Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Как исчислять 180 дней для поступления валютной выручки ?

Как исчислять 180 дней для поступления валютной выручки ?

Пунктом 2 статьи 16.17 КоАП РФ установлена административная ответственность юридического лица за нарушение установленного порядка исполнения требований таможенного режима экспорта о зачислении на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров либо об обязательном ввозе эквивалентных по стоимости экспортированным товарам товаров, работ, услуг или результатов интеллектуальной деятельности в размере от 50 до 100 МРОТ. При применении указанных норм возникает вопрос, с какого момента начинают течь сроки, в течении которых должна быть зачислена валютная выручка. Таможенные органы считают, что с момента отгрузки товара.

29.08.2007

Пунктом 2 статьи 16.17 КоАП РФ установлена административная ответственность юридического лица за нарушение установленного порядка исполнения требований таможенного режима экспорта о зачислении на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров либо об обязательном ввозе эквивалентных по стоимости экспортированным товарам товаров, работ, услуг или результатов интеллектуальной деятельности в размере от 50 до 100 МРОТ. При применении указанных норм возникает вопрос, с какого момента начинают течь сроки, в течении которых должна быть зачислена валютная выручка. Таможенные органы считают, что с момента отгрузки товара. В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 8 апреля 2004 года № А56-33765/03 дана правовая оценка такому подходу:

"Как видно из материалов дела, в период с 16.06.2003 по 10.07.2003 на счет в уполномоченном банке общества поступала валютная выручка от экспорта товара (кокс прокаленный электродный) по ГТД N 10218010/260303/0000328. Товар экспортировался на основании контракта от 19.02.2003 N 160Э-2-2003, заключенного обществом с ТОО "ТЕМИРБОЛ" (Казахстан). Товар отгружен обществом в период с 18.03.2003 по 31.03.2003.

Таможня вынесла постановление от 09.09.2003, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.17 КоАП РФ. Обществу назначено административное наказание в виде 10000 руб. штрафа.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" валютная выручка от экспорта товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации.

Зачисление экспортерами валютной выручки на счета в уполномоченных банках является условием таможенного режима экспорта. При этом экспортер обязан не только зачислить на счет в уполномоченном банке полученную валютную выручку, но и в качестве обеспечения зачисления выручки принять все необходимые меры для ее своевременного получения от покупателя экспортируемого товара.

Нарушение установленного порядка исполнения требований таможенного режима экспорта о зачислении на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров, равно как и непринятие необходимых мер для ее своевременного получения, являются нарушениями таможенного режима экспорта и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.17 КоАП РФ.

В то же время согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 указанной нормы юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вместе с тем согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции обоснованно указал, что таможней не доказано событие административного правонарушения. Этот вывод суда сделан в связи с тем, что в ходе производства по делу об административном правонарушении таможня не исследовала вопрос о дате фактического пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации. При этом суд правомерно исходил из положений статьи 1 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", согласно которым срок поступления валютной выручки исчисляется с даты фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации. Следовательно, при оценке соблюдения экспортером порядка исполнения требований таможенного режима экспорта правовое значение имеет дата фактического экспорта товаров, а не дата его отгрузки.

Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал, что в оспариваемом постановлении таможни не определена продолжительность нарушения срока зачисления обществом валютной выручки от экспорта товара, а общество принимало меры к своевременному получению валютной выручки (до окончания срока поступления валютной выручки вело претензионную работу, которая привела к ее фактическому зачислению). Поскольку в оспариваемом постановлении таможни не дана надлежащая оценка данным обстоятельствам, имеющим значение для правильного решения вопроса об административной ответственности общества, вина заявителя в совершении правонарушения и событие правонарушения не могут считаться доказанными.

Таким образом, доводы жалобы о наличии в действиях общества вины и события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.17 КоАП РФ, направлены на переоценку доказательств по делу. Такая переоценка недопустима в суде кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, когда суд первой или апелляционной инстанции, оценивая соответствующие доказательства, правильно применил нормы процессуального права.

Выводы судебных инстанций о нарушении таможней статей 28.2, 28.5 КоАП РФ в связи с несоблюдением административным органом срока возбуждения дела об административном правонарушении и ненадлежащим статусом представителя общества, присутствовавшего при составлении протокола, сделаны без учета фактических процессуальных последствий таких нарушений для общества как лица, привлекаемого к административной ответственности. Следовательно, эти выводы нельзя признать обоснованными. Однако их необоснованность не привела к принятию неправильного решения по делу.

Выводы:

Таким образом,  отсчет сроков платежа при осуществлении расчетов, связанных с экспортом товаров, ведется с даты фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации (пункт 13 статьи 1 Закона О Валютном регулировании и валютном контроле от 9 октября 1992 года  № 3615-1).

Следует также обратить на тот факт, что к ответственности привлекается только виновное лицо 

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (пункт 2 статьи 2.2 КоАП РФ). В данном случае не поступление валютной выручки в большинстве случаев происходит по вине контрагента. Тем не менее, для снижения риска применения санкций, налогоплательщику целесообразно в случае задержки выручки направить письма покупателю, с требованием исполнить свое обязательство, а также подать заявление в суд о взыскании задолженности с покупателя.

В таком случае, на наш взгляд, можно говорить, что юридическое лицо приняло все зависящие от него меры по соблюдению сроков зачисления валютной выручки.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться