Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / Такая сложная упрощенная бухгалтерия

Такая сложная упрощенная бухгалтерия

Субъекты малого бизнеса вправе вести упрощенную систему бухгалтерского учета и отчетности. О том, как малые предприятия могут упростить себе учет, Минфин России напомнил в специальных рекомендациях, размещенных на официальном сайте ведомства

14.07.2009
«Экономика и Жизнь»
Автор: Елена Тишина

Подготовленная Минфином России инструкция основана на типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, которые ведомство утвердило еще в 1998 г. (приказ Минфина России от 21.12.98 № 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства»; далее - приказ № 64н), Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, и действующих ПБУ.

РАБОЧИЙ ПЛАН СЧЕТОВ

Первое, что предлагается сделать малому бизнесу для облегчения работы, - сократить количество синтетических счетов в применяемом рабочем плане счетов бухгалтерского учета. Чтобы было проще ориентироваться, мы свели рекомендации Минфина России в таблицу.

ГДЕ ОТРАЖАТЬ ФАКТЫ

Организации малого бизнеса разрешается применять упрощенную систему регистров бухгалтерского учета. Предприятия, не занятые в производстве, связанном с большими затратами материальных ресурсов и имеющие незначительное количество хозяйственных операций (не более тридцати в месяц), вправе использовать форму бухгалтерского учета без использования регистров бухучета имущества. Они регистрируют все хозяйственные операции в специальной Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности.

Малым фирмам, осуществляющим производство продукции (работ, услуг), рекомендовано применять форму бухучета с использованием регистров. В этом случае регистрация фактов хозяйственной деятельности проводится в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая ведомость применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Форму Книги учета фактов хозяйственной деятельности и ведомостей организации могут найти в приложении к приказу № 64н.

Целесообразность применения именно этих форм регистров вызвала сомнения у разработчиков программного обеспечения. «Формы регистров, которые приведены в приложении к приказу № 64н, предназначены для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах учета и в отчетности. При использовании любой современной программы, предназначенной для ведения бухгалтерского и налогового учета, программа сама обобщает, классифицирует и т.п. накопленную информацию», - прокомментировали нам в фирме «1С».

Бухгалтеру малого предприятия придется разбираться в тонкостях применения почти всех российских ПБУ. Субъекты малого предпринимательства имеют право не проводить переоценку основных средств и нематериальных активов, не отражать обесценение нематериальных активов и финансовых вложений, не создавать резервы предстоящих расходов (ПБУ 6/01, ПБУ 14/07, ПБУ 1/2008, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации). Они также имеют право принимать решение о признании коммерческих и управленческих расходов в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году в качестве расходов по обычным видам деятельности. Это предусмотрено ПБУ 10/99.

ОТЧЕТНОСТЬ

Малым предприятиям разрешено составлять и представлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном виде, а также самостоятельно разрабатывать формы отчетности. Но такие послабления распространяются не на все малые фирмы.

Представлять отчетность в объеме показателей по группам статей Бухгалтерского баланса и статьям Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах позволено лишь тем субъектам, в отношении которых не проводится обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности. Такие организации могут не представлять формы № 3-5 и пояснительную записку. Эта возможность закреплена в п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и п. 3 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н.

Минфин предлагает малым фирмам самостоятельно определять объем информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности. Приводить показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях обособленно в бухгалтерской отчетности такие фирмы могут лишь в случае их существенности, а также в ситуации, когда без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения субъекта или финансовых результатов его деятельности (ПБУ 4/99).

В частности, малые фирмы могут не отражать в отчетности условные факты хозяйственной деятельности и их последствия. Данная возможность не распространяется на эмитента публично размещаемых ценных бумаг (п. 2 ПБУ 8/01).

Те, кто не публикует бухгалтерскую отчетность полностью или частично, не обязаны раскрывать в ней информацию о связанных сторонах (п. 3 ПБУ 11/2008). Малые предприятия могут не указывать в бухгалтерской отчетности информацию по сегментам (п. 3 ПБУ 12/2000).

Субъект малого предпринимательства может отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности только суммы налога на прибыль отчетного периода без отражения сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов (ПБУ 18/02).

Все эти особенности потребуют от малых организаций не только внесения значительных изменений в учетную политику, но и перенастройки программ, которыми сейчас пользуются практически все. Как нам пояснили в фирме «1С», программные продукты компании обладают достаточной степенью гибкости за счет настроек учетной политики (в том числе имеется возможность настройки счетов). Вне зависимости от того, какой учет ведется - сложный или простой, пользователям достаточно вводить в программу соответствующие документы (поступления, реализации, начисления зарплаты), а остальное программа делает сама.

Аналогичные ресурсы предусмотрены и в бухгалтерском софте других разработчиков, предназначенном для малого бизнеса.

Только вот такая настройка потребует хороших знаний программы от пользователей. Бухгалтеру придется разбираться в программном обеспечении либо самостоятельно, либо приглашать специалистов из компании - разработчика софта, что потребует дополнительных издержек.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться