Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Оспаривание кадастровой оценки земли

Оспаривание кадастровой оценки земли

В статье рассмотрен порядок оспаривания такой оценки. Такая возможность позволит сэкономить на налоге на землю. Специально для Российского налогового портала.

11.08.2008
Российский налоговый портал
Автор: Наталья Сахарова, ведущий специалист консультационного отдела Департамента Аудита ЗАО "СВ-Аудит"

За последний год Постановлениями Правительств многих субъектов Федерации утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков. Результатом пересмотра кадастровой стоимости явилось существенное увеличение налогового бремени землевладельцев по земельному налогу.

Собственники сталкиваются с такой проблемой: кадастровая стоимость, с одной стороны, представляет собой оценочную категорию, то есть для ее определения привлекаются независимые оценщики, с другой стороны, результаты самостоятельного исследования, организованного владельцем земли показывают, что земля может иметь гораздо более низкую рыночную стоимость, чем по данным кадастрового учета.

В результате рождается вполне предсказуемый вопрос: Почему нужно определять налогооблагаемую базу по земельному налогу от стоимости, которая должна быть близка к рыночной, однако определяется «кем-то» и реально этой рыночной стоимости совсем не соответствует.

А здесь возникает другая проблема – кадастровая стоимость утверждается нормативным актом, обязательна к применению и может быть оспорена только в специальном порядке.

Попробуем разобраться в существующем в данный момент у многих землевладельцев вопросе.

Одним из существенных элементов налога является порядок определения налоговой базы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для определения налога на имущество определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 указанной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 4 ст. 17 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» установлено, что сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

На основании п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Таким образом, результаты государственной кадастровой оценки земель подлежат утверждению органами исполнительной власти.

Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», Постановление ГД ФС РФ от 11.11.1996 № 781-II ГД, Определение ВАС РФ от 11.10.2007 № 9504/07 по делу № А72-7891/06-4/432).

Таким образом, можно говорить о том, что результаты кадастровой оценки земельных участков, установленные органами исполнительной власти на местах (например, Правительствами), утверждены компетентным органом в пределах их полномочий.

Нормативный акт, как указано выше подлежит обязательному применению. Следовательно, налогоплательщик земельного налога должен применять для расчета земельного налога утвержденную в законном порядке, кадастровую стоимость; оспорить ее размер возможно исключительно путем процедуры оспаривания нормативного акта, устанавливающего кадастровую стоимость, в судебном порядке по иску налогоплательщика (или другого истца).

Порядок оспаривания нормативных актов описан главой 23 АПК РФ и главой 24 ГПК РФ. Кроме данных глав соответствующих Кодексов, также действуют общие положения. В частности, пп.1, 2 ч.1 ст.26 ГПК РФ императивно устанавливает, что гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций, что можно отнести к данному случаю, рассматриваются в областном суде.

При этом следует обратить внимание, что хотя в соответствии со ст.191-192 АПК РФ организации могут обратиться за защитой своих прав в Арбитражный суд с исковыми заявлениями об оспаривании нормативных актов органов государственной власти (в практике были прецеденты обращения в арбитражные суды именно по аналогичным вопросам), в данном случае дело подлежит рассмотрению именно в суде общей юрисдикции в связи с отсутствием федерального закона, относящего рассмотрение споров об обжаловании данных актов органов исполнительной власти субъектов РФ, к компетенции арбитражных судов. Данная позиция подтверждена Определением ВАС от 11 октября 2007 г. №9504/07.

Таким образом, в описанной ситуации оспаривание нормативного акта должно производиться в соответствии с нормами ГПК РФ, в частности ст. 24,26,27,131,251 ГПК РФ, которые определяют порядок подачи искового заявления и требования к его составлению. В частности, к заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.

Правом на подачу подобных исковых заявлений помимо хозяйствующих субъектов наделен прокурор в рамках ст.22 Федерального закона от 19 января 1992 г. № 2202-1»О прокуратуре». Также в соответствии со ст.46 ГПК в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. При этом данная норма носит декларативный характер, например, налоговый орган не вправе подать подобное заявление, так как эта возможность ему не предоставлена действующим законодательством, подобной практики также не имеется.

В то же время возможен вариант привлечения налогового органа к участию в судебном заседании в рамках ст. 47 ГПК по инициативе Истца или самого суда.

В отношении сложившейся на данный момент практики разрешения споров в отношении кадастровой стоимости следует отметить следующее.

Верховный суд в конце 2006 года отклонил доводы компании, в части признания противоречащим федеральному законодательству Постановления об утверждении кадастровой стоимости (Определение Верховного суда РФ от 06.12.2006 № 43-Г06-5).

В то же время в 2007 году появилось положительное для налогоплательщиков решение Верховного суда РФ в рамках оспаривания постановлений органов исполнительной власти субъектов РФ и признания недействующим постановления администрации в части утверждения … кадастровой оценки» (Определение от 12.09.2007 № 67-Г07-16).

Верховный суд РФ отменяет решения областных судов об отказе в удовлетворении заявлений о признании недействующими отдельных положений Постановления «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель области» и направляет дела на новые рассмотрения. Одним из доводов налогоплательщиков в указанных делах являлся представленный отчет независимого оценщика об оценочной стоимости земельного участка, которая существенно отличается от рыночной стоимости (превышает ее). Однако следует учитывать, что исходя из мотивировочной части Определения ВС РФ, основанием для возврата дела на новое рассмотрения является в основном нарушение судом нижестоящей инстанции процессуальных норм, довод же налогоплательщиков о том, что кадастровая стоимость не может быть выше рыночной в рассматриваемых делах определяющим не являлся. Кроме того, следует отметить, что Верховный суд не указывает порядка дальнейшего оспаривания кадастровой стоимости земельных участков.

При этом согласно выводам Верховного суда оспорить методики, применяемые при расчете кадастровой стоимости, не представляется возможным, поскольку они не являются нормативными актами, и не могут быть оспорены (Определение Верховного суда РФ от 06.12.2006 № 43-Г06-5).

Следует иметь в виду, что нормативно-правовой акт действует до момента вступления в силу решения суда о признании его недействующим (ст. 253 ГПК РФ).

Если нормативный акт, устанавливающий размер кадастровой оценки земли на территории субъекта Федерации, официально опубликован и вступил в законную силу, то налогоплательщик не вправе воспользоваться ст.3 НК РФ (пункт 6), так как в данном случае размер земельного налога четко установлен действующим законодательством.

Следовательно, до момента вступления в силу решения суда о признании оспариваемого нормативного акта недействующим налогоплательщик обязан применять его положения –исчислять и уплачивать земельный налог исходя из установленной им кадастровой оценки земли. Иные действия налогоплательщика до вступления в силу решения суда о признании нормативного акта, утвердившего кадастровую оценку земели, недействующим, влекут за собой налоговые риски, связанные с занижением суммы исчисленного земельного налога.

Из вышесказанного следует вывод, что единственной законной формой защиты своих прав является судебное оспаривание нормативного акта субъекта Федерации.

Оспаривание нормативного акта Правительства одной из областей Российской Федерации в связи с несоответствием рыночной оценки земли и ее кадастровой стоимости не позволяет оценить шансы на успех как высокие. Однако с учетом явного конфликта интересов между субъектом федерации и федеральным «центром» по факту поступления в бюджеты соответствующих уровней денежных средств, с учетом массового недовольства налогоплательщиков, а также соответствующих законодательных инициатив, нельзя исключить и возможность победы в данном споре.

Компаниям, которые «рискнут» оспорить утвержденную кадастровую оценку земель при подготовке к подаче искового заявления необходимо провести независимую оценку земельных участков, а также собрать доказательства, что подобная бесконтрольная оценка земли нарушает права и законные интересы организации. Возможна подача коллективного иска от лица нескольких налогоплательщиков.

Эффективным средством защиты своих прав может явиться обращение в прокуратуру, причем копию обращения в прокуратуру субъекта целесообразно отправить и в Генеральную прокуратуру. Наряду с обращением в органы прокуратуры возможно подать соответствующие письма (жалобы, запросы) в налоговый орган, причем форма обращения может быть разной. Одновременное принятие вышеуказанных мер позволит привести в действие систему «сдержек и противовесов» и повысит шансы Общества на успех в данном споре.

В заключении хотелось бы отметить, что 20 июня 2007 г. депутатом фракции «Единая Россия» был внесен проект федерального закона № 445126-4, который предусматривает процедуру досудебного урегулирования споров в течение года после утверждения и опубликования результатов кадастровой оценки, если имеется одно из оснований: предоставлен отчет об индивидуальной оценке по рыночной стоимости с положительным заключением на него саморегулируемой организацией оценщиков или доказана ошибочность сведений, использовавшихся при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости. Очевидно, что в случае принятия данного законопроекта у налогоплательщика появится реальный шанс оспорить результаты кадастровой оценки.

Разместить:
Александр
16 августа 2008 г. в 7:13

Ситуация такая же. Цена рыночная земли у нас- 400-450 тыс.руб. - кадастровая - 1500 тыс.руб. Недовольных - все без исключения. Посмотрим, у кого как - и сами "в бой". Еще хуже обстоит дело с налогом на имущество физических лиц (дома). Налоговые ставки - 91-года, а с 2004г. власти устанавливают коеффициенты от 1,3 до 1,4 раза в год (увеличения естественно). Результат - цена просто жилья увеличивается в 2 раза за 3 года. Отсюда - мы не только платим налог с большей суммы, но и периодически "перепрыгиваем" ставки, а значит и больший процент. Уже сейчас мое жилье подошло к 600тыс.руб(простой дом 2001 года выпуска, сам строил) - ставка - 0,5 - налог 3000руб. На следующий год обещают поднять в 1,4 раза налогооблагаемую базу - около 900тыс.руб. - ставка 1% - налог 9000 руб - каково? У нас это месячная зарплата. Есть ли у кого какая практика "повоевать" с властями? - это беззаконие сплошное. Если просмотреть аналитику, то 99% всего жилья России в 91-м попадали под 0,1%, а сейчас пол 0,5 уже около 30% попадает. Еще пару лет - все пойдут под 1% и выше. Подумайте, 1,5-2% от 2000 тыс.руб - это 35-40 тыс.руб - налога!!! Это скоро и у бабушек так хатки стоить будут. А властям выгодно - посмотрите годовые отчеты собираемости налогов - этот налог вышел на второе место! Писал в Оббщественную палату - ответа нет. Как бороться будем?

Александр
21 марта 2009 г. в 19:45

Полностью с Вами согласен. как Вы относитесь к 1000 % увеличению кадастровой стоимости земельных участков в 2009 году-вот и кризис, с такими поборами проще свернуть бизнес.

Виктор
13 мая 2009 г. в 14:18

Налоги на землю выросли в 7 раз - на производственные участки. При этом на землю под торговлей - не проценты. Валят то, что еще каким-то чудом работает. Позаботились вовремя. А в телеке жирующее самодовольство...

Карабанова
23 марта 2010 г. в 21:37

По Оренбургской области попытались оспорить. Областной суд нарушений не нашел. Верховный тоже. Хотя их хоть отбавляй: здесь и отсутствие положительной оценки отчета на момент утверждения результатов (положительная оценка была получена только через полгода, то есть после трижды переделываемого отчета), отсутствие официального опубликования (опубликована официально лишь часть нормативного акта, без приложений, где все оценки и содержатся), предвзятость суда, который даже не сверив как изменились результаты после того, как их дважды Роснедвижимость возвращала на доработку, указал, что они не изменились, кстати мы не видели отчет ни в первом, ни в последнем варианте, и... Верховный говорит: все законно. Вобще у Верховного позиция такая: проверяем только полномочия и соответствие закону, имеющему большую юрсилу. А что здесь проверять собственно? Ктоб сомневался? Оценку проверять не намерены суды при оспаривании нормакта. Верховный считает, что мы должны самостоятельно (даже после утверждения оценки нормактом) оспаривать оценку путем предъявления самостоятельного иска к оценщику. Арбитраж на это не идет. но у нас еще окончательного решения арбитражного суда нет. Если откажут и здесь. будем подавать в Европейский суд.

Admin
23 марта 2010 г. в 23:07

2 карабанова

а можете подробнее о своем деле рассказать? пришлите контакты на admin@taxpravo.ru

Максим
25 марта 2010 г. в 12:49

Мы тоже прошли все инстанциив ВС. позиция там такая: соответствие Административному регламенту. все вопросы по правильности оценки в арбитраж. Забросили иск в арбитраж. Судья репу чешет, незнает что делать (практики нет), но всем своим видом показывает, что настрой явно не в нашу сторону.

Александр
25 марта 2010 г. в 17:43

Максим, если возможно, донесите пожайлусто чем закончится этот процесс. А то у нас такая же ситёвина складывается, щас вот думаем пока "коллектив" образовать из нескольких собственников-организаций, и будем думать что да как. Хотя как показывает практика - шансы у нас не велеки.

Максим
25 марта 2010 г. в 18:08

Александр знаете, я через ВС в 2008 году признавал нормативный акт недействующим по основанию "неправильной" оценки, в ферале 2010 в ВС на такие же обстоятельства даже смотреть не хотели - только процедура. Не под протокол сказали так, если цифра соответствует цифре роснедвижимости то все ок, если нет, то отменяем. все остальные вопросы через арбитраж.

Ну и пошли в арбитраж. для того чтоб в нашей области рассматривали, оценщик то из другой, привлекли ответчиков из нашей области, сослались на 36 АПК, дело у нас приняли к производству. Сейчас откажемся от требований ко всем кроме оценщика, привлекем их 3-ми лицами. В разговоре с судьей рассказал ей эту историю в ВС, в ответ услышал - заяви ходатайство о передаче дела по месту регистрации оценщика буду благодарна.

Вот и делайте выводы. Было только предварительное. пока экспертиза (если назначат), пока решение - не надеюсь на скорый результат.

Александр
25 марта 2010 г. в 19:10

Максим, спасибо за информацию, у нас только-только начала шумиха подыматься, все пока в шоковом состоянии ( у не которыйх собственников в 4 - 5 раз кадастровая стоимость возрасла). Хотел бы уточнить несколько моментов: 1.Вы собираетесь оставить требования только к оценщику, это тот оценщик который делал оценку кадастровой стоимости земли? 2.Если да, то как вы на него вышли?

Максим
26 марта 2010 г. в 12:06

да только требования к оценщику который делал оценку. вышли на него через отчет. административный регламент обязывает управление роснедвижимости субъекта давать разъяснения последней государственной кадастровой оценки, но вот предоставлять копии документов не обязывает. попробуйте запросите может и дадут, если нет, то в суде просите истребовать (запрос прикладывайте как невозможность получения доказательства собственными силами). Возникает вопрос: АПК требует указания в иске требований и доказательств, поэтому в суде могут возникнуть проблемы на предварительном, но в принятии иска к производству думаю не возникнет вопросов (в определении суд обяжет уточнить требования).

Александр
26 марта 2010 г. в 19:22

Спасибо за информацию, будем-с теперь знать если что. Мое руководство для начала хочет в ТПП обратиться, может коллективную жалобу подадим в Прокуратуру. В суд пока не хотят.

Роман
28 марта 2010 г. в 21:00

в Липецке кадастровая стоимость земли выросла в 257 раз!!!!! платили по 1500р, а теперь 37500руб, ужас. Весь город бунтует. Администрация-говорит, эти деньги уже в заложены в бюджет. Всех таскают по судам. Возможно ли оспорить кадастровую стоимость земли. Нужен грамотный юрист. HELP!? SOS!, ПОМОГИТЕ!

Admin
29 марта 2010 г. в 10:52

2 роман

напишите мне на admin@taxpravo.ru, попробуем помочь

Игорь
28 апреля 2010 г. в 11:34

Раз государство так ценит свою землю !!! может оно купит её у нас согласно ими установленных цен!У меня пилорама в Архангельской области .г Вельск.землю под пилорамой оценили в 21миллион..Люди какие мы богатые!!! только сами стонем от этой радости....буду сворачивать производство.смысла работать нет!!! чем больше работаешь тем хуже живёшь!!!ПАРАДОКС!!!

Максим
12 мая 2010 г. в 17:25

вот камень предкновения в арбитражных судах - информационное письмо президиума ВАС от 30.05.2005г № 92. типа мы не надлежащие истцы по оспариванию отчета определяющего кадастровую стоимость.

практика нужна, люди не жмитесь, чем больше прецендентов тем больше вероятность что засилят ваше решение.

вот нашел одно решение http://kad.arbitr.ru/?id=0069C405-46EB-43E...93-0F3CC6415041

Punisher
12 мая 2010 г. в 21:26

2 Максим

ссылка битая :(

будьте добры, скиньте номер сюда

Максим
13 мая 2010 г. в 10:15

А62-8887/2010. Это решение которым в арбитраже признан недействующим нормативный акт утвердивший кадастровую стоимость. Однако, если посмотреть практику, то такие решения были, их засиливала апелляция и кассация, но вас отменил и сказал, что такая категория спора неподведомственна арбитражу. так что думаю не устаит.

нужна практика, которая признает недействительным именно отчет, а кадастровую стоимость недостоверной.

в арбитраже все портит это информационное письмо ВАС, но есть практика которая говорит, что и собственник земельного участка, который не является стороной договора об оценке может отчет оспорить (определение ВС от 06.12.2006г дело 43-Г06-5, от 15.08.07г. дело 43Г07-10, постановление фас восточно - сибирского округа от 14.05.08г. А33-115/07-03АП-1232/07-Ф02-1607/08, письмо Минэкономразвития от 05.02.2010г. №Д23-396).

Татьяна
8 июня 2010 г. в 21:43

смотрите постановление ФАС ЗСО № Ф04-2423/2010 - начало конца их произвола

Валерий
12 октября 2010 г. в 15:46

у меня участок земли, голый не застроенный, общей площадью 2,7 га. , можете себе представить налог? 450 000руб. ,оценочная стоимость тридцать один миллион. земля находиться г Юрьевец Ивановская обл. , я не поверил своим глазам, одно только объяснение этому , явно , что теперь это не городок с населением в 15 000 человек, а центральная улица Лас Вегаса. похоже , что решили нас в конец обобрать , у меня нет таких денег. я год назад купил ее на много дешевле , чем должен заплатить налог, кстати налог за прошлый год 91 рубль, оценивала стоимость земли подрядная организация. явно срубила с области денег , а область теперь в десятикратном размере с крестьян.

Масякин Александр
13 декабря 2010 г. в 22:52

у нас в Тверской обл стоимость земли в деревне повысили в 90 раз земля стоила 30 соток 17 тысяч а теперь стала стоить 1.500.000 р. так что бес предел полный и концов не найдешь. Как выживать старикам ни кто не может сказать просто убивают село.

Admin
14 декабря 2010 г. в 0:09

2 Александр Масякин

напишите подробности на admin@taxpravo.ru попробуем помочь

Истомина Раиса
12 марта 2011 г. в 23:56

Здравствуйте.

Подскажите пожалуйста, как оспорить кадастровую стоимость моего земельного участка?При изменении вида разрешенного использования с сельхозпроизводства на под дачное строительство кадастровая стоимость изменилась в 246 раз.В данный момент собираем документы в прокуратуру и следственный комитет.

С уважением Истомина Раиса Константиновна

Дмитрий
23 марта 2011 г. в 17:07

Жена получила по договору дарения дом с землей. По оценке БТИ стоимость дома 850 тыс руббземлю оценили в 6.7 миллиона руб- практически 1 миллион сотка. Сейчас выяснилосьБчто по закону тетка и племянница не родственники и с подарочка придется платить налог.

Как оценить подарок если по рыночной стоимости земля столько не может стоить и есть ли смысл при помощи независимого эксперта сделать переоценку стоимости бчтобы подать декларацию в налоговую. будет ли эта стоимость иметь силу или все равно 13% насчитают от кадастровой?

Я все же попытаюсь доказать через суд, что жена и тетка -это одна семья, т.к. проживают и прописаны в одном месте. Просто говорят что это тоже сделать нелегко. Но в жилищном и семейном кодексе есть определение члена семьикоторые также наравне с близкими родственниками освобождены от налога на дарение. Есть у кого какие мысли? Заранее благодарю.

Алекс66
5 февраля 2013 г. в 19:01

Есть у кого положительный опыт оспаривания в суде? Отзовитесь пожалуйста

Ирик
18 февраля 2013 г. в 16:33

Хотел сегодня заняться процессом оспаривания кад.стоимости ЗУ СТУПОР надо: Положительное эксперное заключение Российское общество оценщиков цена вопроса 15000-35000 рублей! и еще не факт как крутнется колесо фартуна в Комисси по оценке или же суде.

Дарья
18 марта 2013 г. в 17:40

У меня 9 соток земли на Эльбрусе, куда давно уже никто не ездит... Покупали с расчетом "придут французы построят подъемники и будет у нас Куршевель"...ага, разбежались. Пришел налог за 2012 год (люди не падайте) - 417 000 рублей. Кадастровая стоимость девяти соток, на которых пасутся козы....28 000 000 рублей!!!!!!!!

Алексей
23 мая 2013 г. в 11:17

Взял два года назад в аренду землю под строительство индивидуального дома 2000кв.м. платил за нее чуть 500р. в год, в этом же году пришел налог 3330р.. Подскажите, кто чем сможет, может есть какие варианты по снижению арендной платы? (pogarnik82@tricolortv.ru)

Наталья
9 августа 2013 г. в 13:31

Надо правительство уволить , пора им в отставку ,накипело .

Иван Ветров
19 октября 2013 г. в 18:59

А в Адыгее стоимость аренды (собственник государство) 1-го Га земли под производство (рядом с трассой Краснодар-Майкоп) 1000 руб. в год,

но при расторжении договора арендатор требует за 1 Га один миллион,

так сказать - упущенная выгода.

Любовь
6 марта 2015 г. в 9:17

Помогите до нас тоже дошёл этот беспредел.В 2014г прошла кадастровая оценка земель г. Кинешма.Кадастровая стоимость подскочила в разы.Мой участок площадью 521кв.м.стоит более 1 500 000 рублей.Подскажите как нужно правильно составить исковое заявление в суд.Какие документы нужно предоставить.Заранее спасибо.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться