Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / Управление информирует налогоплательщиков об изменениях в налоговом законодательстве в части администрирования налога на доходы физических лиц (НДФЛ), вступающих в действие с 01.01.2009 года.

Управление информирует налогоплательщиков об изменениях в налоговом законодательстве в части администрирования налога на доходы физических лиц (НДФЛ), вступающих в действие с 01.01.2009 года.

Информационное сообщение

09.12.2008
УФНС по Пермскому краю

Информационное сообщение

Об изменениях в налоговом законодательстве в части администрирования налога на доходы физических лиц (НДФЛ), вступающих в действие с 01.01.2009 года.

Очередные поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ), касающиеся порядка исчисления налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), были внесены в апреле и июле 2008 года.

При этом некоторые изменения в НК РФ, вступающие в силу с 1 января 2009 года, носят принципиальный характер.

1. Снизился размер материальной выгоды в виде экономии на процентах по займам, с которой нужно уплачивать НДФЛ.

С 1 января 2009 года материальная выгода от экономии на процентах будет рассчитываться исходя из 2/3 ставки рефинансирования. Такие изменения внесены в пп. 1 п. 2 ст. 212 НК РФ. В результате сумма НДФЛ с материальной выгоды уменьшится.

Например. Налогоплательщик получил заем на один год в сумме 100 000 руб. под 2% годовых. Для наглядности примера предположим, что ставка рефинансирования неизменна и составляет 10% годовых.

В 2008 году в расчет берется 3/4 ставки ЦБ РФ, то есть 7,5% годовых (10% x 3/4). В результате в налоговую базу будет включено 5500 руб. (100 000 руб. x (7,5 - 2)%). В 2009 году доход в виде материальной выгоды составит 4670 руб. (100 000 руб. x (10% x 2/3 - 2%)).

2. Отдельные изменения внесены в статью 217 НК РФ.

2.1. С 2009 года не облагаются НДФЛ любые суммы платы за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, его профессиональную подготовку и переподготовку, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (п. 21 ст. 217 НК РФ).

Таким образом, в связи с внесенными изменениями не надо будет специально доказывать, что программа подготовки (переподготовки) способствует повышению квалификации и более эффективному использованию подготавливаемого или переподготавливаемого специалиста в этой организации в рамках деятельности налогоплательщика.

2.2. Не подлежат обложению НДФЛ взносы на софинансирование пенсионных накоплений, а также взносы работодателя, уплачиваемые в пользу застрахованного лица. При этом законодателем установлен лимит необлагаемых взносов работодателя, а именно не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы (п.38, п.39 ст. 217 НК РФ).

2.3. Скорректирован период, за который не подлежат налогообложению доходы, полученные физическими лицами в виде жилищных субсидий, предоставленных за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на приобретение жилья. Напомним, что с 01.01.2008 в ст. 217 НК РФ введен п. 36, которым предусмотрено освобождение от обложения НДФЛ сумм субсидий на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленных за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Данная льгота введена одновременно с исключением возможности получения налогоплательщиком имущественного налогового вычета в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, в случае если оплата таких расходов произведена за счет упомянутых субсидий. Причем положения п. 36 ст. 217 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2008.

С 2009 года действие п. 36 ст. 217 НК РФ, предусматривающего освобождение от налогообложения сумм, получаемых налогоплательщиками за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ будет распространяться на правоотношения, возникшие с 01.01.2005 (соответствующие изменения внесены в ст. 3 Федерального закона от 29.11.2007 N 284-ФЗ). Но, разумеется, им не смогут воспользоваться налогоплательщики, успевшие получить упомянутый имущественный вычет до 01.01.2008 года.

2.4. Не будут облагаться НДФЛ суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, при условии, что они включаются в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (п. 40 ст. 217 НК РФ). Следует отметить, что положения п. 40 ст. 217НК РФ действуют до 01.01.2012 года.

3. Изменится порядок предоставления стандартных налоговых вычетов

В первую очередь новшества коснутся каждого работника, получающего стандартный налоговый вычет в размере 400 руб. Сумма вычета остается прежней, но увеличивается порог дохода, при котором применяется вычет, - до 40 000 руб. (пп.3 п.1 ст. 218 НК РФ).

Вторым важным изменением будет увеличение стандартного налогового вычета на ребенка до 1000 руб. в месяц до достижения дохода, облагаемого по ставке 13%, нарастающим итогом суммы 280 000 руб.

Уточнен круг получателей вычета при опекунстве и попечительстве: в него вошел супруг (супруга) приемного родителя.

С 1 января 2009 года более однозначно формулируется льгота по НДФЛ в том случае если родитель у ребенка один. Так, налоговый вычет в двойном размере будет предоставляться единственному родителю (приемному родителю), опекуну, попечителю. Таким образом, с учетом формулировок, которые будут действовать с 1 января 2009 года следует, что удвоенным вычетом в размере 2000 руб. на каждого ребенка вправе будут воспользоваться только вдовы, вдовцы, а также не состоящие в браке родители при условии, когда второй родитель отказался от родительских прав на данного ребенка или лишен родительских прав, или в том случае, если в свидетельстве о рождении ребенка вписан единственный родитель.

Принципиальным новшеством в предоставлении стандартного налогового вычета на ребенка является право одного из родителей (по их выбору) получать такой налоговый вычет в двойном размере. Вычет будет предоставляться на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.

Например. В семье Петровых двое несовершеннолетних детей - восьми и двенадцати лет. Поэтому при расчете НДФЛ каждому из родителей в 2008 году полагается стандартный налоговый вычет в размере 1200 руб. (600 руб. x 2 реб.). На семейном совете решено, что с 2009 года "детским" вычетом будет пользоваться Е.М.Петрова, поэтому П.Н.Петров написал заявление об отказе от получения вычетов

Заработная плата Е.М.Петровой составляет 15 000 руб. в месяц, поэтому она сможет пользоваться льготой в течение всего года:
15 000 руб. x 12 мес. = 180 000 руб. < 280 000 руб.

В 2009 г. у Е.М.Петровой будет удержан НДФЛ в сумме:
((15 000 руб. x 12 мес.) - (1000 руб. x 2 реб. x 2 x 12 мес.) - (400 руб. x 2 мес.)) x 13% = 17 056 руб.

Отказ П.Н.Петрова от получения "детских" вычетов не означает автоматического отказа от пользования стандартными вычетами на себя. Поэтому при расчете НДФЛ ему будет предоставляться стандартный вычет в размере 400 руб. А так как величина его зарплаты равна 18 000 руб., то в 2009 году у него будет удержан налог в общей сумме: ((18 000 руб. x 12 мес.) - (400 руб. x 2 мес.)) x 13% = 27 796 рублей.

4. Изменения коснулись порядка предоставления социальных налоговых вычетов.

Во-первых, с 1 января 2009 г. список социальных налоговых вычетов пополнится еще одним вычетом.

Так, со следующего года при определении налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" - в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного п. 2 ст. 219 НК РФ.

Указанный социальный налоговый вычет будет предоставляться при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", либо при представлении налогоплательщиком справки налогового агента об уплаченных им суммах дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, удержанных и перечисленных налоговым агентом по поручению налогоплательщика, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Во-вторых, с 1 января 2009 года общий лимит размера предоставляемых налогоплательщику социальных налоговых вычетов, указанных в пп. 2 - 5 п. 1 ст. 219 НК РФ (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ, и расходов на дорогостоящее лечение, указанных в пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ) увеличится со 100 000 руб. до 120 000 рублей в налоговом периоде.

Пресс-служба Управления

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться