Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / "Последние четыре года - были налоговыми каникулами"

"Последние четыре года - были налоговыми каникулами"

Так считает замминистра Минздравсоцразвития Юрий Воронин

05.10.2009
Российский налоговый портал

Правительство не откажется от идеи перехода от единого соцналога к страховым взносам. Там уверены, что все необходимые подзаконные акты можно будет принять и после перехода на новые правила работы, а оценки дефицита сотрудников Пенсионного фонда называют страшилками. О том, что стоит за критикой страховых взносов, спецкорреспонденту РБК daily Марии Селивановой рассказал статс-секретарь — замминистра здравоохранения и социального развития Юрий Воронин.

— Юрий Викторович, сейчас часто говорят о проблемах подготовки к администрированию взносов?

— Подготовка внебюджетных фондов идет, как и планировалось. Сейчас проводятся сверки реестра плательщиков и передача необходимых сведений из ФНС. У фондов заключены соглашения с налоговой службой по стыковке программных продуктов. Они еженедельно отчитываются перед Минздравсоцразвития России о проделанной работе.

— До 2001 года юрлица уже платили страховые взносы, затем они были объединены в ЕСН. Зачем понадобилась «обратная» рокировка?

— При замене страховых взносов на ЕСН одновременно пытались реализовать систему «одного окна». Это оказалось неэффективным. Решение было половинчатым и реально не заработало. В тех странах, где действительно соединили налоги и страховые взносы, скажем в Швеции, налоговая служба осуществляет абсолютно все функции, которые ранее осуществляли страховые институты. Она не только следит за уплатой взносов, но и ведет персонифицированный учет социальных прав: учитывает сведения о стаже, о заработке, о правах на пособия по временной нетрудоспособности. А у нас сбор страховых взносов, которые переименовали в ЕСН, передали налоговой службе, а учет персонифицированных взносов оставили за ПФР.

— И к чему это привело?

— Получилось, что компании отчитываются перед налоговой инспекцией за уплату ЕСН. Далее работодатели передают данные персонифицированного учета не в инспекцию, а в Пенсионный фонд. Для того чтобы разнести эти данные по индивидуальным лицевым счетам граждан, необходимо осуществить сверку, чтобы убедиться, что данные обоих ведомств идентичны. Поскольку налоговый период у ЕСН — год, то окончательные сведения поступают в ПФР только в первом квартале года, следующего за годом уплаты единого соцналога.

На практике пенсионные накопления молодых граждан, которые должны направляться либо в управляющую компанию, либо в негосударственные пенсионные фонды, либо в ВЭБ, поступают туда спустя полтора года с момента уплаты. До этого они просто «висят» мертвым грузом в ПФР, вкладываются в ценные бумаги, которые указывает Минфин, а они не всегда приносят доход, превышающий уровень инфляции. По сути дела, из-за применения налоговой технологии в социальном страховании пенсионные накопления граждан поступают в инвестиционные институты с большим запозданием и, как следствие, не приносят той доходности, на которую они вправе рассчитывать.

Для стариков перечисление взносов с задержкой на год-полтора приводит к тому, что, выходя на пенсию, они не могут получать ее в полном объеме: спустя полтора года ее еще будут корректировать. А бухгалтерам компаний приходится сдавать двойную отчетность по пенсионным взносам, а также отдельно в федеральные и территориальные отделения фондов обязательного медстрахования и ФСС.

— Предприниматели уже подсчитали, что придется внести поправки в полторы сотни нормативных актов. Вы не опасаетесь, что до начала 2010 года их просто не успеют принять?

— Вместе с принятием закона о замене ЕСН страховыми взносами был принят и закон о внесении изменений в другие законы. Мы исходим из того, что все смежные акты, которые регулировали правоотношения, связанные с ЕСН, изменены и никаких коллизий возникнуть не может.

Отраслевые акты, в которых ЕСН просто упоминается, не регулируют правоотношения. Какой-то период времени они будут продолжать действовать в некодифицированном виде. Это не страшно, это обычная юридическая практика. Аналогичная ситуация была в 2002 году, когда приняли пакет из трех пенсионных законов, а в отраслевых нормативных актах терминология оставалась в неизменном виде еще четыре года. Это не препятствовало назначению и выплате пенсий, проведению перерасчетов.

В октябре—ноябре будет принят ряд постановлений правительства и приказов министерства, издание которых предусмотрено федеральными законами №212-ФЗ и №213-ФЗ, основная часть этих документов уже готова.

— По данным ВАС, за первое полугодие нагрузка на арбитражные суды выросла на 50%. Возросшее число проверяющих и потенциальных споров увеличит в разы количество арбитражных споров?

— Увеличение количества споров связано в том числе и с тем, что у ПФР в настоящее время, в отличие от налоговой службы, нет права на бесспорное взыскание платежей, хотя именно фонд занимается администрированием недоимки. Сегодня налоговая служба не учитывает в полном объеме ЕСН — она вообще не занимается недоимкой. Если фискалы обнаруживают неуплату пенсионных взносов, они передают эту информацию в фонд. А тот уже обращается к работодателю с требованием об уплате и в случае отказа пытается взыскать платеж в арбитражном суде. В итоге суды завалены исками, причем на незначительные суммы. Но уже с 1 января 2010 года ПФР получит право взыскивать недоимку в бесспорном порядке, и та ситуация с валом арбитражных исков, о которой говорит ВАС, кардинально изменится.

— Увеличится ли количество проверок предпринимателей? Ведь уплату ЕСН контролировала ФНС, а ведомств, проверяющих уплату взносов, будет больше.

— Количество проверок не увеличится. Выездная проверка будет не чаще чем раз в три года. На проверку компании представители ПФР, ТФОМС и ФСС будут приходить вместе. Одновременный контроль трех человек снизит уровень коррупции: договориться компании с сотрудниками трех фондов гораздо сложнее, чем с представителем одного ведомства. Более того, хоть это в законе и не прописано, но фонды ориентированы на координацию своих проверок с налоговой службой, то есть к работодателю будет приходить объединенная бригада проверяющих.

— По экспертным оценкам, на реализацию реформы понадобится как минимум 10 тыс. новых сотрудников в ПФР. Откуда будут привлечены кадры для администрирования взносов в фонды?

— Это один из расхожих мифов. В 2010 году Пенсионному фонду нужно дополнительно привлечь 5 тыс. человек и в 2011 году — еще 5 тыс. Они нужны для того, чтобы перейти с будущего года на полугодичный прием сведений персонифицированных данных, а с 2011 года — на поквартальный. Это специалисты по обработке данных: операторы и контролеры. Дополнительные люди для работы с пенсионными взносами ПФР не нужны. У фонда и сейчас есть работники, которые занимаются сверкой сведений переучета с уплатой взносов и администрируют недоимку. К тому же в 2009 году уже были перераспределены функции и полномочия 3 тыс. сотрудников внутри структуры фонда.

В значительном расширении штата нет необходимости еще и потому, что в отличие от налоговой службы ПФР работает по технологии, когда 99,9% данных персонифицированного учета сдается на электронных, а не на бумажных носителях. С 2010 года все сведения об уплаченных взносах предприятий с числом работающих до ста человек будут подаваться в фонд в электронном виде. С 2011 года эта практика распространится на предприятия с числом работников до 50 человек. Это значит, что бухгалтерам не придется ходить в ПФР, стоять в очереди. Они сдадут отчет в электронной форме, а затем на портале фонда смогут посмотреть, принят ли отчет и есть ли к нему претензии.

— С 2011 года размер страховых взносов увеличится с 26 до 34%. Бизнес требует компенсировать рост налоговой нагрузки. За счет чего это можно сделать?

— Бизнес волнует собственная прибыль. Но тариф в 26% действовал лишь с 2005 по 2009 год, а до этого размер платежей был значительно выше: до 2001 года — 37%, до 2005 года — 35,6%. Последние четыре года, по сути, были налоговыми каникулами.

Государство надеялось, что бизнес использует дополнительные средства на инвестиции в развитие или на увеличение зарплаты, но этого не произошло. По данным Росстата, за 2005—2009 годы фонд оплаты труда остался на уровне 22—23% ВВП. Фонд скрытой зарплаты остался на уровне 11—12% ВВП. В результате пенсионная система за четыре года недополучила доходов на 3,3 трлн руб. Мы могли бы на 7—8% повысить пенсии всем пенсионерам.

— Сейчас в Уголовном кодексе (УК) нет ответственности за неуплату страховых взносов. Будет ли Минздравсоцразвития настаивать на введении уголовной ответственности для неплательщиков?

— Я не уверен, что уголовная ответственность — это эффективный инструмент. Страховые взносы существуют и сегодня, например 14% в ПФР в составе ЕСН. ФСС собирает страховые взносы по соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Эти платежи взимаются и без использования статьи УК.

Юрий Воронин родился 17 октября 1962 года в Москве.

Образование высшее юридическое. Кандидат экономических наук. Заслуженный юрист РФ.

1982—1989 годы — инспектор, старший инспектор, замначальника Управления государственных пенсий и пособий Главного управления социального обеспечения Мосгорисполкома.

1989—1991 годы — начальник отдела пенсионного законодательства, замначальника Управления пенсионного обеспечения Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам, первый замначальника Главного управления пенсий и пособий по социальному обеспечению Министерства труда и социальных вопросов СССР.

1991—1992 годы — заместитель начальника Управления социальных программ и гарантий Министерства труда и занятости.

1992—1996 годы — замначальника, начальник Управления пенсионного обеспечения Министерства социальной защиты населения.

1996—2004 годы — руководитель департамента по вопросам пенсионного обеспечения Министерства труда и социального развития.

2004—2007 годы — директор департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития.

18 декабря 2007 года назначен заместителем министра здравоохранения и социального развития.

Разместить:
Валерий
9 октября 2009 г. в 9:46

"Железная" логика: "бизнесу снизили налоги, а раз он не повышает зарплаты - вдуем ему ещё больше налогов". И бизнес сразу зарплаты повысит...

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться