Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Горячая линия: составление бухгалтерской отчетности с учетом новых ПБУ

Горячая линия: составление бухгалтерской отчетности с учетом новых ПБУ

Очередная горячая линия, проведенная редакцией, была посвящена сложным вопросам ведения бухучета и составления отчетности исходя из положений новых бухгалтерских стандартов, вступивших в силу с 2009 года. На вопросы читателей отвечала Марина Сергеевна ПОЛЯКОВА, эксперт журнала «Российский налоговый курьер», аттестованный преподаватель ИПБ России

15.04.2010
«Российский налоговый курьер»
Автор: Полякова М. С. Эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Учет затрат по займам и кредитам

Марина Сергеевна, здравствуйте! Организация заключила с банком договор на открытие кредитной линии на 2 млн. руб. Денежные средства на расчетный счет поступают несколькими траншами согласно заявкам организации, согласованным с банком. В течение I квартала 2010 года организация фактически получила от банка кредитных средств на сумму 600 тыс. руб. В каком размере — 2 млн. или 600 тыс. руб. — нужно отразить задолженность организации перед банком в бухгалтерском учете и отчетности по правилам ПБУ 15/2008?

Согласно пункту 2 ПБУ 15/2008 основная сумма обязательства по полученному займу (кредиту) отражается в бухгалтерском учете организации-заемщика как кредиторская задолженность в соответствии с условиями договора займа (кредитного договора) в сумме, указанной в договоре.

В указанном пункте идет речь о возникшей сумме обязательства (задолженности) заемщика перед кредитором по фактически полученным заемным средствам. Таким образом, в бухгалтерском учете организация-заемщик по итогам I квартала должна отразить сумму кредиторской задолженности в размере 600 тыс. руб., полученных в рамках кредитной линии.

Нужно ли исходя из правил ПБУ 15/2008 отражать на разных счетах долгосрочные и краткосрочные займы и кредиты?

ПБУ 15/2008, которое применяется с 2009 года, не содержит требования разделять суммы полученных займов и кредитов на долгосрочные и краткосрочные. Эта норма, содержащаяся в ранее применявшемся ПБУ 15/01, исключена из нового бухгалтерского стандарта, чтобы не дублировать положения, содержащиеся в других нормативных актах по бухгалтерскому учету.

В пункте 19 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» изложено общее правило, согласно которому в бухгалтерском балансе активы и обязательства должны указываться с разделением на краткосрочные и долгосрочные в зависимости от срока обращения (погашения). Если срок обращения (погашения) активов и обязательств составляет не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла (который не превышает 12 месяцев), то они отражаются как краткосрочные. Все остальные активы и обязательства указываются как долгосрочные.

Следовательно, в бухгалтерском учете для отражения сумм задолженности по краткосрочным займам и кредитам по-прежнему используется счет 66. Для учета задолженности по займам и кредитам, выданным на срок более года, применяется счет 67.

Ответьте, пожалуйста, еще на такой вопрос. Договор займа заключен сроком на два года, а проценты за пользование заемными средствами начисляются и уплачиваются ежемесячно. В какой строке бухгалтерского баланса нужно отражать сумму начисленных процентов по полученному займу: в составе долгосрочной или краткосрочной задолженности по займам и кредитам?

Все зависит от того, когда по условиям договора заемщик должен погасить задолженность по уплате процентов, начисленных за пользование заемными средствами. Если он обязан погасить сумму задолженности по процентам ранее чем через 12 месяцев, то проценты по займу отражаются в составе краткосрочной кредиторской задолженности. Если срок погашения этой задолженности составляет более 12 месяцев, тогда сумму процентов по займу нужно отражать в составе долгосрочной задолженности независимо от того, какой характер (краткосрочный или долгосрочный) носит сумма основного долга по займу.

Отчетность вновь созданной организации

Наша организация зарегистрирована 31 октября 2009 года. Как в бухгалтерском балансе за I квартал 2010 года организации правильно указать нулевые остатки на начало отчетного года — как остатки на 1 января 2010 года или на 31 октября 2009 года?

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» для вновь созданных организаций первым отчетным годом считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующего года. Поскольку ваша организация создана 31 октября 2009 года, нужно составлять бухгалтерскую отчетность начиная с отчета за I квартал 2010 года. При этом в бухгалтерском балансе в течение 2010 года в качестве вступительного сальдо следует отражать нулевые остатки по состоянию на 31 октября 2009 года.

Как определить, относится ли наша организация к малым предприятиям?

Критерии субъектов малого бизнеса приведены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ). Организация может быть отнесена к субъектам малого бизнеса, если удовлетворяет таким требованиям:

  • доля участия в ее уставном капитале для отдельных категорий учредителей — не более 25% (подп. 1 п. 1);
  • среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год — до 100 человек включительно (подп. 2 п. 1);
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не превышает предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (подп. 3 п. 1).

Согласно постановлению Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 для малых предприятий установлено достаточно высокое предельное значение выручки от реализации товаров (работ, услуг) — 400 млн. руб. за предшествующий год без учета НДС. Этот показатель определяется по данным не бухгалтерского, а налогового учета (п. 7 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).

Предельное значение балансовой стоимости активов для определения субъектов малого и среднего предпринимательства до сих пор не установлено. Поэтому для определения статуса все организации используют показатель выручки от реализации товаров (работ, услуг).

Что касается среднесписочной численности работников, она определяется за календарный год с учетом всех работников организации, в том числе тех, кто работает по гражданско-правовым договорам или по совместительству, исходя из реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений предприятия (п. 6 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).

По общему правилу категория субъекта малого предпринимательства изменяется только в случае, если в течение двух календарных лет, следующих один за другим, предельные значения выше или ниже приведенных критериев (п. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).

С момента создания нашей организации еще не прошло двух лет. Как можно определить статус новой организации?

В пункте 5 статьи 4 Закона № 209-ФЗ установлено отдельное правило для вновь созданных организаций. В течение того года, в котором они зарегистрированы, эти организации могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельных значений, установленных в подпунктах 2 и 3 пункта 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ.

Таким образом, если в новой организации в течение первого календарного года, в котором она была зарегистрирована, среднесписочная численность работников составляет не более 100 человек, а сумма выручки не превышает 400 млн. руб., она по итогам этого года относится к субъектам малого бизнеса.

У нас по итогам 2009 года соблюдаются все эти критерии. Значит, мы можем как малое предприятие не сдавать формы № 3, 4 и 5 в составе годовой бухгалтерской отчетности? Сейчас среднесписочная численность наших работников составляет менее 50 человек и вряд ли будет увеличена в течение 2010 года.

Вопрос о формах, входящих в состав бухгалтерской отчетности, представляемой организацией, регламентируется Указаниями об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н. В пункте 3 этого документа указано, что у малых предприятий состав форм бухгалтерской отчетности зависит от того, подлежат они обязательному аудиту или нет.

Если субъект малого бизнеса не подпадает под обязательный аудит, ему разрешается представлять бухгалтерскую отчетность в упрощенном варианте — форма № 1 (бухгалтерский баланс) и форма № 2 (отчет о прибылях и убытках). Никаких дополнительных расшифровок показателей в этих отчетных формах делать не обязательно. Такие организации имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности остальные отчетные формы.

Малые предприятия, которые согласно законодательству обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала (форму № 3), отчет о движении денежных средств (форму № 4) и приложение к бухгалтерскому балансу (форму № 5) только в том случае, если у них нет данных для заполнения этих отчетных форм.

У всех действующих организаций обычно имеются данные для заполнения указанных форм бухгалтерской отчетности. Поэтому малым предприятиям, подлежащим обязательному аудиту, нужно составлять бухгалтерскую отчетность в полном объеме (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, а также дополнительные приложения к ним).

Сказанное в полной мере относится и к вновь созданным малым предприятиям.

Подскажите, пожалуйста, в каком случае малые предприятия подпадают под обязательный аудит?

Критерии организаций, подлежащих обязательному аудиту, приведены в статье 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 307-ФЗ). Обязательный аудит проводится во всех открытых акционерных обществах, в кредитных и страховых организациях, различных фондах, перечисленных в подпункте 2 пункта 1 этой статьи.

У остальных организаций обязанность по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности возникает в случае, если объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн. руб. Для муниципальных унитарных предприятий финансовые показатели могут быть снижены законом субъекта РФ.

Обратите внимание: для проведения обязательного аудита не имеет значения, относится организация к субъектам малого бизнеса или нет. Если у малого предприятия за год, предшествующий отчетному, выполняются условия, предусмотренные в статье 5 Закона № 307-ФЗ, оно подлежит обязательному аудиту.

За какой год нужно определять эти показатели нашей организации, созданной в конце октября прошлого года?

Правило одинаково для всех организаций. Значения объема выручки и суммы актива бухгалтерского баланса для проведения обязательного аудита берутся за год, предшествующий отчетному. То есть их следует определять по данным бухгалтерской отчетности за предыдущий год. Как уже говорилось, у организаций, зарегистрированных после 1 октября, первый отчетный период начинается с даты регистрации и завершается в конце следующего календарного года. Значит, величину выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) и сумму активов баланса вам нужно определять не за прошлый год, в котором была создана организация, а по итогам 2010 года.

Даже если объем выручки за первый отчетный год у вашей организации превысит 50 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса за 2010 год составит более 20 млн. руб., она не будет подлежать обязательному аудиту по итогам этого года. Исходя из указанных выше требований, под обязательный аудит ваша организация может попасть только по окончании 2011 года. Это следует из статьи 5 Закона № 307-ФЗ. Но в то же время вы вправе добровольно провести аудиторскую проверку данных бухгалтерской отчетности за 2010 год.

Представление бонуса (премии) покупателю

Добрый день! Организация занимается оптовой продажей продуктов питания крупным торговым сетям. В договоре поставки прописано предоставление премии покупателю (розничной сети) за объем проданной продукции. За объем продуктов питания, проданных в декабре 2009 года, торговая сеть выставила нам акт-расчет в конце января 2010 года. Премия была перечислена покупателю в феврале 2010 года. Когда (в 2009 или 2010 году) нужно учесть предоставленную премию в бухгалтерском и налоговом учете?

В бухгалтерском учете сумма премии отражается в том месяце, в котором она была начислена. А в налоговом учете все зависит от того, как данная организация исчисляет налог на прибыль — методом начисления или кассовым методом.

Организация исчисляет налог на прибыль методом начисления.

Значит, в налоговом учете следует отразить сумму премии в момент ее начисления, то есть в январе 2010 года. Сумма премии включается в состав внереализационных расходов на основании подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

А в бухучете сумма премии, предоставленной покупателю, отражается в прочих расходах или путем уменьшения ранее полученной выручки от продажи продукции?

В действующих нормативных актах по бухгалтерскому учету отсутствуют указания по учету сумм премий, предоставленных продавцом покупателю. Значит, организация должна самостоятельно определить способ учета начисленной премии.

Сумма выручки, полученная продавцом от продажи продукции, корректируется только в случае предоставления скидки (накидки). Об этом говорится в пункте 6.5 ПБУ 9/99 «Доходы организации». По моему мнению, корректировать ранее признанную сумму выручки от продажи продукции на сумму предоставленной премии нет оснований, поскольку операция по предоставлению покупателю премии отличается от операции по предоставлению скидки.

Премия — это выплата покупателю суммы денежных средств за выполнение определенных условий договора. По своему характеру эта операция соответствует признакам расходов. Полагаю, сумму премии, предоставленной покупателю, следует отражать в составе прочих расходов организации (в том же порядке, в котором учитываются суммы штрафных санкций, подлежащих выплате контрагенту при нарушении условий договора). Рекомендую в рабочем плане счетов ввести к счету 91 отдельный субсчет для учета сумм премий, предоставляемых покупателям.

Непригодное оборудование

Марина Сергеевна! Помогите решить такую проблему. Организация занимается изготовлением и продажей мультимедийного оборудования для автомобилей. Чтобы создать новое оборудование, мы приобретаем отдельные запчасти (монитор, консоль, дисплей). Из них силами сотрудников организации собирается видеоинтерфейс. Он проходит тестирование, и в случае успешного результата организация начинает выпускать такое оборудование для продажи. Как отразить эти операции в бухучете?

Сначала рассмотрим порядок учета операции по изготовлению мультимедийного оборудования. Отдельные части, приобретенные для сборки оборудования, нужно учитывать на счете 10 в качестве комплектующих изделий. При их передаче со склада в производство для изготовления видеоинтерфейса стоимость комплектующих списывается в дебет счета 20 «Основное производство». После сборки оборудования затраты на его изготовление (стоимость комплектующих, амортизация используемых основных средств, заработная плата работников, занятых сборкой оборудования, страховые взносы, начисленные на сумму зарплаты, и др.) можно учесть на счете 43 «Готовая продукция». При реализации мультимедийного оборудования его стоимость списывается со счета 43 в дебет счета 90 «Продажи».

Если организация самостоятельно изготавливает новый вид мультимедийного оборудования, которое в случае положительного результата она будет продавать покупателям, затраты на его изготовление учитываются на счете 43 (как себестоимость готовой продукции).

Если созданный вид мультимедийного оборудования не используется для продажи, а применяется в качестве образца для изготовления аналогичного оборудования, на наш взгляд, можно говорить о проведении опытно-конструкторских работ (ОКР). В данном случае соблюдаются все признаки ОКР: организация создает образец нового вида мультимедийного оборудования, испытывает его и в случае успешного результата начинает серийное производство такой продукции для продажи.

Согласно пункту 5 ПБУ 17/02 расходы на создание нового образца оборудования учитываются в качестве вложений во внеоборотные активы на счете 08. Затраты на изготовление мультимедийного оборудования, успешно прошедшего испытания, принимаются к бухгалтерскому учету на счете 04 субсчете «Затраты на НИОКР».

Согласно пункту 10 ПБУ 17/02 расходы на ОКР включаются в состав затрат по обычным видам деятельности. Списываются данные расходы с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было начато фактическое применение полученных результатов в производстве продукции. Срок списания расходов по ОКР организация устанавливает самостоятельно исходя из ожидаемого срока использования полученных результатов ОКР, но не более пяти лет.

Списание расходов по ОКР осуществляется либо линейным способом, либо пропорционально объему выпущенной продукции. В рассматриваемой ситуации списывать затраты на ОКР следует по второму из названных способов, потому что новый образец мультимедийного оборудования разрабатывается для массового изготовления подобного вида продукции.

Иногда после тестирования новых видов мультимедийного оборудования выясняется, что оно непригодно для использования. Как отразить подобный результат в бухгалтерском учете?

Полагаю, затраты на изготовление опытных образцов оборудования, оказавшихся непригодными для использования, можно учитывать по правилам пункта 7 ПБУ 17/02. В нем говорится, что затраты на ОКР, не давшие положительного результата, отражаются в составе прочих расходов отчетного периода. Списывать такие затраты можно на дату составления акта, в котором отражены отрицательные результаты тестирования мультимедийного оборудования.

Можно ли признать расходы по сборке оборудования, оказавшегося непригодным, для целей налогообложения прибыли?

По моему мнению, расходы на изготовление мультимедийного оборудования, оказавшегося по результатам тестирования непригодным для использования, можно учесть при исчислении налога на прибыль. Эти расходы соответствуют критериям статьи 252 НК РФ. Они являются экономически обоснованными, потому что непосредственно связаны с производством продукции и направлены на получение прибыли от производства и реализации нового вида мультимедийного оборудования.

Расходы на изготовление оборудования, которое по результатам тестирования оказалось непригодным для использования, можно учесть на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 265 НК РФ. В нем указано, что в состав внереализационных расходов включаются затраты на производство, не давшее продукции. Их можно учесть на основании актов налогоплательщика, утвержденных руководителем или уполномоченным им лицом, в размере прямых затрат.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться