Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / «Камералка»: отсекаем лишние требования

«Камералка»: отсекаем лишние требования

Налоговое законодательство предоставляет налоговикам право в ряде случаев истребовать у проверяемой компании документы, служащие основанием для исчисления уплаты налогов. Вместе с тем перечень ситуаций, когда требование инспекторов необходимо неукоснительно исполнять, достаточно ограничен

26.03.2009
Федеральное Агентство Финансовой Информации
Автор: В. Постнова, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Какие документы могут «попросить»?

Налоговое законодательство обязывает индивидуальных предпринимателей и организации представлять в инспекцию документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Кодексом (подп. 6 п. 1 ст. 23 НК). В свою очередь налоговые органы вправе требовать от плательщиков документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов (подп. 1 п. 1 ст. 31 НК).

В частности, Кодекс предусматривает возможность истребования у компаний документации при проведении в отношении нее камеральной проверки (ст. 88 и п. 1 ст. 93 НК). Однако «попросить» соответствующие бумаги налоговики могут лишь в определенных случаях.

Во-первых, при использовании организацией налоговых льгот проверяющие имеют право потребовать предъявить документы, подтверждающие право фирмы на данные льготы (п. 6 ст. 88 НК).

Во-вторых, ревизоры могут «попросить» ознакомить их с бумагами, подтверждающими правомерность применения вычета по НДС, если в декларации «добавленный» налог указан к возмещению (п. 8 ст. 88 НК). Тот факт, что потребовать дополнительные документы контролеры вправе только в случае превышения суммы налоговых вычетов над суммой налога к начислению, в свое время признал и Минфин (ФНС от 17 января 2008 года № ШС-6-03/24@.

В-третьих, при проведении «камералки» инспекторы вправе претендовать на представление документов, являющихся основанием для исчисления и уплаты налога, если проверка осуществляется в отношении платежей, связанных с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК).

Истребовать у компании другие документы и сведения в рамках камеральной проверки налоговики не вправе. Об этом сказано в пункте 7 статьи 88 Кодекса. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные главным налоговым законом.

К примеру, Налоговый кодекс разрешает проверяющим требовать от налогоплательщиков дополнительных пояснений, если в декларации были обнаружены ошибки или противоречия (п. 3 ст. 88 НК). Представить такие пояснения в инспекцию организации и ИП должны в течение пяти дней. Кроме того, помимо уже упомянутых пояснений фирма может принять решение приложить к ним еще и выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета или иные документы, подтверждающие достоверность данных, отраженных в декларации (п. 4 ст. 88 НК).

Налоговики требуют

Реализовать свое право на истребование у налогоплательщика документов инспекторы могут, направив ему требование о предъявлении соответствующих бумаг (п. 1 ст. 93 НК). Такое требование должно соответствовать форме, утвержденной приказом ФНС от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/338@, и содержать точное количество запрашиваемых документов и их реквизиты.

Получив подобное требование, компания должна в течение 10 дней предъявить ревизорам все указанные в нем бумаги (п. 3 ст. 93 НК). Отметим, что данный период исчисляется не в календарных, а в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1 НК). Причем сдают в налоговые органы не подлинники документов, а лишь их копии, которые к тому же не нужно заверять нотариально. Достаточно проставить на них подпись руководителя проверяемой организации или другого уполномоченного лица и печать фирмы (п. 2 ст. 93 НК). Правда, при необходимости налоговики имеют право ознакомиться еще и с подлинниками бумаг. При этом, как напомнили сотрудники Минфина в письме от 11 января 2009 года № 03-02-07/1-1, такая необходимость может возникнуть, например, в случае обнаружения несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налоговых органов и полученных ими в ходе налогового контроля.

Если организация не имеет возможности предъявить истребуемые документы в налоговый орган в десятидневный срок, она должна в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, направить в инспекцию письменное уведомление о невозможности предъявления соответствующих бумаг. В нем также должны быть указаны причины, по которым запрошенные ревизорами документы не могут быть сданы в установленные сроки, и сроки, в течение которых проверяемый может эти бумаги направить в инспекцию (п. 3 ст. 93 НК).

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель налогового органа вправе либо продлить сроки подачи документов, либо отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение (письмо Минфина от 26 июля 2007 г. № 03-02-07/1-348). На какой именно период времени возможно продление срока представления бумаг, налоговики решают самостоятельно (письмо Минфина от 5 августа 2008 г. № 03-02-07/1-336).

Чем грозит задержка со сдачей бумажек?

При несоблюдении компанией сроков представления документации ее действия квалифицируются как налоговое правонарушение (п. 4 ст. 93 НК).

За совершение подобного проступка для налогоплательщиков предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК).

Однако нужно отметить, что применяется такое наказание лишь в том случае, когда истребуемые документы имеются у организации в наличии. Если же они были утрачены по причине пожара или кражи, их непредъявление ответственности не влечет (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22 октября 2007 г. № А82-3318/2006-28).

Кроме того, неисполнение требования о сдаче в налоговый орган документов не является основанием для применения в отношении проверяемого лица ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Кодекса, еще в одном случае. А именно, если такое требование было направлено налогоплательщику уже после истечения трех месяцев, отведенных законодателем на проведение камеральной проверки (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24 июля 2007 г. № Ф04-4768/2007(36383-А70-37)). Отметим, что до 2009 года отсчет трехмесячного срока, отведенного налоговикам на проведение «камералки», начинался со дня, когда одновременно два условия привел в исполнение налогоплательщик: представил в налоговый орган и саму декларацию, и последний из документов, прилагаемых к ней (письмо Минфина от 13 апреля 2007 г. № 03-02-07/2-69).

С начала текущего года ситуация несколько изменилась. Теперь исчислять срок, отведенный на камеральную проверку, следует с момента представления декларации, вне независимости от того, когда был отдан последний «сопутствующий» документ (п. 2 ст. 88 НК в ред. Закона от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ).

 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться