
Аналитика / Налогообложение / «Серый кардинал» фирмы
«Серый кардинал» фирмы
Бухгалтер приходит на предприятие не только для того, чтобы формировать бухгалтерскую отчетность. Он должен понимать, как и за счет чего живет родное предприятие, уметь выявить проблемы и тенденции развития, а, кроме того, ему необходимо своевременно информировать генерального директора о возможных трудностях
22.01.2009«Расчет»А стоит ли радоваться?
Не каждый руководитель понимает, какие проблемы возникают на его предприятии. В этом случае необходимо проанализировать процессы, непосредственно связанные с производством и реализацией. Нужно отследить темпы роста и прироста выручки по направлениям деятельности предприятия, выявить доминирующие тенденции и объяснить отклонения от обычных значений.
В качестве примера приведем компанию, которая занимается оптовой торговлей импортной посудой и прочими ТНП. Помимо этого, она пытается вести и другие виды деятельности, дабы диверсифицировать риски падения спроса. На предприятии есть отдел продаж, отдел маркетинга, специалист по рекламе, небольшая кадровая служба, подбирающая кандидатов как для себя, так и для сторонних организаций. Денег вроде бы пока хватает, фирма стабильна, но руководитель хочет понять, живет или все-таки выживает вверенный ему бизнес? Попробуем выяснить, стоит ли радоваться такой стабильности или все-таки радость эта напрасна, и пора принимать кардинальные меры?
Кто виноват
Шаг 1. Производим горизонтальный анализ изменения прироста выручки. Для этого необходимо взять период продолжительностью 4-5 лет.
Шаг 2. Анализ значений Таблицы 1.
Наименование направления деятельности | 2007 год Валовая выручка (руб.) | 2006 год Валовая выручка (руб.) | 2005 год Валовая выручка (руб.) | 2004 год Валовая выручка (руб.) |
---|---|---|---|---|
Посуда импортная в гипермаркеты | 52 207 618 +6% |
49 299 092 +68% |
29 345 919 +51% |
19 449 124 |
Посуда импортная в регионы | 7 068 411 -15% |
8 307 993 -5% |
8 726 057 +32% |
5 971 344 |
Посуда отечественная в гипермаркеты | 20 541 333 | 6 117 320 | 183 900 | 6 808 200 |
Реклама на сайте компании | 167 230 -35% |
256 020 -32% |
378 578 -5% |
396 556 |
Посреднические услуги | 225 700 | 53 940 | 240 600 | Доходов не было |
Кадровое агентство | 234 112 +230% |
Доходов не было | 71 029 | Доходов не было |
Итого | 80 210 382 +25% |
64 034 365 +64% |
38 946 083 +19% |
32 625 224 |
Строка «Посуда импортная в гипермаркеты»
Положительные тенденции состоят в том, что по этому направлению деятельности рост годового дохода стабилен и значителен.
Строка «Посуда импортная в регионы»
Положительных тенденций здесь нет. Доходы падают, и это при том, что цены на ТНП растут.
Строка «Посуда отечественная в гипермаркеты»
Положительные тенденции этого направления выражены высокой долей в общей величине прибыли.
Шаг 3. Распределение доходов в общей доле поступлений по годам. Теперь необходимо провести анализ изменений в общей структуре доходов в соответствии с направлением деятельности, то есть выполнить так называемый «вертикальный анализ».
Шаг 4. Анализ таблицы 2.
Наименование направления деятельности | 2007 год Валовая выручка (руб.) | 2006 год Валовая выручка (руб.) | 2005 год Валовая выручка (руб.) | 2004 год Валовая выручка (руб.) |
---|---|---|---|---|
Посуда импортная в гипермаркеты | 52 207 618 65% |
49 299 092 77% |
29 345 919 75,3% |
19 449 124 60% |
Посуда импортная в регионы | 7 068 411 8,6% |
8 307 993 13% |
8 726 057 22,4% |
5 971 344 18% |
Посуда отечественная в гипермаркеты | 20 541 333 25,6% |
6 117 320 9,5% |
183 900 0,5% |
6 808 200 20,8% |
Реклама на сайте компании | 167 230 0,2% |
256 020 0,4% |
378 578 1% |
396 556 1,2% |
Посреднические услуги | 225 700 0,3% |
53 940 0,1% |
240 600 0,6% |
Доходов не было |
Кадровое агентство | 234 112 0,3% |
Доходов не было | 71 029 0,2% |
Доходов не было |
Итого | 80 210 382 100% |
64 034 365 100% |
38 946 083 100% |
32 625 224 100% |
Главным выводом из таблицы для директора должно стать следующее: выручка предприятия все больше зависит от того, сколько товара будет заказывать гипермаркет. В нашем примере на долю этого монстра розничной торговли приходится в 2007 году уже более 90%-ов доходов предприятия. И в то же время сильно упал уровень продаж в регионы, где тоже появились гипермаркеты. Симптом тревожный, и это на фоне того, что выручка-то общая растет! Более того: в отличие, например, от 2005 года риски не диверсифицируются совсем! И самое главное, что без бухгалтера директору понять это было бы непросто. Но это еще не все - продолжим анализ доходов.
Чтобы занять прочное положение на рынке, компания должна стремиться к расширению портфеля предлагаемых услуг.
Шаг 5.
Теперь посмотрим, как менялась доля доходов в структуре поступлений от основного направления деятельности - продажи импортного товара в гипермаркеты.
Шаг 6. Анализ значений Таблицы 3.
Наименование товарной группы | Валовая выручка по статье «Посуда импортная» в гипермаркеты в 2007 году | Валовая выручка по статье «Посуда импортная» в гипермаркеты в 2006 году | Валовая выручка по статье «Посуда импортная» в гипермаркеты в 2005 году | Валовая выручка по статье «Посуда импортная» в гипермаркеты в 2004 году |
---|---|---|---|---|
Тефлоновая посуда категории «В» | 45 193 140 86,2% |
41 076 367 83,3% |
20 357 788 77,7% |
16 692 464 76.7% |
Пластиковая детская посуда (Китай) | 3 642 537 6,9% |
4 208 015 8,5% |
2 543 109 9,7% |
1 969 520 9.0% |
Тефлоновая посуда категории «А» | 1 392 700 2,7% |
2 327 490 4,7% |
1 816 940 6,9% |
887 140 4% |
Формы для пасхальных куличей | 222 570 0,4% |
Доходов не было | Доходов не было | Доходов не было |
Элитная посуда | 1 979 241 3,8% |
1 687 220 3,5% |
1 465 863 5,6% |
2 233 070 10.3% |
Итого | 52 430 188 100% |
49 299 092 100% |
26 183 700 100% |
21 782 194 100% |
О чем же говорит нам вышеприведенная таблица? А говорит она о том, что в структуре торговли через гипермаркет преобладает тефлон категории «В». Это, как правило, посуда с тонким тефлоновым покрытием, которую хорошо берут в крупных торговых центрах из-за того, что она продается по цене, на 50% меньшей, чем у известных брендов. И доля ее с годами только растет. А значит, с падением спроса на нее выручка фирмы от продаж импорта в гипермаркеты упадет почти на 90%! Руководителю необходимо пояснить, что риски не диверсифицированы даже применительно к «дойной корове» предприятия.
Шаг 7. Что еще можно проанализировать? Да практически все основные статьи деятельности компании. Во-первых, это накладные расходы, которые растут вследствие многих и многих причин - от халатности персонала до всепожирающей инфляции. Во-вторых, это управленческие расходы, которые не должны расти выше уровня той самой инфляции. В-третьих, четвертых и пятых, бухгалтер, обладая самой оперативной информацией, может и должен уметь правильно и своевременно ее интерпретировать.
Какие общие выводы можно сделать из приведенных таблиц, и что же важного должен понять руководитель о своем бизнесе? Их два. Первый - предприятие крепко сидит на «гипермаркетовой» игле, и при смене сбытовой концепции этих «монстров» предприятию просто некуда будет сбывать свою продукцию. Второй факт, который придется учитывать директору, заключается в том, что есть риск, который он, в отличие от предыдущего, контролировать никак не сможет. Это импорт. Ведь кроме зарубежной продукции предприятие почти ничем с этими гипермаркетами не торгует. То есть при любых неблагоприятных изменениях правил таможенного оформления или при увеличении ввозных пошлин - да по любой другой причине, которая даже на незначительный промежуток времени осложнит поступление товаров от иностранных поставщиков - фирма пострадает, выплачивая неустойки при недопоставке товаров согласно заявкам. Риски велики, и руководителю действительно есть о чем задуматься.
Что делать?
Современный бухгалтер располагает столь подробной и детализированной информацией, что она является фактором заведомо более важным, нежели просто данные для составления отчетности. Последняя в наше время не слишком-то актуальна, тем более что бухгалтерский или налоговый отчет при необходимости всегда можно исправить или уточнить. Сегодня ценно другое - бухгалтер способен стать именно помощником руководителя, и он должен безо всякого стеснения предлагать свою помощь, которая будет своевременной и нужной предприятию.
Темы: Бухгалтерский учет и аудит  
- 04.09.2017 Кассовые операции по новым правилам (изменения в подотчете)
- 01.04.2014 Изменения под контролем – новые возможности функции «Документы на контроле» в системе КонсультантПлюс
- 18.09.2013 Универсальную электронную карту теперь можно получить в Нижнем Новгороде
- 02.11.2023 Ведение налогового учета на забалансовом счете не предусмотрено
- 19.07.2023 Районный коэффициент по регионам России в 2023 году
- 12.09.2022 Путевки для сотрудников за счет ФСС и порядок бухучета
- 02.12.2024 Письмо Минфина России от 09.07.2024 г. № 30-01-11/63923
- 28.11.2024 Письмо Минфина России от 23.04.2024 г. № 03-02-08/37861
- 14.11.2024 Письмо Минфина России от 01.08.2024 г. № 07-01-09/71935
Комментарии