Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Особенности оформления путевых листов для строительной техники

Особенности оформления путевых листов для строительной техники

Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем

17.06.2019
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

Ответ прошел контроль качества

Распространяется ли приказ от 21.12.2018 N 467 "О внесении изменений в обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, утвержденные приказом Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 N 152" на рапорты о работе строительной машины (механизмы, находящиеся на строительной площадке и ежедневно не возвращающиеся на базу: погрузчики, каток, кран и пр.) в части оформления для одного рейса или одной смены? Как нужно выписать путевой лист при направлении водителей строительной техники в командировки, не предполагающие ежедневного возвращения строительной техники к месту постоянной стоянки?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Положения Устава автомобильного транспорта и Приказа N 152 при эксплуатации указанной в вопросе технике не применяются.

Обоснование позиции:

Путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", далее - УАТ).

Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях. Его обязательные реквизиты и порядок заполнения должны применяться всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими:

- легковые автомобили;

- грузовые автомобили;

- автобусы, троллейбусы и трамваи (п.п. 2, 9 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152).

В отличие от автомобилей (грузовых и легковых), которые в соответствии с ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008) входят в группу 310.00.00.00.000 "Транспортные средства", краны, катки, а также погрузчики и другая самоходная техника, применяемая при осуществлении строительных работ (в частности, бульдозеры, грейдеры и т.д.) входят в группу "Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты" (код ОКОФ 330.00.00.00.000, к примеру, 330.28.22.14 - краны, 330.28.92.2 - катки).

Таким образом, указанные в вопросе машины и оборудование, находящиеся на строительной площадке, не относятся к транспортным средствам.

Кроме того, в отличие от транспортных средств указанная техника подлежит регистрации в органах гостехнадзора (п. 2 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации").

Поэтому положения Устава и Приказа N 152, при эксплуатации указанной в вопросе техники, не применяются (ч.ч. 1, 2 ст. 1 Устава). Соответственно, и изменения, которые были внесены в указанный Приказ, не могут повлиять на порядок работы в части оформления документов, установленный в организации в отношении используемых машин, не относящихся к транспортным средствам.

Подтверждают наш вывод и официальные разъяснения.

Так, в письме Минфина РФ от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354 говорится о том, что: "Указанный порядок обязателен для применения организациями автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, в том числе для подтверждения расходов в целях налогообложения прибыли организаций.

Организации, на которых положения приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 не распространяются, могут использовать путевые листы в качестве одного из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов, закрепив указанный порядок в учетной политике для целей налогообложения. При этом налогоплательщик также вправе использовать иные документы, подтверждающие произведенные расходы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства РФ.

По мнению Департамента, при составлении таких документов могут использоваться данные приборов учета и контроля за перемещением транспортных средств с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАС или иных систем, позволяющих достоверно определить пройденный автотранспортным средством путь".

Формы первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов разработаны постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" (далее - Постановление Госкомстата N 78).

В частности, одной из форм, утвержденных указанным постановлением, является Рапорт о работе строительной машины (механизма) (форма N ЭСМ-3), которая применяется в специализированных организациях для учета работы строительной машины (механизма) при почасовой оплате и является основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы обслуживающему персоналу, а также для учета выдачи горюче-смазочных материалов.

При этом указанный рапорт подписывается ответственными лицами и передается в бухгалтерию в конце декады.

Несмотря на то что с момента вступления в силу Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (в том числе утвержденные постановлением Госкомстата N 78), не являются обязательными к применению, организации вправе их применять при оформлении хозяйственных операций либо разработать формы таких документов самостоятельно (информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012, письма Минфина России от 04.02.2015 N 03-03-10/4547, от 27.05.2014 N 03-03-10/25243).

В связи с изложенным полагаем, что организация вправе продолжать оформлять в отношении используемой ею строительной техники те документы, которые предусмотрены учетной политикой организации, и в том же порядке, который был установлен ею до внесения изменений в Приказ N 152.

Подчеркнем, что изложенный вывод является нашим экспертным мнением. За официальными разъяснениями по данному вопросу организация вправе обратиться в Минтранс России и в Минфин России.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться