Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Порядок раскрытия информации УК, ТСЖ, кооперативом

Порядок раскрытия информации УК, ТСЖ, кооперативом

Согласно п. 10.1 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности

04.03.2022
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Павлычев Дмитрий

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Парасоцкая Елена

Председатель многоквартирного дома направил запрос в адрес управляющей компании (УК) о представлении договоров с подрядными организациями по техническому обслуживанию и аварийному обслуживанию.

Обязана УК представлять запрошенные документы?

Согласно п. 10.1 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.

Порядок раскрытия информации УК, ТСЖ, кооперативом определен разделом VIII Правил управления МКД, введенным с 11.04.2018 постановлением Правительства РФ от 27.03.2018 N 416 (далее по тексту - Правила N 416).

В соответствии с п. 6 Правил N 416 в целях подтверждения необходимости оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных проектом перечня услуг и работ, управляющая организация, товарищество или кооператив по требованию собственников помещений в многоквартирном доме обязаны представить акт обследования технического состояния многоквартирного дома, а также иные документы, содержащие сведения о выявленных дефектах (неисправностях, повреждениях), и при необходимости - заключения экспертных организаций.

Согласно п. 31 Правил N 416 организация, занимающаяся управлением МКД, обязана раскрывать определенную информацию путем размещения на постоянной основе:

- на вывесках, расположенных у входа в представительство УК (подп. "а" п. 31 Правил N 416);

- на досках объявлений, расположенных во всех подъездах МКД или в пределах земельного участка, на котором расположен дом (подп. "б" п. 31 Правил N 416);

- на информационных стендах (стойках) в представительстве УК (подп. "в" п. 31 Правил N 416);

- на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети Интернет информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (подп. "г" п. 31 Правил N 416).

Информация, подлежащая размещению в ГИС ЖКХ лицами, осуществляющими деятельность по управлению МКД на основании договора управления, ТСЖ, ЖК и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление домом, определена в разд. 10 приказа Минкомсвязи РФ N 74, Минстроя РФ N 114/пр от 29.02.2016. Здесь же установлены сроки и периодичность представления информации. Установленные обозначенным документом сроки размещения информации в ГИС ЖКХ действуют в том случае, если федеральным законом не предусмотрено иное.

В частности, УК должны размещать в ГИС ЖКХ отчет о выполнении договора управления за предыдущий год. Форма годового отчета законодательством РФ не установлена. Ранее можно было использовать примерную форму, приведенную в приложении 2 к Примерным условиям договора управления МКД, утвержденным приказом Минстроя РФ от 31.07.2014 N 411/пр. Однако названный приказ отменен приказом Минстроя РФ от 31.10.2018 N 696/пр. Новая примерная форма отчета не предложена. Если договором управления МКД согласована форма отчета, то УК должна использовать эту форму.

Таким образом, представление первичных документов (счета-фактуры о приобретенных товарах, акты выполненных работ, копии договоров с подрядными организациями) не входит в обязанность управляющей компании, так как данные документы являются внутренними документами организации.

Указанный вывод нашел свое подтверждение в следующих судебных актах:

- определение СК по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25 февраля 2021 г. по делу N 8Г-1892/2021[88-3670/2021];

- апелляционное определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 29 сентября 2020 г. по делу N 33-6192/2020;

- решение Алатырского районного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26 августа 2020 г. по делу N 2-454/2020;

- решение Подольского городского суда Московской области от 19 февраля 2021 г. по делу N 2-689/2021;

- решение Ленинского районного суда г. Владимира Владимирской области от 17 сентября 2021 г. по делу N 2-2162/2021.

В соответствии с подп. "б" п. 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила)) документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме являются частью технической документации на многоквартирный дом, связанной с управлением многоквартирным домом, и подлежат передаче новой управляющей компании в составе технической документации на многоквартирный дом (п. 20 Правил).

Деятельность по хранению различных документов регулируется Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон N 125-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 17 Закона N 125-ФЗ организации обязаны обеспечивать сохранность архивных документов в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями типовых архивных документов, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона N 125-ФЗ, подп. 6 п. 6 Положения о Федеральном архивном агентстве, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2016 г. N 293, утвержден Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения (смотрите приказ Федерального архивного агентства от 20 декабря 2019 г. N 236 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения").

Кроме того, в силу ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в рассматриваемой ситуации срок хранения актов выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме должен был быть не менее пяти лет, но только в том случае, если собственниками на общем собрании не принималось решение об определении иного срока хранения.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться