений и дополнений в настоящий кодекс.

(2) Установление новых, помимо предусмотренных настоящим кодексом, или отмена действующих общегосударственных и местных налогов (пошлин) и сборов, а также изменение действующих налогов (пошлин) и сборов в части определения субъектов налогообложения, налоговой базы, изменения ставок и применения льгот в течение налогового (календарного) года допускаются только одновременно с внесением соответствующих изменений в государственный бюджет и бюджеты административно-территориальных единиц.

(3) Местные налоги, а также перечень и предельный уровень местных сборов утверждаются Парламентом.

(4) Решения органов публичного управления муниципиев, городов, сел (коммун), а также других административно-территориальных образований, созданных в соответствии с законодательством, о введении в действие, о внесении в пределах своей компетенции изменений в ставки, порядок и сроки уплаты и о применении льгот принимаются в течение налогового года одновременно с внесением соответствующих изменений в бюджеты административно-территориальных единиц.

(5) Предприятия, учреждения и организации, имеющие филиалы и/или подразделения вне административно-территориальных единиц основного местонахождения, представляют по последним налоговые отчеты и уплачивают налоги и сборы (за исключением налога на добавленную стоимость, акцизов и сборов, предназначенных для перечисления в дорожный фонд) в бюджеты административно-территориальных единиц по месту нахождения филиалов и/или подразделений.

(6) Подразделения, расположенные в административно-территориальных единицах, бюджет которых не является составной частью национального публичного бюджета, уплачивают налоги и сборы в бюджет административно-территориальной единицы по основному месту нахождения предприятия, учреждения, организации.

Статья 8. Права и обязанности налогоплательщика

(1) Налогоплательщик имеет право:

а) бесплатно получать от территориальных государственных налоговых инспекций и службы по сбору местных налогов и сборов информацию о действующих налогах (пошлинах) и сборах и нормативных актах, регулирующих порядок и условия их уплаты;

b) рассчитывать на корректное отношение со стороны органов, осуществляющих полномочия по налоговому администрированию, и их должностных лиц;

с) представлять в органах, осуществляющих полномочия по налоговому администрированию, свои интересы самостоятельно или через своего представителя;

d) пользоваться установленными налоговыми льготами при условии полной уплаты налоговых обязательств и других платежей в национальный публичный бюджет на момент предоставления льгот, а также при условии, что в течение всего периода пользования льготами задержка полной уплаты в национальный публичный бюджет налоговых обязательств и других платежей, декларированных, а также начисленных в результате проведенного налогового контроля, не превышает 30 календарных дней. В целях пользования налоговыми льготами неуплаченная сумма налоговых обязательств в размере до 100 леев включительно задолженностью перед национальным публичным бюджетом не считается;

е) получать отсрочку, рассрочку, налоговые зачеты в порядке и на условиях, установленных настоящим кодексом;

f) представлять органам, осуществляющим полномочия по налоговому администрированию, и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов (пошлин) и сборов;

g) обжаловать в установленном порядке законом решения, действия или бездействие органов, осуществляющих полномочия по налоговому администрированию, и их должностных лиц;

h) пользоваться другими правами, установленными налоговым законодательством.

i) получать налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством, за налоговый период, в который им выполнены все установленные условия;

(2) Налогоплательщик обязан:

а) соблюдать порядок государственной регистрации (перерегистрации) и осуществления предпринимательской деятельности;

b) стать на учет в налоговом органе по месту нахождения, определенному учредительными (регистрационными) документами, и получить свидетельство о присвоении ему фискального кода, предоставлять первоначальные сведения (и сообщать о последующих изменениях) о своем местонахождении, о местонахождении его структурных подразделений, о наименовании и местонахождении финансовых учреждений, в которых открыты счета. Сведения о местонахождении филиалов или представительств сообщаются также в налоговый орган по месту их нахождения;

с) вести бухгалтерский учет по формам и в порядке, установленном законодательством, составлять и представлять налоговому органу и службе по сбору местных налогов и сборов определенную законодательством налоговую отчетность, обеспечивать сохранность документов бухгалтерского учета в соответствии с требованиями законодательства, осуществлять наличные денежные расчеты с применением контрольно-кассовых машин с фискальной памятью (далее - контрольно-кассовые машины) в порядке, установленном Правительством;

d) достоверно декларировать сведения о доходах, полученных от любого вида предпринимательской деятельности, и о других объектах налогообложения;

е) согласно положениям части (5) статьи 7 своевременно и в полном объеме уплачивать в бюджет исчисленные суммы налогов (пошлин) и сборов, обеспечивая надлежащую точность и достоверность представляемых налоговых отчетов;

f) при проведении проверок соблюдения налогового законодательства по первому требованию представлять должностным лицам органов, осуществляющих полномочия по налоговому администрированию, учетные документы, налоговые отчеты и другие документы и сведения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, исчислением и уплатой налогов (пошлин) и сборов в бюджет и с предоставлением льгот;

g) обеспечивать при проведении проверок соблюдения налогового законодательства беспрепятственный доступ должностных лиц органов, осуществляющих полномочия по налоговому администрированию, в производственные, складские, торговые и другие помещения и места (кроме помещений, используемых исключительно под жилье) для их обследования в целях определения достоверности данных бухгалтерских документов, отчетов, налоговых деклараций, расчетов и выполнения обязательств перед бюджетом;

h) присутствовать при проведении проверок соблюдения налогового законодательства, подписывать акт о результатах проверки, давать устные и письменные пояснения;

i) при ошибочном исчислении или неправильном определении налоговыми органами суммы какого-либо налога, пени, процента или штрафа доказать это документально;

j) выполнять принятые по результатам проверок решения органов, осуществляющих полномочия по налоговому администрированию, и иных органов, наделенных функциями контроля, с соблюдением требований налогового законодательства;

k) исполнять другие обязанности, установленные налоговым законодательством.

(3) В случае отсутствия руководителя предприятия его обязанности, предусмотренные подпунктами f) и g) части (2), выполняются другими должностными и материально ответственными лицами субъекта налогообложения в пределах своих полномочий.

Статья 9. Налоговое администрирование

Налоговое администрирование означает деятельность уполномоченных государственных органов, ответственных за полное и своевременное обеспечение поступления в бюджеты всех уровней налогов (пошлин) и сборов, пени и штрафов, а также их действия по уголовному преследованию при наличии обстоятельств, свидетельствующих о фактах налоговых преступлений.

Статья 10. Деятельность органов, осуществляющих полномочия по

налоговому администрированию

(1) Организация деятельности и деятельность органов, осуществляющих полномочия по налоговому администрированию регламентируются в соответствии с законодательством Республики Молдова и международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова.

(2) Органы, осуществляющие полномочия по налоговому администрированию и их должностные лица, ненадлежаще исполняющие свои обязанности, несут ответственность согласно законодательству.

Статья 11. Защита прав и интересов налогоплательщика

(1) Защита прав и интересов налогоплательщика осуществляется в судебном или ином порядке, предусмотренном настоящим кодексом и иными актами законодательства. Все сомнения, возникающие при применении налогового законодательства, должны толковаться в пользу налогоплательщика.

(2) Ущерб, причиненный налогоплательщику органами, осуществляющими полномочия по налоговому администрированию, и их должностными лицами вследствие ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей, подлежит возмещению в соответствии с законодательством.

(3) Налоговые органы подготавливают материалы для возвращения налогоплательщику суммы переплаты и начисленного на эту сумму процента (в том числе средства, незаконно списанные со счетов налогоплательщика по поручениям налоговых органов) в установленном порядке.

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок