
Аналитика / Налогообложение / Учет для бюджетников: отнесение дебиторской задолженности к нереальной к взысканию
Учет для бюджетников: отнесение дебиторской задолженности к нереальной к взысканию
Можно ли признать образовавшуюся задолженность как нереальную к взысканию, принимая во внимание, что в добровольном порядке контрагенты рассчитываться не будут?
22.05.2019Российский налоговый порталОтвет подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
В 2015 году согласно приказу по учреждению питание сотрудникам учреждения, а именно вожатым предоставлялось на платной основе и являлось доходной составляющей предпринимательской деятельности бюджетного учреждения. Поэтому на основании "Табеля по предоставлению питания" в бухгалтерском учете 2015 года был начислен доход по контрагенту "Сотрудник учреждения - Ф. И. О." и отражен на счете 2 205 31 000 "Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)". На текущий момент некоторыми сотрудниками учреждения не погашена возникшая в 2015 году задолженность.
Можно ли признать образовавшуюся задолженность как нереальную к взысканию, принимая во внимание, что в добровольном порядке контрагенты рассчитываться не будут?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Отнесение дебиторской задолженности к нереальной к взысканию находится в компетенции комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов.
Детальный порядок списания и документы, на основании которых комиссией по поступлению и выбытию активов принимается решение о списании дебиторской задолженности с балансового учета бюджетного учреждения, определяются в рамках Учетной политики учреждения.
Обоснование вывода:
В соответствии с п.п. 36, 47 СГС "Концептуальные основы" для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности дебиторская задолженность признается активом и отражается на балансовых счетах бухгалтерского учета, если она находится под контролем учреждения и от нее ожидается поступление полезного потенциала. Иными словами, дебиторская задолженность является активом, если учреждение еще ожидает, что ему перечислят деньги или передадут имущество, выполнят работы, окажут услуги. Если же предлагалось контрагенту погасить задолженность добровольно, были приняты меры по истребованию задолженности в судебном порядке, но никаких результатов получено не было, то понятию актива такая задолженность уже не соответствует. Следовательно, в случае, если в отношении дебиторской задолженности указанные критерии не выполняются, то такая задолженность подлежит списанию с балансового учета учреждения (п. 339 Инструкции N 157н, письмо Минфина России от 14.07.2017 N 02-08-10/45171).
Решение о списании дебиторской задолженности принимает комиссия по поступлению и выбытию активов, далее - Комиссия (п. 339 Инструкции N 157н). Установить порядок списания дебиторской задолженности с балансового учета учреждению необходимо в локальном акте, разработанном с учетом положений действующего законодательства РФ (смотрите письмо Минфина России от 18.02.2014 N 02-06-10/6776). При этом должны учитываться требования органов, осуществляющих в отношении учреждений функции и полномочия учредителей.
Инструкции NN 157н, 174н не содержат указаний по составу документов, необходимых для принятия Комиссией решения о списании с балансового учета учреждения задолженности неплатежеспособных дебиторов. В то же время специалисты финансового ведомства указывают в Письме, что решение Комиссии о списании с балансового учета учреждения задолженности неплатежеспособных дебиторов принимается с учетом:
- сведений, выявленных в ходе проведения инвентаризации, в отношении дебиторской задолженности, обладающей признаками нереальной к взысканию;
- документов, подтверждающих наличие рисков невозможности взыскания дебиторской задолженности.
При этом Комиссия, принимая решение о списании с балансового учета задолженности неплатежеспособных дебиторов, вправе руководствоваться положениями законодательства по составу документов, необходимых для принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и о ее списании (восстановлении), установленных БК РФ, и общими требованиями к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2016 N 393.
Кроме того, при принятии Комиссией решения о признании задолженности нереальной к взысканию она может руководствоваться нормами гражданского законодательства. ГК РФ предусматривает следующие основания:
- истечение срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ);
- прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ);
- прекращение обязательства на основании акта государственного органа или органа местного самоуправления (ст. 417 ГК РФ);
- ликвидация юридического лица (ст. 419 ГК РФ) или смерть гражданина (ст. 418 ГК РФ).
Перечень документов, подтверждающих наличие оснований для принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности, может включать постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).
Так, если исполнительное производство было окончено судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, заявление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительных документов, указанных в ч.ч. 1, 3, 4 и 7 ст. 21 Закона N 229-ФЗ, может быть подано не ранее шести месяцев после дня окончания исполнительного производства либо ранее указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника (ч. 2.1 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).
Соответственно, в рассматриваемой ситуации во время проведения инвентаризации Комиссии, в том числе, следует проанализировать задолженность, числящуюся на доходных счетах 2 205 31 000 "Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)" на предмет наличия признаков признания задолженности нереальной к взысканию. Как уже отмечалось выше, истечение срока исковой давности является одним из оснований признания задолженности нереальной к взысканию. Дата окончания срока исковой давности определяется по общим правилам о сроках (глава 11 ГК РФ).
Для этих целей по каждой сумме задолженности Комиссия, в частности, определяет: истек или нет срок исковой давности, является ли задолженность безнадежной и проводились ли меры по ее взысканию. На основании изученных данных Комиссия может принять решение в отношении каждой суммы выявленной дебиторской задолженности:
- соответствует или нет дебиторская задолженность понятию "актив";
- существует или нет уверенность, что дебиторская задолженность в будущем может быть взыскана.
Следует отметить, что если работник отказывается погасить задолженность в добровольном порядке, то бюджетному учреждению следует принять меры по истребованию данной задолженности в судебном порядке. Поэтому если учреждением сроки обращения в судебные органы по вопросам взыскания задолженности еще не пропущены, то учреждению целесообразно воспользоваться таким правом.
Таким образом, определив суммы дебиторской задолженности, которые больше не соответствуют критерию "актив" и в будущем с большой долей вероятности взысканы не будут, Комиссия может квалифицировать выявленную дебиторскую задолженность как нереальную к взысканию.
Дебиторская задолженность, признанная в установленном порядке нереальной к взысканию, возникшая в рамках доходных операций бюджетного учреждения, списывается в дебет счета 2 401 10 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами" с кредита счета 2 205 31 66Х "Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)", с одновременным отражением списанной дебиторской задолженности на забалансовом счете 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов" (абзац 6 п. 94 Инструкции N 174н).
В соответствии с п. 339 Инструкции N 157н учет задолженности на забалансовом счете 04 осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим законодательству РФ, способом. Однако в случае отсутствия правовых оснований для возобновления процедуры взыскания списанную задолженность учитывать за балансом не нужно.
Кроме того, дебиторская задолженность, не исполненная в срок должником и не соответствующая критериям признания актива, может быть квалифицирована Комиссией как сомнительная (п. 11 СГС "Доходы"). Сомнительная задолженность подлежит списанию с балансового учета с одновременным отражением ее на забалансовом счете. В настоящее время на регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации находится приказ Минфина России от 28.12.2018 N 298н, вносящий изменения в приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н (размещен на сайте Минфина России 15.01.2019 в разделе "Бюджет" - "Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора" - "Бухгалтерский учет государственного сектора"). Приказом, в частности, предусмотрен учет сомнительной задолженности с использованием забалансового счета 04. При этом уточняется и само название забалансового счета как "Сомнительная задолженность". В этом случае у бюджетного учреждения возникает необходимость скорректировать сумму дохода с формированием резерва по сомнительной задолженности. Дальнейшее прекращение признания (выбытия) с забалансового учета сомнительной задолженности по доходам осуществляется на основании решения Комиссии при наличии документов, подтверждающих неопределенность относительно получения экономических выгод или полезного потенциала. При этом в случае, если в отношении задолженности по доходам будет принято решение о признании ее безнадежной к взысканию, такая задолженность списывается с балансового (забалансового) учета субъекта учета с одновременным уменьшением доходов текущего отчетного периода (уменьшением резерва по сомнительным долгам).
Темы: Полезная информация для налогоплательщика  
- 07.10.2024 Промостраница поможет физическим лицам разобраться в налоговых уведомлениях, направленных в 2024 году
- 25.12.2023 Приглашаем к участию в XIX Всероссийском конкурсе «Правовая Россия»
- 26.09.2023 В Москве прошел VII Всероссийский юридический форум «Гражданско-правовое регулирование имущественного оборота: основные проблемы и практические рекомендации»
- 26.03.2025 Мишустин заявил о преодолении ВВП отметки в 200 трлн
- 06.10.2024 Договор с самозанятым – порядок бухгалтерского и налогового учета
- 14.02.2024 Переплата платежа по налогу на сверхприбыль – как зачесть, как вернуть?
- 30.04.2025 Письмо ФНС России от 24.04.2025 г. № БС-16-11/121@
- 30.04.2025 Письмо ФНС России от 24.04.2025 г. № ЕД-16-20/120@
- 23.04.2025 Письмо Минфина России от 01.04.2025 г. № 03-04-05/32033
Комментарии