Аналитика / Налогообложение / Трансфертная концепция
Трансфертная концепция
Россия становится все более активным участником международной торговли, в связи с чем остро встает вопрос о регулировании трансфертного ценообразования в нашей стране. Однако в теории налогового права на сегодняшний день все еще нет точного определения данного понятия
07.07.2009ЭЖ «Юрист»В мире
Первой страной, которая приняла специальное законодательство, детально регулирующее вопросы трансфертного ценообразования, стали США (середина 1960-х). Между тем в этой стране находились или осуществляли деятельность транснациональные корпорации (ТНК), а соответствующее законодательство США существенно отличалось от законодательства других заинтересованных государств, что побудило правительства многих из них искать приемлемые для большинства принципы и приемы, определяющие порядок налогового регулирования трансфертного ценообразования.
Специальным документом, описывающим важнейшие начала правового регулирования трансфертных цен в контексте международного налогообложения, стали руководящие разъяснения Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) 1979 г. (Отчет ОЭСР «Трансфертное ценообразование и многонациональные предприятия»). Впоследующие годы ОЭСР были приняты документы, дополняющие положения Отчета 1979 г., а также акты, упорядочивающие другие аспекты налогообложения при применении трансфертных цен. В 1995г. принято Руководство о трансфертном ценообразовании для многонациональных предприятий и налоговых администраций. Оно представляет собой основной рекомендательно-методический документ в области налогового регулирования трансфертного ценообразования, положения которого в той или иной степени учитываются в законодательстве и правоприменительной деятельности различных стран мира, в том числе тех, которые не являются участниками ОЭСР.
В России
Ключевым правовым актом, регулирующим трансфертные цены в России, выступает Налоговый кодекс РФ, а точнее, ст. 40 ч. 1 НК РФ. Однако этого недостаточно для регламентирования трансфертного ценообразования. На сегодняшний день споры по поводу трансфертных цен достигли такого накала, что их нормативно-правовое закрепление в НК пробовали признать противоречащим Конституции, но безуспешно (определения Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 № 441-О, №442-О).
Попытки улучшить регулирование трансфертного ценообразования продолжаются из года в год. Существует несколько законопроектов, которыми пытались разрешить ключевые проблемы, но все они были отозваны или сняты с рассмотрения Государственной Думой РФ.
«Ценовая» концепция
Наиболее интересной и актуальной в настоящее время остается концепция проекта федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ, разработанная Минфином совместно с Минэкономразвития, несмотря на то что это пока только концепция, к тому же находящаяся на стадии согласования, и до самого законопроекта еще довольно далеко. Тем не менее в данной концепции уже заложены очень важные и необходимые положения, которые в достаточной степени регламентируют контроль трансфертных цен.
В соответствии с российским законодательством следует различать:
- трансфертные цены в широком смысле - любые «необычные», «подозрительные» цены, подлежащие налоговому контролю (ст. 40 НК РФ), в отношении которых есть основания полагать, что их величина определена сторонами сделки не рыночным путем, не для достижения коммерческой цели, а исключительно чтобы снизить налоговую нагрузку;
- трансфертные цены в узком смысле - цены, используемые внутри групп компаний, между взаимозависимыми лицами. С этой точки зрения трансфертные цены - объективное следствие усложнения системы хозяйственных связей, а не продукт налогового планирования. Поскольку группы компаний могут использовать такие цены для налоговой экономии, соответствие применяемых цен рыночному уровню контролируется в целях налогообложения.
Причины возникновения трансфертных цен:
- международное структурирование бизнеса;
- функциональное структурирование бизнеса;
- стремление к снижению налогового бремени в отношении группы компаний (налоговое планирование и уклонение от уплаты налогов).
Одним из способов минимизации налогов, взимаемых с организации, является манипулирование ценами сделок между связанными или контролируемыми лицами. То есть цена сделки обусловливается не спросом и предложением на рынке, как это происходит между независимыми лицами, а выгодой одной из сторон за счет издержек другой.
Борьба с минимизацией
Регулирование трансфертного ценообразования необходимо для того, чтобы налоговые органы могли установить, насколько цена сделки между взаимозависимыми лицами приводит к снижению налоговых обязательств. Всвязи с этим концепция предусматривает следующие изменения.
Требуется признать утратившими силу ст. 20 и 40 Кодекса и одновременно дополнить ч. 1 Кодекса разделом V1, описывающим соответствующие правоотношения («Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах для целей налогообложения. Контролируемые сделки»).
В состав названного раздела включаются шесть глав, которыми для целей налогообложения определяются:
- главой 14.1 - взаимозависимые лица, а также порядок установления доли участия одной организации в другой или физического лица в организации;
- главой 14.2 - общие положения о ценах и об информации, используемой для определения соответствия цены контролируемой сделки регулируемым или рыночным ценам;
- главой 14.3 - методы, применяемые при диагностике соответствия цены контролируемой сделки рыночным ценам;
- главой 14.4 - перечень контролируемых сделок, порядок обоснования фигурирующих в них цен, а также декларирования совершенных налогоплательщиком контролируемых сделок в налоговые органы;
- главой 14.5 - порядок взимания налогов исходя из оценки результатов контролируемых сделок на основе регулируемых или рыночных цен;
- главой 14.6 - общие положения о соглашениях по ценообразованию, заключаемых между налогоплательщиками и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Данная концепция расширяет перечень взаимозависимых лиц, дополняя его следующими составляющими:
1) одна организация (одна организация совместно с ее взаимозависимыми лицами), непосредственно и (или) косвенно участвующая в другой организации, либо физическое лицо (физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами), непосредственно и (или) косвенно участвующее в организации, при этом доля такого участия более 20%;
2) организации, в которых непосредственно и (или) косвенно участвует одно и то же лицо (одно и то же лицо совместно с его взаимозависимыми лицами), и доля такого участия в каждой организации составляет более 20%;
3) основное общество (товарищество) и дочерние общества;
4) организация и член ее совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, члена ее коллегиального исполнительного органа, а также лицо, реализующее полномочия ее единоличного исполнительного органа;
5) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно лицо;
6) организации и (или) физические лица, в которых доля непосредственного участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%;
7) физические лица, находящиеся в отношениях подчинения в соответствии с должностным положением;
8) физические лица, которые состоят в родстве или свойстве, усыновитель и усыновленный, опекун (попечитель) и подопечный.
Предлагается оставить перечень открытым, сохранив право суда признавать лиц взаимозависимыми и по другим основаниям.
Также концепция предусматривает:
- предоставление налоговым органам полномочия по проведению налогового контроля за полнотой исчисления и уплаты налогов с учетом фактора ценообразования исключительно по исчерпывающему перечню контролируемых сделок, который приводится в концепции;
- уточнение определения рыночной цены при сохранении действующего принципа, согласно которому для целей налогообложения принимается цена, примененная сторонами сделки, если иное не оговаривается Кодексом; пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует рыночным ценам.
Рыночной ценой планируется признать для целей налогообложения цену, находящуюся в пределах интервала цен, определенного в установленном Кодексом порядке по сделкам с идентичными (а при их отсутствии - однородными) товарами (работами, услугами), совершенным в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях лицами, не являющимися взаимозависимыми.
Следует расширить перечень источников информации, используемой для определения соответствия цены сделки рыночным ценам, в частности, включив в него следующие сведения:
- о биржевых ценах и котировках мировых бирж - для товаров, выступающих предметом мировой биржевой торговли;
- таможенную статистику внешней торговли Российской Федерации, публикуемую ФТС России;
- данные о ценах (пределах колебаний цен) и биржевых котировках, содержащиеся в официальных источниках информации уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;
- информацию о ценах (пределах колебаний цен), биржевых котировках по совершенным сделкам, размещенную в опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;
- о рыночной стоимости объектов оценки, установленной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации.
Одним из пунктов концепции предусматривается заключение между налогоплательщиками и налоговыми органами предварительных соглашений о ценообразовании.
Такие соглашения довольно широко используются в международной практике: взаимозависимые лица до совершения контролируемых сделок заключают с налоговыми органами соглашения, в которых фиксируются методы определения соответствия цен сделок рыночным ценам. Данная мера направлена на предотвращение дополнительных оценок налоговым органом результатов сделки и доначисления налогов по ней.
Концепция предполагает поэтапное введение закона о трансфертном ценообразовании. В Налоговый кодекс сначала внесут определенный минимум изменений, и только по мере их апробирования будет происходить дальнейшее совершенствование налоговых норм о трансфертных ценах.
- 09.06.2015 ФНС России и ОЭСР обсуждают вопросы администрирования трансфертного ценообразования
- 02.12.2013 Нормы по консолидированному налогообложению необходимо доработать
- 22.11.2013 Штраф за неуведомление о совершении контролируемых сделок повысится
- 15.07.2013 Заполняем уведомление о контролируемых сделках
- 16.05.2013 Членство в ОЭСР – это «знак качества» для инвесторов
- 06.03.2013 Регулирование инвентаризационных разниц
- 08.05.2013 Проект «Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»
- 29.03.2013 Письмо ФНС России от 15.01.2013 г. № ОА-4-13/146@
- 07.12.2012 Письмо ФНС России от 26.10.2012 № ОА-4-13/18182
Комментарии