Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Правомерность двух штрафов за просрочку сдачи расчета

Правомерность двух штрафов за просрочку сдачи расчета

В августе 2015 года организация не отчиталась в установленные сроки в ПФР, не сдала отчет РСВ-1 за шесть месяцев (сдала его позже срока). В сентябре 2015 года были выписаны протокол об административном правонарушении и штраф на должностное лицо (руководителя). В ноябре 2015 года из ПФР пришел акт о правонарушении и был выписан штраф уже на организацию. Правомерны ли действия ПФР в отношении организации?

08.07.2016
Автор: Ирина Лазарева, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Штраф является мерой ответственности, к которой плательщики страховых взносов могут привлекаться в случае совершения ими правонарушений (Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ)).

Так, непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей (ч. 1 ст. 46 Закона № 212-ФЗ).

Организация должна ежеквартально представлять в ПФР по месту своего учета расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС по форме РСВ-1 ПФР (форма РСВ-1, утв. Приложением № 1 к пост. Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п; п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ):

  • не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, — для расчета, представляемого на бумажном носителе;
  • не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, если расчет представляется в форме электронного документа (ч. 10 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Привлечение к ответственности за нарушение сроков представления расчетов РСВ-1 осуществляется органом контроля (в данном случае ПФР) (ст. 3, ч. 2 ст. 40 Закона № 212-ФЗ) по результатам проведенных им камеральных или выездных проверок (ст. 33, 38, 39Закона № 212-ФЗ; п. 2.1 Методических рекомендаций по организации работы территориальных органов ПФР, утв. распоряжениемПравления ПФР от 05.05.2010 № 120р). Основанием для уплаты штрафа организацией является требование, направляемое на основании решения о привлечении плательщика к ответственности, вынесенного в ходе проведения контрольных мероприятий (ч. 14 ст. 39 Закона № 212-ФЗ).

Вместе с тем прямо установлено, что привлечение организации к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной или иной ответственности, предусмотренной законодательством (ч. 4 ст. 40 Закона № 212-ФЗ).

В свою очередь, предусмотрено, что нарушение установленных сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей (ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ).

Таким образом, одновременное наложение штрафа на компанию (ч. 1 ст. 46 Закона № 212-ФЗ) и административного штрафа на должностное лицо — руководителя компании (ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ) в случае представления организацией расчета РСВ-1 с нарушением установленных сроков является правомерным.

Законом также установлена ответственность страхователей в том числе за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС сведений в виде финансовых санкций — взыскание 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в ПФР за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки сведения (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее — Закон № 27-ФЗ)).

Однако с 1 января 2014 года сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются неотъемлемой частью расчета РСВ-1 (п. 2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ; п. 3 ст. 4, п. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ).

В связи с чем, по мнению Минтруда России, за несвоевременное представление объединенной отчетности в ПФР начиная с I квартала 2014 года к плательщикам страховых взносов применяют только санкции, предусмотренные Законом № 212-ФЗ (письмо Минтруда России от 04.04.2014 № 17-3/В-138; ст. 46 Закона № 212-ФЗ). А указанные в Законе № 27-ФЗ штрафные санкции применяют за представление с нарушением установленных сроков сведений индивидуального (персонифицированного) учета за прошлые отчетные периоды, то есть за периоды до 2014 года, когда такие сведения являлись отдельной отчетностью, представляемой в ПФР (ст. 17 Закона № 27-ФЗ; письмо ПФР от 24.07.2015 № ЛЧ-08-26/9960).

Актуальная бухгалтерия

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться