Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Международное налогооблoжение / Великобритания / Постановление ФАС Северо-Западного округа 11 августа 2006 г. ода Дело N А56-11108/2005

Постановление ФАС Северо-Западного округа 11 августа 2006 г. ода Дело N А56-11108/2005

Общество правомерно не исчислило и не удержало с доходов организаций спорные суммы налога.

23.04.2008  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от НДС) и начисления 150 руб. штрафа; доначисления 206511 руб. НДС с доходов иностранных организаций от реализации работ (услуг) на территории Российской Федерации и начисления 73090 руб. пеней по этому налогу; доначисления 572134 руб. налога на прибыль с доходов иностранных организаций, начисления 98555 руб. штрафа и 166251 руб. пеней по данному налогу. В удовлетворении остальной части заявления отказано.

Апелляционный суд в порядке, предусмотренном статьей 48 АПК РФ, произвел замену Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району Санкт-Петербурга на ее правопреемника - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты в части признания недействительным решения налогового органа от 25.02.2005 N 4-07-1796. Податель жалобы указывает на обоснованность доначисления Обществу налогов, пеней и привлечения его к налоговой ответственности и приводит доводы, аналогичные доводам оспариваемого решения.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить судебные акты без изменения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения заявителем законодательства о налогах и сборах, а также правильности уплаты и перечисления им налогов и сборов за период с 10.07.2001 по 31.12.2003, в том числе НДС - за период с 10.07.2001 по 30.06.2004. Результаты проверки отражены в акте проверки от 28.01.2005 N 4-07-1796.

Рассмотрев материалы проверки и возражения Общества по акту проверки, Инспекция вынесла решение от 25.02.2005 N 4-07-1796, которым начислила ему 150 руб. штрафа за неуплату НДС на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также 41302 руб. и 114427 руб. штрафов, предусмотренных статьей 123 НК РФ, за неправомерное неперечисление налоговым агентом НДС с доходов иностранных организаций от реализации работ (услуг) на территории Российской Федерации и налога на прибыль с доходов иностранных организаций, полученных от источников в Российской Федерации, соответственно. Кроме того, НДС, 206511 руб. НДС с доходов иностранных организаций от реализации работ (услуг) на территории Российской Федерации, 572134 руб. налога на прибыль с доходов иностранных организаций от источников в Российской Федерации и пени за несвоевременную уплату перечисленных сумм налогов.

В обоснование принятого решения Инспекция сослалась на следующие обстоятельства:

- вычеты по НДС за январь 2003 года заявлены необоснованно, поскольку в этом налоговом периоде Общество не осуществляло операции, являющиеся объектом налогообложения;

- Общество не исполнило обязанность налогового агента по удержанию НДС с доходов, выплаченных компании "BRIDGE LINE LLC" (Соединенные Штаты Америки) за оказание экспедиторских услуг по договору от 27.09.2002 N 23/B/L-2002;

- в нарушение подпункта 8 пункта 1 статьи 309 НК РФ Общество в 2002 - 2003 годах не удержало НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, только суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Из приведенных норм следует, что момент предъявления сумм НДС к вычету связан с моментом приобретения (принятия на учет) товаров (работ, услуг), их фактической оплатой (включая сумму налога), а также с целью их приобретения. В связи с этим суды отметили, что реализация товаров (работ, услуг) в том же налоговом периоде не определена законом как условие применения налоговых вычетов.

В пункте 4 статьи 166 НК РФ указано, что общая сумма НДС исчисляется налогоплательщиком по итогам каждого налогового периода. Согласно пункту 5 статьи 174 НК РФ по итогам каждого налогового периода налогоплательщик обязан представлять в НДС.

Следовательно, плательщик НДС обязан исчислять общую сумму налога и определять размер налоговых обязательств по итогам каждого налогового периода независимо от наличия или отсутствия реализации товаров (работ, услуг) в этом налоговом периоде.

Из материалов дела следует, что в январе 2003 года у Общества отсутствовали операции по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые НДС. Вместе с тем податель жалобы не оспаривает выполнение налогоплательщиком требований статей 171 и 172 НК РФ при предъявлении к вычету спорной суммы налога.

При таких обстоятельствах предъявление Обществом к вычету НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) при отсутствии в соответствующем налоговом периоде операций по реализации соответствует нормам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации и суды обоснованно признали недействительным решение Инспекции от 25.02.2005 N 4-07-1796 в части доначисления заявителю 749 руб. НДС, начисления пеней и штрафа по данному эпизоду.

В силу пункта 1 статьи 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база по НДС определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. Согласно пункту 2 названной статьи налоговая база, указанная в пункте 1 статьи 161 НК РФ, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 статьи 161 НК РФ иностранных лиц.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Исходя из приведенных норм, а также из того, что компания "BRIDGE LINE LLC" не состоит на учете в налоговых органах Российской Федерации, суды признали обоснованным привлечение Общества к ответственности за неправомерное неперечисление НДС с сумм, полученных иностранной организацией за оказание услуг по договору от 27.09.2002 N 23/B/L-2002.

Вместе с тем доначисление налоговому агенту сумм не удержанного им налога, а также начисление пеней по этому налогу противоречит положениям Налогового кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 24 НК РФ определено, что соответствующие налоги удерживаются налоговыми агентами из средств, выплачиваемых налогоплательщикам.

В силу пункта 2 статьи 45 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.

Из материалов дела следует, что Общество не исчислило и не удержало НДС с доходов иностранного контрагента, в связи с чем должником перед бюджетом является налогоплательщик, а не налоговый агент.

При таких обстоятельствах суды правильно признали недействительным решение Инспекции в части доначисления заявителю 206511 руб. НДС с доходов иностранных организаций и начисления соответствующих пеней.

Податель жалобы также указывает на неисполнение Обществом обязанности по удержанию налога на прибыль с доходов компаний "BRIDGE LINE LLC", "FINCO GROUP CORP." (Соединенные Штаты Америки), "Akropolis Trading Group Ltd" (Британские Виргинские острова), полученных ими за осуществление транспортно-экспедиционного обслуживания внешнеторговых грузов Общества.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 308 НК РФ доходы от международных перевозок относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

В силу пункта 1 статьи 310 НК РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 НК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, в валюте выплаты дохода. Подпунктом 4 пункта 2 статьи 310 НК РФ предусмотрен случай выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, указанного в пункте 1 статьи 312 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 312 НК РФ при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 312 НК РФ при представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, подтверждения, указанного в абзаце первом пункта 1 этой статьи, налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

Российской Федерацией заключен договор от 17.06.1992 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" с Соединенными Штатами Америки. Правительством Российской Федерации и правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии подписана конвенция от 15.02.1994 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества".

Из материалов дела следует, что до даты выплаты Обществом дохода компаниям "BRIDGE LINE LLC" и "Akropolis Trading Group Ltd" они представили ему свидетельство о правоспособности от 27.09.2001 и сертификат корпорации от 19.09.2004, подтверждающие их постоянное местонахождение в Соединенных Штатах Америки и Великобритании соответственно. При этом согласно требованиям Гаагской конвенции от 05.10.1961 на названных документах проставлен апостиль.

Таким образом, Общество правомерно не исчислило и не удержало с доходов указанных организаций спорные суммы налога.

Инспекция ссылается на то, что представленные компаниями "BRIDGE LINE LLC" и "Akropolis Trading Group Ltd" подтверждения оформлены в предыдущих налоговых периодах и не распространяют свое действие на 2002 - 2003 годы.

Однако статьей 312 НК РФ не ограничены сроки действия таких подтверждений, а НДС с доходов иностранных организаций.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты законными, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.01.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2006 по делу N А56-11108/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

Председательствующий

МУНТЯН Л.Б.

Судьи

МОРОЗОВА Н.А.

ПАСТУХОВА М.В.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Офшоры. Актуальная практика, налогообложение

Уважаемые посетители!

Ведущие эксперты в области международного налогоообложения ответят на интересующие вас вопросы: как правильно выбрать нужную юрисдикцию, с помощью каких компаний можно купить офшор, как не ошибиться с посредником, как правильно управлять компанией и какие проблемы могут возникать при этом, а также многие другие вопросы.



Задать вопрос

Андорра (4) 

Австралия (14)  Австрия (16) 

Азербайджан (12) 

Албания (1)  Алжир (1) 

Ангола (1)  Антильские острова (Нидерланды) (1) 

Аомынь (Макао) (3) 

Аргентина (14)  Армения (9)  Аруба (1) 

Багамские острова (1)  Барбадос (1)  Бахрейн (1) 

Беларусь (136)  Белиз (3)  Бельгия (18)  Бермудские острова (8) 

Биробиджан (1) 

Болгария (9)  Босния и Герцеговина (1) 

Бразилия (16)  Британские Виргинские острова (15)  Бруней Даруссалам (1) 

Великобритания (186)  Венгрия (19)  Венесуэла (3) 

Виргинские острова (4) 

Вьетнам (4) 

Гана (1) 

Германия (150) 

Гибралтар (6) 

Гонконг (43) 

Греция (45)  Грузия (6) 

Дания (16) 

Египет (4) 

Израиль (6) 

Индия (23)  Индонезия (9) 

Иран (7)  Ирландия (43) 

Исландия (1)  Испания (104) 

Италия (96) 

Кабо-Верде (1)  Казахстан (41)  Каймановы острова (8)  Канада (10)  Катар (5) 

Кипр (124)  Китай (65) 

Колумбия (5)  Корея (КНДР) (3)  Косово (1) 

Куба (5)  Кувейт (1) 

Кыргызстан (14) 

Кюрасао (1) 

Лаос (1)  Латвия (44) 

Ливан (1)  Литва (20)  Лихтенштейн (13) 

Люксембург (46) 

Македония (1)  Малайзия (10)  Мали (1)  Мальдивы (1)  Мальта (15)  Марокко (1) 

Мексика (9) 

Мозамбик (1)  Молдова (8)  Монако (4)  Монголия (1) 

Намибия (2) 

Нидерланды (51) 

Новая Зеландия (12)  Норвегия (12) 

Объединенные Арабские Эмираты (11) 

Оман (1) 

Пакистан (1)  Палестина (1)  Панама (16) 

Перу (1) 

Польша (16)  Португалия (10) 

Приднестровская Молдавская Республика (1) 

Республика Корея (13) 

Россия (87) 

Румыния (12) 

Сальвадор (1)  Сан-Марино (2)  Саудовская Аравия (5) 

Сейшельские острова (7)  Сент-Китс и Невис (1)  Сербия и Черногория (6) 

Сингапур (20)  Сирия (2) 

Словакия (5)  Словения (1) 

США (523) 

Таджикистан (8)  Таиланд (13)  Тайвань (3)  Танзания (2) 

Тринидад и Тобаго (1) 

Тунис (1)  Туркменистан (1)  Турция (40) 

Уганда (1) 

Узбекистан (13) 

Украина (132) 

Филиппины (2)  Финляндия (31) 

Франция (164) 

Хорватия (5) 

Чад (1) 

Чехия (9) 

Чили (5) 

Швейцария (148)  Швеция (18) 

Шри-Ланка (1) 

Эквадор (2) 

Эстония (9) 

Югославия (2) 

Южная Африка (3) 

Ямайка (1) 

Япония (36)