Аналитика / В центре внимания / ПФР и ФОМ «кошмарят» бизнес
ПФР и ФОМ «кошмарят» бизнес
Мало нам проверяющих из ФНС – так теперь еще и сотрудников ПФР и Фонда обязательного медицинского страхования хотят наделить правом арестовывать имущество должников и применять другие принудительные меры взысканий. Об этом недавно заявил замминистра финансов Сергей Шаталов, и можно не сомневаться – «налоговый министр» добьется своего. Слово нашим экспертам
02.07.2009Российский налоговый порталНапоминаем, что зарегистрироваться в качестве эксперта можно здесь.
Темы: Налоговое право  
Налоговое право
- 15.05.2023 ФТС уменьшила за январь-апрель перечисления в бюджет РФ
- 15.02.2021 Ставропольский предприниматель попался на неуплате 23 млн рублей налогов
- 13.12.2016 Изменения в налогообложении и уплате страховых взносов с 1 января 2017 года: приглашаем на бесплатный вебинар
Налоговое право
- 05.09.2013 Не храните тайны в банках
- 27.08.2013 Налог на недвижимость: зачем он нужен и чьи интересы затронет
- 16.08.2013 Изменения в НДС, банковских правилах и расширение полномочий налоговиков
© 2006-2024 Российский налоговый портал.
Комментарии
Инициативу Шаталова по наделению органов государственных внебюджетных фондов полномочиями, аналогичными полномочиям налоговых органов, следует признать логичной. Правомерно устанавливая изъятие части средств гражданина или организации в пользу государства в форме обязательного платежа, законодатель обязан установить и соответствующие механизмы принуждения. Поэтому наделение органов пенсионного фонда и фондов медицинского страхования полномочиями по принуждению к уплате устанавливаемых для наполнения указанных фондов платежей абсолютно правомерно.
Другой вопрос, что в рамках всей концепции налоговой реформы, реализуемой в течение последних десяти лет, это существенный шаг назад. Проблема ограничения числа и продолжительности проверок субъектов предпринимательской деятельности со стороны государственных контролирующих органов продолжает стоять весьма остро. В 2001 году эту проблему попытались решить, даже приняв специальный Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (который, кстати, благополучно отменили с 1 мая 2009 года).
Однако, по заявлениям большинства предпринимателей, они не чувствуют снижения бремени проверок со стороны контролирующих государственных органов. Данная же инициатива Правительства означает возврат в 2000 год, когда одно предприятие могли одновременно проверять налоговая инспекция, ПФР, ФСС и ФОМС и плательщик налогов и сборов нес дополнительную нагрузку по сопровождению таких проверок.
Вот лишь один пример. Комплекты первичных документов организации, необходимых для проверки взносов во внебюджетные фонды, в очень большой степени совпадают с документами, необходимыми для проверки правильности исчисления НДФЛ. Соответственно, если органы государственных внебюджетных фондов наделят аналогичным прописанному в ст. 93 НК РФ правом истребования копий документов, то налогоплательщику по требованиям проверяющих придется предоставлять одни и те же документы в четыре места.
В целом, инициатива вполне здоровая. Фондам нужно развитие. Необходимы, также механизмы взаимодействия с плательщиками взносов. Обязательства есть у обеих сторон. У фондов - предоставление медицинской и пенсионной поддержки. У плательщика взноса - обеспечение оплаты данной поддержки. Рычаги давления должны быть у обеих сторон. Но, они не должны тормозить развитие. Поэтому считаю целесообразным создание нормативно-правового акта, удовлетворяющего требованиям обеих сторон.
К сожалению, контролирующие органы работают крайне непрофессионально. В течение 2008 года налоговая инспекция трижды приостанавливала операции по счетам моей организации и все три раза без оснований! Ошибки налоговиков доставили немало неприятностей, от невозможности своевременно исполнять свои обязательства до потери деловой репутации. Судиться с ними по таким "пустякам" нет ни времени ни сил, а главное, что это совершенно не изменит ситуации. В том случае, если ПФР и ФОМС получат такие же функции, то работа просто встанет. Уж если наделять фонды подобными правами, то в законе, оговаривающем их полномочия, должна быть прописана и их ответственность за принятые решения. Я считаю, что все контролирующие организации, включая и налоговую инспекцию необходимо штрафовать за решения о приостановлении операций по счетам, принятые без законных оснований либо с нарушением процедуры. Пусть штраф уходит в бюджет, однако сама необходимость его выплаты заставит совершенно по другому исполнять свои обязанности.
Не смотря на то, что уголовная ответственность за уклонение от уплаты сборов установлена сразу четырьмя статьями УК РФ, в последнее время количество уголовных дел (УД) подобной категории ничтожно мало по сравнению с УД, возбуждаемыми по фактам уклонения от уплаты налогов. Существующие недостатки обусловлены как низким уровнем взаимодействия подразделений МВД РФ по налоговым преступлениям с государственными внебюджетными фондами (ГВФ), так и тем, что суммы не уплачиваемых сборов во внебюджетные фонды гораздо меньше сумм неуплаченных налогов, и доначислить сумму, образующую признаки состава преступления по ниже перечисленным статьям УК РФ – процесс более трудоёмкий для проверяющих. Я имею в виду проверяющих из органов внутренних дел, проводящих проверки в рамках закона об оперативно-розыскной деятельности.Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, -наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, -наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.Примечание. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более ста тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая триста тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, -наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.2. То же деяние, совершенное:а) группой лиц по предварительному сговору;б) в особо крупном размере, -наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 199.1 настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей.Статья 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента(введена Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ)1. Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере, -наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, -наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.Статья 199.2. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов(введена Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ)Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере, -наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.В любом случае, налогоплательщики и плательщики взносов должны знать и об уголовной ответственности за уклонение от уплаты не только налогов, но и взносов. Наиболее продуктивным явилось бы также и установление ответственности должностных лиц ГВФ за несвоевременное информирование органов внутренних дел о проводимых проверках и их результатах. В связи с тем, что острота выплат «серых», и так называемых «конвертных» зарплат в настоящее время обострилась (люди готовы получать хоть какие-то деньги, пусть и не по ведомости), а все платежи в ГВФ так или иначе жестко привязаны в фонду оплаты труда, можно предполагать и рост «обналички» и теневого оборота денежных средств по счетам обнальных околобанковских структур.К сожалению, огромное число банков (названий я вам не скажу) находятся в сфере влияния ОПС (организованных преступных сообществ), и сам процесс обналички – он как наркотик. Опасайтесь попасться бандитам на крючок. Там о всяких презумпциях не задумываются.
Данную инициативу оцениваю как влекущую негативные последствия для ведения бизнеса . Данными полномочиями наделены налоговые органы и их расширять -значит усугублять проблему по разблокировки счетов. Достаточным основанием будет служить начисление пени за неуплату (неполную) уплату платежей, поступающих во внебюджетные фонды. Данная схема уже работала до введения в действие гл.24 НК РФ.
Налогоплательщик будет страдать не только из-за собственной неплатежеспособности, за что он ответит правомочно начисленными пени по оплате взносов во внебюджетные фонды, но и за ошибки, которые будут совершаться работниками фондов по правильности разнесения платежей.