Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Надежда Будникова

Надежда Будникова


Работа: независимый эксперт

Должность: специалист

Новости / Мнения / Разная политика министерств одного государства

Разная политика министерств одного государства

ФНС настаивает на ужесточении контроля и усилении налогового бремени, а МЭРТ пытается создать базу, подходящую для создания и развития бизнеса

14.06.2011Российский налоговый портал

Чем нам запомнились «сытые» двухтысячные годы, время роста, надежд, перспектив? В плане налогообложения, пожалуй, принятием на государственном уровне мер и правил, способствующих развитию бизнеса, в частности, введением специальных режимов налогообложения. Но начало недавнего экономического кризиса потребовало обеспечения принятых ранее государством обязательств в условиях сокращающихся поступлений в бюджеты. И фискальная политика государства приняла обратный курс.

Рассмотрим некоторые из принятых в данном направлении мер.

Одна из самых заметных и обсуждаемых особенно «ударила» по малому бизнесу, должному составлять платформу для среднего класса как базиса экономической стабильности государства. Речь идет о существенном росте налогов за счет отмены принятым в 2009 г. законом ЕСН и введения системы взносов в отдельные фонды. Для малого бизнеса, особенно применяющего спецрежимы, это означает рост фискальной нагрузки по данному направлению в несколько раз. За счет роста стоимости страхового года, исходя из которого определяется сумма взносов, подлежащая уплате за календарный год, замены фиксированного платежа уплатой взносов по ставкам по общей шкале, появление обязанности уплачивать взносы не только в Пенсионный фонд, как было ранее, но и в Фонды обязательного медицинского страхования.

Также, начиная с 2010 г. (а точнее с отчетности, подаваемой до 01.03.2011 г.) для уплачивающих фиксированные взносы владельцев малых предприятий была введена обязанность отчитываться о начисленных и уплаченных взносах.

В том же 2009 г. в федеральный закон № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и/или расчетов с использованием платежных карт» были внесены изменения, позволяющие плательщикам ЕНВД работать без использования кассовых аппаратов.

Последнее нововведение представляется крайне разумным и обоснованным, так как основной, на мой взгляд, целью кассовой дисциплины является контроль за выручкой, служащей базой для исчисления налогов на доходы (прибыль, НДФЛ). Единый налог на вмененный доход от фактической выручки не зависит никоим образом, потому и контроль за выручкой данной группы налогоплательщиков лишен практического смысла, но влек за собой затраты денег и времени бизнеса на закупку кассовой техники, ее регистрацию и обслуживание.

Но отдельные письма и решения фискальных органов похожи на попытки поставить букву закона выше его смысла, поскольку смысл их состоит в следующем: если лицо, даже являясь плательщиком ЕНВД, занимается оказанием услуг населению, оно имеет право не использовать ККТ только при условии применения бланков строгой отчетности. В чем смысл такой трактовки закона?

В то же время документы МЭРТ ясно и очевидно говорят о том, что все плательщики ЕНВД, вне зависимости от вида деятельности, вправе отказаться от контрольно-кассовой техники и бланков строгой отчетности, выдавая покупателям документы, подтверждающие оплату.

Есть и судебная практика, сложившаяся в пользу предпринимателей.

Нельзя не вспомнить и о том, что в начале этого года обсуждался следующий шаг по ужесточению положения бизнеса: введение разрешительного режима регистрации. Данная мера призвана бороться с фирмами-однодневками, через которые проходит основной финансовый поток теневого капитала. Но не ударит ли она по законопослушным гражданам, решившимся открыть свое дело?

На мой взгляд, разрешительная система регистрации мало что может дать в борьбе против однодневок. С одной стороны, создание таких компаний включает в себя не только госрегистрацию, но и использование похищенных, либо купленных документов, заверение нотариусом подписей. С другой стороны, есть опасения «перегибов» со стороны налоговой службы, когда по весомым с их точки зрения критериям будет отказываться в регистрации. Так, например, инспекции могут расценить крупный офисный центр как адрес массовой регистрации и отказывать на этом основании в регистрации.

В такой ситуации бизнесу проще и легче уйти в «тень», чем сначала подвергаться безосновательным проверкам, а затем платить все возрастающие налоги.

Вместе с тем, любопытно, что в конце 2009 г. (распоряжение Правительства РФ от 03.12.2009 г. № 1862-р) был утвержден План мероприятий по усовершенствованию государственного управления в 2009-2010 г., где предусматривались такие мероприятия, как:

1) сокращение контрольно-надзорных и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти;

2) сокращение лицензируемых видов деятельности с одновременным упрощением процедур лицензирования для остающихся;

3) выработка предложений по переходу от государственного контроля к саморегулированию в отбельных сферах деятельности;

4) установление уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности.

По сути, получается, что разные государственные ведомства проводят разную политику. Фискальные органы настаивают на ужесточении контроля и усилении налогового бремени, МЭРТ пытается создать базу, подходящую для создания и развития бизнеса с минимумом государственного вмешательства. Как думаете, кто победит?

Разместить:
Принцип «кассового неравенства»
Кассовая дисциплина для плательщиков ЕНВД, оказывающих услуги населению

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок