 
                Аналитика / Налогообложение / Оспаривание кадастровой оценки земли
Оспаривание кадастровой оценки земли
В статье рассмотрен порядок оспаривания такой оценки. Такая возможность позволит сэкономить на налоге на землю. Специально для Российского налогового портала.
11.08.2008Российский налоговый порталЗа последний год Постановлениями Правительств многих субъектов Федерации утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков. Результатом пересмотра кадастровой стоимости явилось существенное увеличение налогового бремени землевладельцев по земельному налогу.
Собственники сталкиваются с такой проблемой: кадастровая стоимость, с одной стороны, представляет собой оценочную категорию, то есть для ее определения привлекаются независимые оценщики, с другой стороны, результаты самостоятельного исследования, организованного владельцем земли показывают, что земля может иметь гораздо более низкую рыночную стоимость, чем по данным кадастрового учета.
В результате рождается вполне предсказуемый вопрос: Почему нужно определять налогооблагаемую базу по земельному налогу от стоимости, которая должна быть близка к рыночной, однако определяется «кем-то» и реально этой рыночной стоимости совсем не соответствует.
А здесь возникает другая проблема – кадастровая стоимость утверждается нормативным актом, обязательна к применению и может быть оспорена только в специальном порядке.
Попробуем разобраться в существующем в данный момент у многих землевладельцев вопросе.
Одним из существенных элементов налога является порядок определения налоговой базы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для определения налога на имущество определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 указанной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 4 ст. 17 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» установлено, что сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
На основании п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Таким образом, результаты государственной кадастровой оценки земель подлежат утверждению органами исполнительной власти.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», Постановление ГД ФС РФ от 11.11.1996 № 781-II ГД, Определение ВАС РФ от 11.10.2007 № 9504/07 по делу № А72-7891/06-4/432).
Таким образом, можно говорить о том, что результаты кадастровой оценки земельных участков, установленные органами исполнительной власти на местах (например, Правительствами), утверждены компетентным органом в пределах их полномочий.
Нормативный акт, как указано выше подлежит обязательному применению. Следовательно, налогоплательщик земельного налога должен применять для расчета земельного налога утвержденную в законном порядке, кадастровую стоимость; оспорить ее размер возможно исключительно путем процедуры оспаривания нормативного акта, устанавливающего кадастровую стоимость, в судебном порядке по иску налогоплательщика (или другого истца).
Порядок оспаривания нормативных актов описан главой 23 АПК РФ и главой 24 ГПК РФ. Кроме данных глав соответствующих Кодексов, также действуют общие положения. В частности, пп.1, 2 ч.1 ст.26 ГПК РФ императивно устанавливает, что гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций, что можно отнести к данному случаю, рассматриваются в областном суде.
При этом следует обратить внимание, что хотя в соответствии со ст.191-192 АПК РФ организации могут обратиться за защитой своих прав в Арбитражный суд с исковыми заявлениями об оспаривании нормативных актов органов государственной власти (в практике были прецеденты обращения в арбитражные суды именно по аналогичным вопросам), в данном случае дело подлежит рассмотрению именно в суде общей юрисдикции в связи с отсутствием федерального закона, относящего рассмотрение споров об обжаловании данных актов органов исполнительной власти субъектов РФ, к компетенции арбитражных судов. Данная позиция подтверждена Определением ВАС от 11 октября 2007 г. №9504/07.
Таким образом, в описанной ситуации оспаривание нормативного акта должно производиться в соответствии с нормами ГПК РФ, в частности ст. 24,26,27,131,251 ГПК РФ, которые определяют порядок подачи искового заявления и требования к его составлению. В частности, к заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.
Правом на подачу подобных исковых заявлений помимо хозяйствующих субъектов наделен прокурор в рамках ст.22 Федерального закона от 19 января 1992 г. № 2202-1»О прокуратуре». Также в соответствии со ст.46 ГПК в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. При этом данная норма носит декларативный характер, например, налоговый орган не вправе подать подобное заявление, так как эта возможность ему не предоставлена действующим законодательством, подобной практики также не имеется.
В то же время возможен вариант привлечения налогового органа к участию в судебном заседании в рамках ст. 47 ГПК по инициативе Истца или самого суда.
В отношении сложившейся на данный момент практики разрешения споров в отношении кадастровой стоимости следует отметить следующее.
Верховный суд в конце 2006 года отклонил доводы компании, в части признания противоречащим федеральному законодательству Постановления об утверждении кадастровой стоимости (Определение Верховного суда РФ от 06.12.2006 № 43-Г06-5).
В то же время в 2007 году появилось положительное для налогоплательщиков решение Верховного суда РФ в рамках оспаривания постановлений органов исполнительной власти субъектов РФ и признания недействующим постановления администрации в части утверждения … кадастровой оценки» (Определение от 12.09.2007 № 67-Г07-16).
Верховный суд РФ отменяет решения областных судов об отказе в удовлетворении заявлений о признании недействующими отдельных положений Постановления «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель области» и направляет дела на новые рассмотрения. Одним из доводов налогоплательщиков в указанных делах являлся представленный отчет независимого оценщика об оценочной стоимости земельного участка, которая существенно отличается от рыночной стоимости (превышает ее). Однако следует учитывать, что исходя из мотивировочной части Определения ВС РФ, основанием для возврата дела на новое рассмотрения является в основном нарушение судом нижестоящей инстанции процессуальных норм, довод же налогоплательщиков о том, что кадастровая стоимость не может быть выше рыночной в рассматриваемых делах определяющим не являлся. Кроме того, следует отметить, что Верховный суд не указывает порядка дальнейшего оспаривания кадастровой стоимости земельных участков.
При этом согласно выводам Верховного суда оспорить методики, применяемые при расчете кадастровой стоимости, не представляется возможным, поскольку они не являются нормативными актами, и не могут быть оспорены (Определение Верховного суда РФ от 06.12.2006 № 43-Г06-5).
Следует иметь в виду, что нормативно-правовой акт действует до момента вступления в силу решения суда о признании его недействующим (ст. 253 ГПК РФ).
Если нормативный акт, устанавливающий размер кадастровой оценки земли на территории субъекта Федерации, официально опубликован и вступил в законную силу, то налогоплательщик не вправе воспользоваться ст.3 НК РФ (пункт 6), так как в данном случае размер земельного налога четко установлен действующим законодательством.
Следовательно, до момента вступления в силу решения суда о признании оспариваемого нормативного акта недействующим налогоплательщик обязан применять его положения –исчислять и уплачивать земельный налог исходя из установленной им кадастровой оценки земли. Иные действия налогоплательщика до вступления в силу решения суда о признании нормативного акта, утвердившего кадастровую оценку земели, недействующим, влекут за собой налоговые риски, связанные с занижением суммы исчисленного земельного налога.
Из вышесказанного следует вывод, что единственной законной формой защиты своих прав является судебное оспаривание нормативного акта субъекта Федерации.
Оспаривание нормативного акта Правительства одной из областей Российской Федерации в связи с несоответствием рыночной оценки земли и ее кадастровой стоимости не позволяет оценить шансы на успех как высокие. Однако с учетом явного конфликта интересов между субъектом федерации и федеральным «центром» по факту поступления в бюджеты соответствующих уровней денежных средств, с учетом массового недовольства налогоплательщиков, а также соответствующих законодательных инициатив, нельзя исключить и возможность победы в данном споре.
Компаниям, которые «рискнут» оспорить утвержденную кадастровую оценку земель при подготовке к подаче искового заявления необходимо провести независимую оценку земельных участков, а также собрать доказательства, что подобная бесконтрольная оценка земли нарушает права и законные интересы организации. Возможна подача коллективного иска от лица нескольких налогоплательщиков.
Эффективным средством защиты своих прав может явиться обращение в прокуратуру, причем копию обращения в прокуратуру субъекта целесообразно отправить и в Генеральную прокуратуру. Наряду с обращением в органы прокуратуры возможно подать соответствующие письма (жалобы, запросы) в налоговый орган, причем форма обращения может быть разной. Одновременное принятие вышеуказанных мер позволит привести в действие систему «сдержек и противовесов» и повысит шансы Общества на успех в данном споре.
В заключении хотелось бы отметить, что 20 июня 2007 г. депутатом фракции «Единая Россия» был внесен проект федерального закона № 445126-4, который предусматривает процедуру досудебного урегулирования споров в течение года после утверждения и опубликования результатов кадастровой оценки, если имеется одно из оснований: предоставлен отчет об индивидуальной оценке по рыночной стоимости с положительным заключением на него саморегулируемой организацией оценщиков или доказана ошибочность сведений, использовавшихся при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости. Очевидно, что в случае принятия данного законопроекта у налогоплательщика появится реальный шанс оспорить результаты кадастровой оценки.



