Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Рустам Вахитов

Рустам Вахитов


Работа: International Tax Associates

Должность: Руководитель департамента налогового консультирования

Биография: международное налогообложение

Новости / Мнения / Налогообложение сделок, предполагающих выпуск ценных бумаг иностранной компанией специального назначения

Налогообложение сделок, предполагающих выпуск ценных бумаг иностранной компанией специального назначения

27.01.2012Российский налоговый портал

Стал доступен текст разъяснения от 30 декабря 2011 года, данного заместителем Министра Финансов РФ С.Д. Шаталовым по вопросам применения соглашений об избежании двойного налогообложения к компаниям специального назначения в сделках, предполагающих выпуск ценных бумаг иностранной компанией специального назначения (КСН).

Рассмотренная ситуация касается выпуска облигаций ирландской КСН, где собранные такой компанией средства в дальнейшем были предоставлены российскому юридическому лицу на условиях долгового обязательства с процентным платежом.

Согласно представленному в разъяснении мнению, ирландская КСН не будет являться фактическим получателем (beneficial owner) процентов, что необходимо для применения нулевой ставки налога у источника в России по таким процентным платежам. Соответственно ирландская КСН не будет обладать правом на применения нулевой ставки налога по процентам. По умолчанию, к таким выплатам должна применяться российская ставка налога в размере 20%.

Минфин, как представляется, оставляет возможность применения льгот по налоговым соглашениям со странами, в которых являются налоговыми резидентами держатели еврооблигаций. Например, по этой логике немецкий банк, купивший выпущенные ирландской КСН еврооблигации, может получить льготу в виде нулевой ставки у источника в России по процентным платежам, если будет являться фактическим получателем купонных платежей, и также будет являться налоговым резидентом в Германии для целей применения российско-немецкого налогового соглашения.

Такой подход влечет трудности как для держателей облигаций, так как требует от них сбора сертификатов резидентства и других документов, в целом и усложняя оборот облигаций, так и для российского заемщика, который формально не имеет обязательств перед держателями облигаций и четких гарантий возможности применения льгот по налоговым соглашениям к лицам, не являющихся напрямую его контрагентами по финансовым сделкам.

Выводы

Следует отметить, что озвученная в письме позиция Минфина не является новой в части определения бенефициарного собственника дохода. Однако ранее она не применялась к компаниям специального назначения в секьюритизационных сделках и сделках привлечения финансирования через выпуск еврооблигаций.

В то же время требование статуса бенефициарного собственника к получателю процентов для освобождения от налога у источника в России присутствует далеко не во всех российских налоговых соглашениях. Оно есть в налоговых соглашениях с Ирландией и Нидерландами, довольно часто используемыми российскими компаниями для учреждения компаний специального назначения, но его нет, например, в налоговом соглашении России с Люксембургом.

Поскольку в сделках по выпуску еврооблигаций у налогоплательщиков нет мотива ухода от налогов, то применение требований, не содержащихся в налоговых соглашениях, не может быть оправдано с точки зрения принципов интерпретации налоговых соглашений. Следовательно, КСН в странах, в налоговых соглашениях с которыми нет требования бенефициарной собственности у получателя процентов, должны находиться в более благоприятных условиях с точки зрения вытекающих из обозначенной выше позиции Минфина рисков дополнительного налогообложения.

В то же время, возможно рассматривать и варианты увеличения объемов функций КСН в странах, налоговые соглашения с которыми требуют статуса бенефициарного собственника у получателя процентов для применения налоговых льгот, до уровня появления у них статуса бенефициарного собственника процентных доходов.

Необходимо отметить также следующие моменты:

1) Получателем документа, как представляется, является Федеральная Налоговая Служба. Возможно, разъяснение дано в контексте уже существующего спора и судебные решения по данному спору, если таковые появятся, могут дать ориентиры в части необходимого уровня деятельности на уровне КСН и/или приемлемых для их размещения юрисдикций.

2) Навряд ли существует серьезное намерение ФНС и Минфина ухудшить условия заимствования российскими компаниями средств на международных рынках. Однако, в части сделок внутригруппового финансирования с уменьшением налоговой базы в России через выплату процентов, разумно ожидать ужесточения контроля за такими сделками со стороны налоговых органов, в том числе и через применение концепций бенефициарной собственности. Группам компаний с такими

структурами необходимо производить регулярный мониторинг своих рисков и соблюдать требование деловой цели и бенефициарной собственности на уровне получателя процентов в иностранной юрисдикции.

Мы будем рады обсудить влияние подобных разъяснений на существующие структуры финансирования и возможные решения появляющихся в связи с новыми разъяснениями Минфина вопросов.

Разместить:
Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок