Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Интервью / Фискальная перенастройка

Фискальная перенастройка

«Если мы хотим, чтобы в кризисных условиях предприятия несырьевого сектора выживали и развивались, поддержка со стороны государства просто необходима», — считает один из идеологов нового Налогового кодекса Казахстана Жаннат Ертлесова

26.12.2008
«Expert Online 2.0»
Автор: Ольга Флинк, корреспондент «Эксперт Казахстан»

1 января 2009 года в Казахстане вступает в силу новый Налоговый кодекс (НК). Произведен стратегический размен: снижение налогового бремени на несырьевые секторы экономики за счет сырьевых. Корпоративный подоходный налог (аналог российского налога на прибыль) к 2011 году будет снижен с нынешних 30% до 15. Налог на добавленную стоимость тоже будет скорректирован, правда, в гораздо меньшей степени: уже в следующем году он составит 12% вместо действующих 13. А вот для недропользователей вводится новый налог - на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который будет действовать вместо роялти. Упраздняются режим соглашений о разделе продукции и положение о стабильности налогового режима для сырьедобывающих компаний (кроме тех, с которыми подобные соглашения были заключены ранее, - «дедушкина оговорка» в неприкосновенности).

Впрочем, отметим, что концепция нового НК была сформулирована еще в период роста цен на нефть. Самим нефтяникам снижение стоимости углеводородов не грозит избыточной налоговой нагрузкой - ставки налогов привязаны к мировым ценам. А вот казна из-за этого может недополучить значительный объем поступлений от нефтяных компаний.

Работа над НК началась полтора года назад. Экономический кризис, поразивший Казахстан еще осенью 2007 года, подхлестнул работу над законопроектом.

Об основных идеях нового Налогового кодекса «Эксперту» рассказала председатель управляющего совета Ассоциации налогоплательщиков Казахстана, один из ключевых разработчиков НК Жаннат Ертлесова.

- Какие идеи легли в основу нового Налогового кодекса?

- Концепция нового кодекса ориентирована, во-первых, на выполнение задач, поставленных президентом, во-вторых, на решение проблем применения действующего кодекса, с которыми сталкиваются налогоплательщики. Подробно остановлюсь на трех основных задачах, решение которых, на мой взгляд, имело концептуальное значение при разработке новой редакции кодекса. Первое - это учет современных положений законодательства и налогообложение некоторых видов деятельности, которые получили развитие в последние годы и никак не отражены в действующем кодексе. Например, развивается финансовый рынок, рынок ценных бумаг, все большее развитие получают операции с производными финансовыми инструментами. А в Налоговом кодексе не сказано, как их облагать. Все это до настоящего времени решалось на уровне писем налоговых органов, которых по этим и другим аналогичным проблемам за пять лет действия нынешнего кодекса накопилось очень много.

Кроме того, действующий кодекс содержит много норм двойного толкования и более 300 отсылочных норм на разные нормативные правовые акты, решения и нормативные акты налоговых органов. При этом зачастую мнения налоговых органов разных уровней не совпадают. К тому же такие акты не имеют юридической силы в суде или при обжаловании в органах налоговой службы. Мы постарались проанализировать все подзаконные нормативные правовые акты и разъяснительные письма и максимально включить содержательные положения в Налоговый кодекс. При этом количество отсылочных норм в кодексе сократилось примерно в три раза, и носят они теперь в основном технический характер.

Еще одна задача, которую мы старались решить, - унификация механизма предоставления инвестиционных налоговых преференций (ИНП). Сегодня в Казахстане преференции носят индивидуальный характер, так как предоставляются конкретному налогоплательщику, который заключил контракт с государственным органом по инвестициям. При этом нет четких критериев отбора инвесторов для заключения инвестиционных контрактов, не прописаны процедуры их заключения и контроля над выполнением условий контрактов и, соответственно, предоставления инвестиционных преференций. Поэтому мы предложили предусмотреть механизм автоматического применения ИНП в виде вычета из налоговой базы по корпоративному подоходному налогу (КПН) стоимости приобретенных и вводимых в эксплуатацию зданий, сооружений, машин и оборудования и распространить его на все предприятия обрабатывающего сектора. В процессе обсуждения в парламенте сфера действия ИНП расширена - теперь это весь несырьевой сектор. Вычет может производиться на выбор налогоплательщика - или сразу, или равными долями в течение трех лет.

- Учитывались ли в работе над новым кодексом пожелания предпринимательских ассоциаций и объединений?

- Я сама представляю ассоциацию налогоплательщиков, поэтому предлагала учесть многие моменты. Были очень тяжелые споры с налоговыми органами, много разных и бурных обсуждений. Например, вначале мы пытались реализовать в новом кодексе поручение президента о всеобщем декларировании доходов и расходов физических лиц. Но сделать это не удалось из-за неготовности системы налогового администрирования.

Еще один момент - налогообложение малого бизнеса. Нам не удалось реализовать те идеи, которые были представлены в начале работы над проектом, прежде всего из-за отсутствия инструментов эффективного администрирования доходов малого бизнеса, который осуществляет расчеты преимущественно наличными. В целом мы договорились, что принципы налогообложения малого и среднего бизнеса мы будем изменять параллельно с разработкой системы всеобщего декларирования.

- Одно из основных изменений в новом кодексе - реформирование корпоративного подоходного налога. В чем будут заключаться изменения?

- Действительно, корпоративный подоходный налог (аналог российского налога на прибыль. - «Эксперт») подвергся существенному реформированию. Действующая до 1 января 2009 года ставка КПН составляет 30 процентов от налогооблагаемого дохода (прибыли), с 1 января 2009 года она будет снижена до 20 процентов, с 1 января 2010-го - до 17,5, с 1 января 2011 года - до 15 процентов.

Кроме того, вводятся новые инвестиционные налоговые преференции, позволяющие вычесть из налоговой базы по КПН стоимость вводимых в эксплуатацию зданий, сооружений, машин и оборудования - данный вычет можно сделать на выбор налогоплательщика уже на этапе строительства либо после ввода в эксплуатацию.

Правда, при этом ставка имущественного налога увеличилась в два раза, но им теперь не будут облагаться машины, оборудование, мебель, оргтехника, то есть налоговая база значительно сократилась. Это мировая практика, кстати, очень удобная для малых и средних компаний, не имеющих больших офисов и производственных помещений.

Третье новшество по КПН - налогообложение производных финансовых инструментов. Четвертое - упорядочивание видов доходов и вычетов.

- Предприниматели ждали, что в кодексе наконец будет урегулирован вопрос проверок. Но многие разочарованы этим разделом.

- Критики не учитывают, что в проекте есть несколько ключевых, по моему мнению, изменений, которые серьезно упорядочивают работу налоговых органов. Так, предложено ввести ограничение по периодичности для всех видов проверок - раз в год, за исключением случаев проверок по заявлениям самих налогоплательщиков.

Еще одно серьезное изменение связано со сроками проведения проверок. Действующий кодекс практически не ограничивает максимальный срок проверок, так как не включает в него периоды их продления и приостановления. Понятно, что налоговые службы активно этим пользуются, а со стороны бизнеса это вызывает резкую критику. В проекте же предлагается установить максимальный срок проверки 60 дней - с учетом и продлений, и приостановлений. Для крупных налогоплательщиков, которые находятся на республиканском мониторинге, максимальный срок проверки будет установлен в 180 дней с учетом периода продления.

- Приведет ли налоговая реформа к сокращению доходов бюджета, и, если да, почему вы этого не боитесь?

- Несомненно, ожидаются определенные потери налоговых поступлений от несырьевого сектора, но, если мы хотим, чтобы в нынешних условиях предприятия этого сектора не просто выжили, но и развивались, поддержка со стороны государства просто необходима и оправданна. Компенсация этих потерь будет осуществлена за счет увеличения нагрузки на сырьевой сектор, а также в какой-то степени за счет сокращения теневого сектора.

- Как меняется порядок налогообложения недропользователей?

- Налоги для недропользователей увязаны с уровнем мировых цен, то есть налог на добычу полезных ископаемых и рентный налог будут взиматься исходя из объема добычи и мировой цены. При этом рентный налог не будет взиматься с экспортируемой нефти при мировой цене ниже 40 долларов за баррель. При реализации сырья на внутренний рынок будут действовать ставки, пониженные в два раза.

- Как бы вы охарактеризовали казахстанскую налоговую модель? Какова стратегия ее дальнейшего развития?

- В Казахстане основная часть налогового бремени возлагается на корпорации. В настоящее время ставка корпоративного подоходного налога составляет 30 процентов, по индивидуальному подоходному налогу действует единая ставка 10 процентов. Даже когда через два года ставка КПН будет снижена до 15 процентов, превышение ставки корпоративного налога над ставкой индивидуального налога сохранится.

Ставка НДС (с 2009 года 12 процентов) является достаточно низкой, но много проблем с возвратом НДС при экспорте, а это тоже дополнительная нагрузка на юридических лиц.

В общих налоговых поступлениях госбюджета и Национального фонда в 2007 году поступления от физических лиц составили 15 процентов, остальное - от юридических лиц.

Стратегической целью налоговой политики является перенос налоговой нагрузки на физических лиц. Но это во многом зависит от совершенствования налогового администрирования.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться