
Аналитика / Налогообложение / Учет ГСМ: нормы или «безлимитный тариф»?
Учет ГСМ: нормы или «безлимитный тариф»?
Если у фирмы есть автотранспорт, то так или иначе она столкнется с проблемой учета расходов на приобретение ГСМ. Дело в том, что Налоговым кодексом не установлены лимиты на списание таких затрат, однако они прописаны в других нормативных документах, и чиновники требуют их применения. Интересно, что в такой ситуации организация не только не попадает в безвыходное положение, а скорее наоборот – перед ней открываются дополнительные возможности.
12.11.2007Информационное агентство "Федеральное агентство финансовой информации"Руководство по списанию ГСМ
К так называемым горюче-смазочным материалам прежде всего относится топливо (например, бензин, дизельное топливо), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла), а также специальные жидкости (тормозные, охлаждающие). Как известно, издержки организаций на приобретение таких материалов можно относить к затратам, снижающим базу по налогу на прибыль, а именно к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 и подп. 2 п. 1 ст. 253 НК).
Примечательно, что в главном налоговом законе ничего не сказано относительно норм списания расходов на содержание служебных автомобилей, к коим, в частности, относятся и затраты на ГСМ. Вместе с тем такие лимиты все-таки обозначены в руководящем документе Р3112194-0366-03 «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденном Министерством транспорта от 29 апреля 2003 года, на что и обратили внимание налогоплательщиков в своемписьме от 4 сентября 2007 года № 03-03-06/1/640 специалисты главного финансового ведомства.
В данном творении Минфин рассмотрел вопросы нормирования расходов на ГСМ и в первую очередь установил ограничительные меры. Так, чиновники указали, что затраты на покупку бензина для служебных автомобилей можно списать лишь в пределах, установленных Министерством транспорта. Для этого финансисты «отсылают» как раз к указанному ранее руководящему документу Р3112194-0366-03. Ведь в абзаце 2 Общих положений данного акта зафиксирована возможность применения указанных норм для осуществления расчетов по налогообложению предприятий.
Помимо всего прочего, чиновники разъяснили и то, как правильно поступать фирмам, использующим автотранспорт, для которого не утверждены нормы расхода ГСМ. Здесь финансисты предлагают организациям руководствоваться соответствующей технической документацией и информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.
«На закуску» чиновники приберегли вопрос документального подтверждения «горюче-смазочных» затрат. Ведь совершенно логично, что требования пункта 1 статьи 252 Кодекса актуальны для признания «машинных» расходов так же, как и для любых других снижающих «прибыльный» налог. Итак, финансисты указали, что в качестве документов, подтверждающих право включать затраты на ГСМ в расходы, могут послужить кассовые чеки на покупку топлива и путевые листы.
Нормы в самоволке
Однако специалисты главного финансового ведомства своими комментариями так и не смогли обойти все «подводные камни» учета ГСМ. Дело в том, что Минтранс не вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения (п. 1 ст. 4 НК). Выходит, оснований для применения в целях налогообложения норм, установленных транспортным ведомством, нет. Как отметили эксперты журнала «Практическая бухгалтерия», такие обстоятельства могут означать, что фирмы вправе учитывать свои расходы на приобретение топлива в полном объеме. Однако в этом случае компаниям следует быть готовыми к судебным разбирательствам с инспекторами.
Мало того, не следует забывать и о том, что действие руководящего документа Р3112194-0366-03 ограничивается 31 декабря 2007 года. Выходит, что даже решившая следовать рекомендациям Минфина компания сможет использовать данный акт лишь до начала следующего года.
Вместе с тем требование обоснованности затрат толкает организацию к разработке и утверждению собственных норм расхода топлива, смазочных материалов и специальных жидкостей для транспорта, который используется в производственной деятельности, с учетом его технологических особенностей. Разумеется, что вменить в обязанность такую инициативу организациям никто не может, равно как и запретить.
Разрабатывая собственные лимиты, организация может исходить из технических характеристик конкретного автомобиля, времени года, актов контрольных замеров расхода топлива и смазочных материалов на километры пробега, составленных представителями организаций или специалистами автосервиса по ее поручению. Кроме того, можно учесть также и сезонные колебания потребления топлива, и другие корректирующие коэффициенты. Ведь именно определенные организацией таким образом лимиты и будут использоваться в дальнейшем в качестве экономического обоснования для целей списания ГСМ при исчислении налога на прибыль.
Т. Еркова, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»
Примечание: О других спорных ситуациях при списании ГСМ Вы сможете узнать из рубрики "Материальные расходы" (редакция Российского налогового портала)
Темы: Материальные расходы  
- 12.05.2015 Расходы на покупку средств индивидуальной защиты можно учесть в составе затрат
- 01.08.2014 Смена налогового режима: как учесть расходы по покупке ценных бумаг?
- 26.02.2014 Когда можно учесть в расходах затраты на услуги производственного характера?
- 02.03.2022 Налоговый учет и потери при хранении товара для оптовой организации
- 08.02.2022 Компания имеет лицензию таможенного брокера и одновременно обратилась к сторонним специалистам по таможенному оформлению. Налоговый учет расходов
- 28.01.2022 Порядок расчета авансовых платежей по налогу на прибыль на примере
- 03.07.2023 Письмо Минфина России от 28.03.2023 г. № 03-03-06/1/26763
- 26.08.2022 Письмо Минфина РОссии от 12.08.2022 г. № 03-03-06/1/78872
- 06.04.2022 Письмо Минфина России от 18.03.2022 г. № 03-03-06/1/21079
Комментарии