Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Льгота по налогу на имущество организаций – неоднозначные формулировки

Льгота по налогу на имущество организаций – неоднозначные формулировки

Налог на имущество организаций как региональный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ

05.12.2019
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Цориева Зара

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Возможно ли воспользоваться правом на льготу по налогу на имущество организации в рамках республиканского законодательства в случае, если в законе содержится формулировка «отсутствие недоимки по налогам по состоянию на 1 мая, 1 августа, 1 ноября отчетного года и 1 апреля года, следующего за отчетным годом», а организация произвела уплату налогов, по которым должна отсутствовать недоимка для целей получения льготы в эти самые даты (контрольные даты)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Учитывая неоднозначность формулировки регионального законодательного акта, считаем, что организация, погасившая недоимку до 23:59 контрольной даты (1 мая, 1 августа, 1 ноября, 1 апреля), вправе воспользоваться налоговой льготой по налогу на имущество. Однако мы не исключаем, что следование указанной позиции может повлечь возникновение спора с налоговым органом.

Обоснование позиции:

Налог на имущество организаций как региональный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (п. 3 ст. 12, п. 1 ст. 14, п. 1 ст. 372 НК РФ).

Согласно ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год (или иной период времени применительно к отдельным налогам), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога к уплате. Налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год (п. 1 ст. 379 НК РФ). Следовательно, налоговым периодом является период времени с 00:00 часов 1 января соответствующего календарного года до 24:00 часов 31 декабря этого же года.

На территории Республики Мордовия налог введен с 2004 года Законом указанного субъекта РФ от 27.11.2003 N 54-З "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 54-З).

На основании п. 3 ст. 12, п. 2 ст. 372 НК РФ при установлении налога на имущество законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками, что и реализовано в ст. 3 Закона N 54-З.

При этом одним из обязательных условий предоставления налоговых льгот организациям, указанным в п. 3 ст. 2, в пп.пп. 6-8 п. 1 ст. 3 Закона N 54-3, является отсутствие недоимки по налогам, подлежащим зачислению в республиканский бюджет Республики Мордовия, бюджеты муниципальных образований на территории Республики Мордовия, а также страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ, по состоянию на следующие даты:

- для налогов, у которых установлен отчетный период, а также страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - по состоянию на 1 мая, 1 августа, 1 ноября отчетного года и 1 апреля года, следующего за отчетным годом;

- для налогов, у которых не установлен отчетный период, - по состоянию на первое число второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

При оценке соблюдения налогоплательщиками вышеуказанных условий не учитывается недоимка, образовавшаяся по результатам проведенных мероприятий налогового контроля (пп. 1 п. 2 ст. 3 Закона N 54-3).

Официальных разъяснений касательно применения указанной нормы нами не обнаружено.

Отметим, что аналогичные по смыслу положения установлены п. 2 ст. 1 Закона Республики Мордовия от 25.11.2004 N 77-З "О снижении ставок по налогу на прибыль организаций", а также пп. 1 п. 1 ст. 4 Закона Республики Мордовия от 17.10.2002 N 46-З "О транспортном налоге", однако в отношении данных законодательных актов разъяснений уполномоченных органов нами также не найдено.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ недоимкой признается сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Права и обязанности налогоплательщиков установлены в ст. 23 НК РФ, согласно которой, в частности, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

При этом отметим, что налоговое законодательство не устанавливает точное время определения недоимки по налогам на определенную дату.

В обнаруженном нами постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2013 N 09АП-35527/13 судьи в качестве подтверждения наличия (отсутствия) недоимки на определенную дату в целях применения налоговых льгот, установленных Законом N 54-3, использовали информацию из выписки операций по расчетам с бюджетом.

Так, из наименования формы выписки операций по расчетам с бюджетом (Приложение N 4 к Методическим рекомендациям, утвержденным приказом ФНС России от 13.06.2013 N ММВ-7-6/196@) следует, что она формируется по состоянию на "с <дата> по <дата>". Исходя из буквального толкования следует, что формирование выписки осуществляется по расчетам, осуществленным за определенный период, включая последнюю календарную дату. В то же время в форме справки "О состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей" (Приложение N 1 к приказу ФНС от 28.12.2016 N ММВ-7-17/722@) отсутствует поле "по <дата>" и справка формируется "по состоянию на <дату> ", указанную в запросе налогоплательщика (если она не указана - на дату регистрации запроса в инспекции (п.п. 136, 159 Административного регламента ФНС России, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н, далее - Административный регламент)).

При этом данная справка не является документом, подтверждающим исполнение лицом обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов. Такая информация содержится в справке об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов (Приложение N 1 к приказу ФНС России от 20.01.2017 N ММВ-7-8/20@). Но в ней отсутствует информация о том, по какому налогу и в какой сумме числится задолженность. Кроме того, такая справка также формируется по состоянию на определенную дату (п.п. 167, 168 Административного регламента).

Иных форм справок, по которым налоговым органом предоставляется информация о наличии или об отсутствии у налогоплательщика задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам, НК РФ не предусмотрено (письмо Минфина России от 28.04.2011 N 03-02-07/1-145).

В то же время в силу пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Соответственно, полагаем, что даже если непосредственно на "контрольную дату" платеж не будет обработан налоговым органом, в дальнейшем при получении справки об исполнении обязанности по уплате налогов организации должно быть сообщено об отсутствии у него недоимки по состоянию на эту "контрольную дату" по причине того, что законодательством, как мы уже указали, не определено точного времени суток, по состоянию на которое формируется состояние расчетов с бюджетом.

Учитывая неоднозначность формулировки, использованной в региональных актах Республики Мордовия, считаем, что можно обратиться к п. 7 ст. 3 НК РФ, в силу которого все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Таким образом, полагаем, что налогоплательщик в целях применения налоговых льгот, установленных Законом N 54-3, вправе погасить имеющуюся недоимку до 23:59 контрольной даты (1 мая, 1 августа, 1 ноября, 1 апреля). Однако мы не исключаем вероятность того, что данную точку зрения налогоплательщику придется отстаивать в судебном порядке.

Напоминаем, что во избежание налоговых рисков организация может воспользоваться правом, предоставленным пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, и обратиться за разъяснениями в Минфин России по рассматриваемому вопросу. В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ одним из обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым или налоговым органом. Также налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения. В свою очередь, налоговые органы обязаны бесплатно предоставлять соответствующую информацию, в том числе в письменной форме (письмо Минфина России от 01.02.2016 N 03-11-11/4201).

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться