Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / Лимит дохода от ВАСа

Лимит дохода от ВАСа

Организация имеет право перейти с 1 января 2010 года на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев этого года ее доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 Налогового кодекса РФ, не превысили 15 млн. рублей (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). При этом указанная сумма подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с настоящим пунктом ранее

22.09.2009
«Информационный бюллетень для главного бухгалтера»
Автор: С.М. Рюмин, аудитор

Также напомним, что если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, превысили 20 млн. рублей, то такой налогоплательщик считается утратившим право на применение «упрощенки» с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Суть спора

Обе приведенные суммы индексируются. Вопрос только в том, сколько коэффициентов-дефляторов следует применить при расчете предельного дохода, который дает право на начало применения данного спецрежима (индексируются 15 млн.руб.) или продолжение его применения (индексируются 20 млн.руб.).
Напомним, что согласно правилам пункта 2 статьи 346.12 Налогового кодекса величина предельного размера доходов организации при «упрощенке» подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с настоящим пунктом ранее. Иными словами, данная императивная норма Налогового кодекса требует от налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему и контролирующих их госорганов индексировать лимиты в 15 и 20 млн. рублей для получения их реальной величины в соответствующем году на все ранее установленные коэффициенты.
Ежегодно такие коэффициенты-дефляторы для целей применения главы 26.2 Налогового кодекса устанавливает Минэкономразвития России своими приказами.
Таким образом, если четко придерживаться норм Налогового кодекса, методика расчета предельной величины дохода за 2009 года выглядит следующим образом: 20 000 000 руб. x 1,132 (2006 г.) x 1,241 (2007 г.) x 1,34 (2008 г.) x 1,538 (2009 г.). В итоге получается 57 904 102,94 рубля.
Но как это часто бывает, чиновники иногда самые бесспорные правила кодекса читают иначе, чем сами налогоплательщики. В одном из своих писем (письмо от 8 декабря 2006 г. № 03-11-02/272) Минфин России и сообщил всем, что, по его мнению, и в данном конкретном случае не следует читать норму кодекса буквально. В частности, Минфин указал, что по его мнению, в 2007 году как величина предельного размера доходов по итогам 9 месяцев 2007 года, ограничивающая право перехода организаций на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2008 года (15 млн.руб.), так и величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право на применение упрощенной системы налогообложения по итогам отчетного (налогового) периода в 2007 году (20 млн.руб.) должны рассчитываться только с применением одного коэффициента, последнего из утвержденных Минэкономразвития.
Рассчитанный по методике финансистов годовой предельный лимит дающий право на применение УСН составит 30 760 000 рублей (20 млн. руб. х 1,538). Как можно увидеть разница получается весьма существенной – более 27 млн.рублей.

Чем объясняется позиция Минфина?

Такая на первый взгляд, совсем нелогичная позиция Минфина объясняется тем, что, по его мнению, Минэкономразвития устанавливая ежегодный коэффициент-дефлятор, учитывает в нем все показатели, в том числе и прошлогодние коэффициенты.
Видимо в министерстве экономики, желая упростить жизнь «упрощенцев», решили самостоятельно рассчитывать ежегодно сводный коэффициент-дефлятор, который можно будет сразу применить к базовому размеру лимитов доходности установленных в самой главе 26.2 Налогового кодекса. Однако чиновники данного ведомства не учли, что, поступив таким образом, они, во-первых, вышли за пределы предоставленных им полномочий, а во-вторых, пытаются корректировать законодателя, который предусмотрел применение именно последовательности коэффициентов, а не установление на каждый год одного сводного коэффициента учитывающего инфляцию нарастающим итогом.
Кроме того, поступив так, Минэкономразвития следовало было хотя бы в тексте самих своих приказов оговаривать особенности производимого им расчета «сводного» коэффициента-дефлятора на соответствующий год для целей «упрощенки». Однако даже этого министерство не сделало. Сделать это попытался только Минфин в своем письме.
В итоге создалась потенциально спорная ситуация. Ведь хотя с экономической точки зрения с выводами финансового ведомства нельзя не согласиться, формально они никак не соответствуют действующим нормам законодательства.

Что написано пером …

И вот недавно данная спорная ситуация стала предметом рассмотрения Высшего Арбитражного Суда РФ. Речь идет о постановлении Президиума ВАС РФ от 12 мая 2009 года по делу ООО «Новгородский стоматологический центр». Судьи даже запрашивали Минэкономразвития о том, действительно ли коэффициент 2007 года учитывает коэффициент 2006 года. Невзирая на полученный из министерства ответ, что ими при установлении коэффициента-дефлятора на 2007 год учитывался коэффициент-дефлятор, который применялся в 2006 году, судьи все же подержали налогоплательщика.
Они исходили из того, что в приказах Минэкономразвития, которыми установлены коэффициенты на очередной год, не говорится о том, что они рассчитаны с учетом прежних коэффициентов. Кроме того, налогоплательщики не обязаны каждый раз направлять запрос в Минэкономразвития, как это сделал ВАС РФ, и не только могут, но и должны руководствоваться прямыми императивными нормами кодекса, т.е. перемножать все установленные коэффициенты.
    После выхода данного постановления Президиума ВАС РФ можно утверждать, что еще одним спорным вопросом налогообложения стало меньше. Ведь теперь и «рядовые» арбитражные суды вряд ли примут решения, которое пойдут вразрез с решением ВАС.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться