Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Налог на роскошные автомобили поставил рекорд

Налог на роскошные автомобили поставил рекорд

В 2024 году начисления налога на роскошные автомобили достигли исторического максимума — 5 млрд рублей. Разбираемся, почему в России растёт число люкс-каров и где их покупают чаще всего.

10.11.2025

По данным FinExpertiza, в 2024 году налоговые начисления на автомобили стоимостью от 10 млн рублей превысили 5 млрд рублей — это рекордный показатель за всю историю наблюдений. Рост составил 27% — впервые с досанкционного периода.

Речь идёт о транспортном налоге с применением повышающего тройного коэффициента. Формула расчёта проста: налог = мощность двигателя (л. с.) × ставка за 1 л. с. × повышающий коэффициент. Ставки устанавливают региональные власти, поэтому размер платежа различается по субъектам.

Согласно данным Минфина, общий объём поступлений по транспортному налогу в консолидированные бюджеты субъектов на 1 ноября 2025 года составил 137,8 млрд рублей, что на 0,1% больше, чем годом ранее.

Сколько стало люксовых машин

Количество премиальных автомобилей в России за 2024 год выросло на треть — до 33 тысяч единиц. За последние пять лет их парк увеличился почти в четыре раза.

Рост обеспечили в основном частные владельцы: число люкс-каров, зарегистрированных на граждан, достигло 23 тысяч (+50 %). Корпоративный парк вырос умереннее — до 10 тысяч машин. В итоге 70% дорогих авто теперь числятся за физлицами.

В перечне Минпромторга, подпадающем под «налог на роскошь», в 2024 году насчитывалось 517 моделей — от Ferrari, Rolls-Royce и Lamborghini до премиальных китайских брендов HiPhi, Hongqi, LiXiang, Voyah и Zeekr.

Почему растёт спрос на премиум-сегмент

По оценке президента FinExpertiza Елены Трубниковой, всплеск продаж объясняется ростом доходов обеспеченных россиян, расширением выбора премиум-комплектаций, появлением китайских брендов и активизацией спроса перед повышением утильсбора.

Научный сотрудник РАНХиГС Дмитрий Евдокимов добавил, что поступления увеличились и из-за подорожания самих автомобилей — курс валют, пошлины и сборы делают импортные машины дороже. Некоторые китайские модели по цене уже вплотную приблизились к отметке в 10 млн рублей, автоматически попав под действие повышенного коэффициента.

По словам аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, в 2024 году Минпромторг расширил перечень люкс-моделей почти на 70 позиций, а также закрепил правило: если авто дороже 10 млн и моложе 10 лет, применяется тройной коэффициент вне зависимости от фактической цены сделки.

Где больше всего дорогих машин

Наибольшие сборы приходятся на Москву — свыше 2 млрд рублей, или более 40% общероссийского объёма. В столице зарегистрировано около 13 тысяч премиальных автомобилей.

На втором месте — Санкт-Петербург, где владельцы почти 3 тысяч люкс-каров должны заплатить около 453 млн рублей. Далее следуют Московская область (387 млн руб.), Краснодарский край (237 млн руб.) и Татарстан (124 млн руб.).

В малонаселённых регионах, напротив, таких машин единицы: по четыре — в Еврейской автономной области и на Чукотке, пять — в Ненецком АО, семь — в Тыве, четырнадцать — в Республике Алтай.

Перспективы авторынка

В 2025 году продажи новых автомобилей в целом снизились на 22% — за девять месяцев реализовано 896 тысяч машин. Основная причина — высокая ключевая ставка: с октября 2024-го по июнь 2025-го Банк России удерживал её на уровне 21%, лишь к осени снизив до 16,5%.

По словам владельца сети «Альянс Тракс» Алексея Иванова, автокредитование стало недоступным, а дилеры столкнулись с переполненными складами — до 700 тысяч непроданных машин в начале года.

Эксперт прогнозирует постепенное восстановление рынка в 2026 году до уровня 1,5 млн проданных автомобилей, если ЦБ продолжит смягчать политику и рубль стабилизируется. Тогда премиальный сегмент сохранит долю и, вероятно, вновь покажет рост.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Темы: Иные налоги