Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Сдача имущества в аренду муниципальным властям: надо ли вносить изменения в контракт в связи с повышением ставки НДС с 1 января 2019 года?

Сдача имущества в аренду муниципальным властям: надо ли вносить изменения в контракт в связи с повышением ставки НДС с 1 января 2019 года?

В приведенной ситуации нет оснований для внесения в контракт изменений

16.09.2019
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Александров Алексей

Между администрацией (арендатор) и акционерным обществом (арендодатель) заключен договор аренды на помещения. Обязана ли администрация заключить дополнительное соглашение об увеличении арендной платы в связи с увеличением с 01.01.2019 НДС?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В приведенной ситуации нет оснований для внесения в контракт изменений.

Обоснование вывода:

С 1 января 2019 года в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, указанных в п. 3 ст. 164 НК РФ, налоговая ставка по НДС установлена в размере 20% (пп. "в" п. 3 ст. 1 Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ). Новый размер ставки НДС применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года (ч. 4 ст. 5 Закона N 303-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных этим Законом.

Закон N 44-ФЗ основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ), а контракт, заключаемый в соответствии с Законом N 44-ФЗ, представляет собой гражданско-правовой договор (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ). В связи с этим к отношениям по контрактам применяются положения Гражданского кодекса РФ с учетом особенностей, установленных Законом N 44-ФЗ. Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Это правило применяется и к обязательствам, возникшим из договоров (п. 2 ст. 307, п. 1 ст. 307.1 ГК РФ). Пунктом 1 ст. 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Следовательно, заказчик обязан оплатить поставленный товар (выполненную работу, оказанную услугу) по цене, предусмотренной контрактом.

В силу ст. 2 НК РФ, п.п. 1, 3 ст. 2 ГК РФ к налоговым отношениям гражданское законодательство по общему правилу не применяется, а гражданские правоотношения, в свою очередь, не регулируются налоговым законодательством. Уплата тех или иных налогов, в том числе НДС, осуществляется в соответствии с правилами, установленными налоговым законодательством, тогда как отношения между сторонами гражданско-правового договора (включая договор лизинга) определяются в соответствии с гражданским законодательством.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ, если иное не вытекает из закона, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В судебной практике выработана правовая позиция, в соответствии с которой в гражданско-правовых отношениях заказчика и исполнителя сумма НДС является частью цены связывающего их договора, которая вычленяется из этой цены для целей налогообложения (смотрите, например, определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 23.11.2017 N 308-ЭС17-9467, определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 N 1856-О-О, постановление Президиума ВАС РФ от 22.09.2009 N 5451/09). Это правило действует, если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора (п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).

Следовательно, указание на НДС в формулировке условия о цене контракта по существу лишь отражает порядок определения этой цены, устанавливаемый с учетом требований налогового законодательства, которые, как известно, носят императивный характер и не могут быть отменены соглашением сторон контракта. Иными словами, сами по себе положения контракта, касающиеся указания ставки НДС в составе цены, не влекут никаких юридических последствий и не могут рассматриваться как условия, подлежащие согласованию сторонами (ст. 432 ГК РФ). Отсюда следует, что независимо от наличия в контракте условия о том, что цена контракта включает НДС 18%, с 1 января 2019 г. контракт должен оплачиваться с учетом новой ставки НДС. Это приводит к изменению соотношения между ценой контракта и включенной в нее суммой НДС, но не к изменению цены: само по себе изменение ставки НДС не свидетельствует об изменении цены договора или о необходимости такого изменения.

Разумеется, такое изменение может повлиять на размер суммы, которая будет причитаться контрагенту, исполнившему свои обязательства по договору. Так, например, если условие о цене определено в договоре как "цена составляет N без учета НДС, начисляемого сверх этой суммы по ставке, действующей в соответствующий период", то увеличение ставки НДС, очевидно, должно повлиять на размер причитающейся контрагенту суммы, который после 1 января 2019 года скорректируется с учетом изменения ставки НДС. Однако к отношениям по контракту, заключенному в соответствии с Законом N 44-ФЗ, это неприменимо, поскольку, как уже отмечено выше, по общему правилу цена контракта является твердой и может быть изменена только в случаях, предусмотренных указанным Законом.

Изменение ставки НДС не указано в Законе N 44-ФЗ (равно как и в иных нормативных актах) в качестве обстоятельства, наступление которого влечет изменение цены контракта (смотрите также п. 1 письма ФНС России от 23 октября 2018 г. N СД-4-3/20667@). Согласно ч. 54 ст. 112 Закона N 44-ФЗ (вступила в силу с 27 декабря 2018 г.) до 1 октября 2019 года в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 1 января 2019 года контракта в пределах увеличения в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки НДС в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января 2019 года, если увеличенный размер ставки налога на добавленную стоимость не предусмотрен условиями контракта. Однако, во-первых, как видно из упомянутой нормы, такое увеличение цены является правом, а не обязанностью сторон, а во-вторых, в силу приведенной нормы государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств упомянутое изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.

Таким образом, в описанной ситуации оснований для внесения в контракт изменений не имеется.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться