
Аналитика / Налогообложение / Повышение утильсбора: россиянам придётся доплатить сотни тысяч за уже купленные авто
Повышение утильсбора: россиянам придётся доплатить сотни тысяч за уже купленные авто
Повышение утилизационного сбора может обернуться миллионными доплатами для россиян, которые уже оплатили автомобили за рубежом. Общественники требуют пересмотра правил.
22.09.2025Многие россияне заказали автомобили в Китае и Японии ещё до публикации проекта о росте утильсбора. Теперь они опасаются, что машины не успеют пройти таможню до введения новых правил. В этом случае сумма доплаты может оказаться сравнимой со стоимостью автомобиля.
Виктория из Новороссийска купила Hyundai Custo за 2 млн рублей. Если закон примут, утильсбор составит около миллиона — половину цены авто. В Иркутске Михаил приобрёл Nissan Serena за 1,25 млн рублей, но по новым ставкам сбор почти равен цене самой машины. В Екатеринбурге Юрий взял минивэн за 800 тыс. рублей для детей с инвалидностью, но теперь только утильсбор может превысить 1,3 млн рублей.
Массовые обращения и перегрузка таможни
Национальный автомобильный союз сообщил о «тысячах писем» от автовладельцев, которые не успевают ввезти машины. Люди пишут, что не выдержат финансовой нагрузки: ипотека, кредиты, дети — и ещё миллион сверху за утильсбор.
ФТС отмечает резкий рост импорта: на Дальнем Востоке оформление автомобилей увеличилось в 5,2 раза, ежедневно выпускается до 300 машин. Таможня увеличила смены и направила дополнительных сотрудников, но прогноз на конец года — до 70 тыс. оформленных авто, что в четыре раза больше уровня 2024-го.
Почему «физики» платят больше
Разница в подходе к расчетам для физических и юридических лиц усугубляет ситуацию. Для компаний пошлина на новые машины составляет 15% стоимости, а для граждан — 48–54% плюс минимум в евро за куб. см двигателя. Ранее балансировало то, что у юрлиц был высокий утильсбор, а у физлиц — высокая пошлина. Теперь же россиянам придётся платить и то, и другое.
Например, Toyota Camry 2,5 л сейчас обходится физлицу в 1,375 млн руб., а юрлицу — 2,88 млн. С ноября при новых правилах физлицо заплатит уже 3,33 млн руб., что почти на миллион больше, чем компания.
Что говорят эксперты и политики
Общественники и эксперты предупреждают: резкое изменение ударит не только по кошелькам, но и по доверию к власти. По словам главы СРЗП Сергея Миронова, утильсбор «стал фактически налогом на покупку», и его стоит отменить для массовых машин, оставив только для премиальных моделей.
Антон Шапарин из НАС считает, что рынок лишится импорта гибридов и электромобилей, а без конкуренции российские заводы повысят цены. Журнал «За рулем» напоминает, что в 2023 году аналогичные поправки отсрочили, и призывает снова предусмотреть переходный период.
Юристы добавляют: судиться с государством из-за убытков бесполезно, ведь обязанность платить утильсбор возникает в момент ввоза, а не покупки. Однако резкая смена правил подрывает правовую стабильность.
Комментарии