
Аналитика / Налогообложение / Особенности оформления путевых листов для строительной техники
Особенности оформления путевых листов для строительной техники
Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем
17.06.2019Российский налоговый порталОтвет подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена
Ответ прошел контроль качества
Распространяется ли приказ от 21.12.2018 N 467 "О внесении изменений в обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, утвержденные приказом Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 N 152" на рапорты о работе строительной машины (механизмы, находящиеся на строительной площадке и ежедневно не возвращающиеся на базу: погрузчики, каток, кран и пр.) в части оформления для одного рейса или одной смены? Как нужно выписать путевой лист при направлении водителей строительной техники в командировки, не предполагающие ежедневного возвращения строительной техники к месту постоянной стоянки?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Положения Устава автомобильного транспорта и Приказа N 152 при эксплуатации указанной в вопросе технике не применяются.
Обоснование позиции:
Путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", далее - УАТ).
Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях. Его обязательные реквизиты и порядок заполнения должны применяться всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими:
- легковые автомобили;
- грузовые автомобили;
- автобусы, троллейбусы и трамваи (п.п. 2, 9 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152).
В отличие от автомобилей (грузовых и легковых), которые в соответствии с ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008) входят в группу 310.00.00.00.000 "Транспортные средства", краны, катки, а также погрузчики и другая самоходная техника, применяемая при осуществлении строительных работ (в частности, бульдозеры, грейдеры и т.д.) входят в группу "Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты" (код ОКОФ 330.00.00.00.000, к примеру, 330.28.22.14 - краны, 330.28.92.2 - катки).
Таким образом, указанные в вопросе машины и оборудование, находящиеся на строительной площадке, не относятся к транспортным средствам.
Кроме того, в отличие от транспортных средств указанная техника подлежит регистрации в органах гостехнадзора (п. 2 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации").
Поэтому положения Устава и Приказа N 152, при эксплуатации указанной в вопросе техники, не применяются (ч.ч. 1, 2 ст. 1 Устава). Соответственно, и изменения, которые были внесены в указанный Приказ, не могут повлиять на порядок работы в части оформления документов, установленный в организации в отношении используемых машин, не относящихся к транспортным средствам.
Подтверждают наш вывод и официальные разъяснения.
Так, в письме Минфина РФ от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354 говорится о том, что: "Указанный порядок обязателен для применения организациями автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, в том числе для подтверждения расходов в целях налогообложения прибыли организаций.
Организации, на которых положения приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 не распространяются, могут использовать путевые листы в качестве одного из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов, закрепив указанный порядок в учетной политике для целей налогообложения. При этом налогоплательщик также вправе использовать иные документы, подтверждающие произведенные расходы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства РФ.
По мнению Департамента, при составлении таких документов могут использоваться данные приборов учета и контроля за перемещением транспортных средств с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАС или иных систем, позволяющих достоверно определить пройденный автотранспортным средством путь".
Формы первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов разработаны постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" (далее - Постановление Госкомстата N 78).
В частности, одной из форм, утвержденных указанным постановлением, является Рапорт о работе строительной машины (механизма) (форма N ЭСМ-3), которая применяется в специализированных организациях для учета работы строительной машины (механизма) при почасовой оплате и является основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы обслуживающему персоналу, а также для учета выдачи горюче-смазочных материалов.
При этом указанный рапорт подписывается ответственными лицами и передается в бухгалтерию в конце декады.
Несмотря на то что с момента вступления в силу Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (в том числе утвержденные постановлением Госкомстата N 78), не являются обязательными к применению, организации вправе их применять при оформлении хозяйственных операций либо разработать формы таких документов самостоятельно (информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012, письма Минфина России от 04.02.2015 N 03-03-10/4547, от 27.05.2014 N 03-03-10/25243).
В связи с изложенным полагаем, что организация вправе продолжать оформлять в отношении используемой ею строительной техники те документы, которые предусмотрены учетной политикой организации, и в том же порядке, который был установлен ею до внесения изменений в Приказ N 152.
Подчеркнем, что изложенный вывод является нашим экспертным мнением. За официальными разъяснениями по данному вопросу организация вправе обратиться в Минтранс России и в Минфин России.
Темы: Первичные документы  
- 21.07.2021 Бухучет для ИП обязанность или право?
- 09.11.2020 Вправе ли бухгалтер принимать к учету скан-образы документов?
- 14.10.2019 Компания вправе подтвердить свои расходы электронными документами
- 17.05.2024 Партнерский договор: как он помогает создать бизнес
- 08.06.2023 Как в налоговой декларации по налогу на прибыль нужно будет отражать операции по продаже автомобилей, возвращенных лизингополучателем?
- 21.12.2022 Какими проводками в бухгалтерском учете формируется резерв под обесценение материалов, товаров и признание убытка от их обесценения?
- 14.02.2025 Письмо Минфина России от 04.10.2024 г. № 30-01-15/96401
- 22.10.2024 Письмо ФНС России от 16.10.2024 г. № ЕД-16-20/295@
- 03.09.2024 Письмо Минфина России от 02.05.2024 г. № 07-01-10/40524
Комментарии