Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Сотрудничество с турецким поставщиком: кто несет ответственность за товар?

Сотрудничество с турецким поставщиком: кто несет ответственность за товар?

Организация «А» занимается продажей железных шкафов и сейфов. Она находится в г. Нальчике. Комплектующие железных сейфов и шкафов (металлические двери) приобретаются у организации «Б» (производитель) в Турции. По соглашению сторон к договору с турецкой компанией применяется законодательство Российской Федерации.

Готовую продукцию организация «А» продает в организацию «В» в г. Москве. Согласно договору поставки между организациями «А» и «В» срок гарантийного обслуживания изделия - 5 лет, ответственность по доставке груза производителю при наступлении гарантийного случая несет организация «А». По гарантийному обслуживанию организация «А» должна забрать изделие из г. Москвы и направить его в Турцию.

Каким образом можно переложить ответственность по доставке груза на турецкого производителя, так как пришли в негодность именно произведенные им двери?

Как можно минимизировать расходы организации «А»?

Можно ли переложить на производителя в Турции финансовую ответственность (расходы, связанные с доставкой от организации «В» до организации «Б», и в случае необходимости расходы, связанные с проведением экспертизы)?

04.08.2015
Автор: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Широков Сергей

Прежде всего отметим, что в соответствии с п. 3 ст. 308 ГК РФ обязательство не может создавать обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). Следовательно, если по договору поставки, заключенному между двумя российскими организациями, предусмотрена обязанность поставщика при наступлении гарантийного случая за свой счет произвести доставку некачественного товара для проведения гарантийного ремонта или его замены из места нахождения покупателя, такая обязанность не может быть возложена на иностранного контрагента поставщика, который поставлял комплектующие для проданного покупателю изделия, но не участвовал в договоре поставки товара этому покупателю.

Отметим также, что неисполнение или ненадлежащее исполнение иностранным контрагентом поставщика своих обязанностей (в том числе обязанности по поставке качественных товаров, служащих комплектующими для производимого поставщиком изделия) не может являться основанием для отказа от исполнения поставщиком своих обязанностей перед российским покупателем по договору поставки (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что если стороны договора, участником которого является иностранное юридическое лицо, в соответствии с п. 1 ст. 1210 ГК РФ своим соглашением предусмотрели, что к их правам и обязанностям, вытекающим из такого договора, подлежит применению российское право, то ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение этого договора будет также регулироваться нормами российского права (пп. 4 п. 1 ст. 1215 ГК РФ).

В соответствии со ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар надлежащего качества. Следовательно, передача некачественного товара является ненадлежащим исполнением своего обязательства иностранным поставщиком.

Согласно же п. 1 ст. 393 ГК РФ на должника, не исполнившего или ненадлежащим образом исполнившего обязательство, возлагается обязанность возместить кредитору убытки, причиненные таким неисполнением или ненадлежащим исполнением. При этом, если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Из данной нормы вытекает, что независимо от выполнения иностранным поставщиком обязанности по устранению недостатков в некачественных комплектующих, поставленных им российской организации, или по их замене, на этого поставщика возлагается также обязанность возместить российской организации убытки, связанные с поставкой некачественного товара.

Под убытками в соответствии со ст. 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Следовательно, если поставка иностранным контрагентом комплектующих ненадлежащего качества вызвала необходимость несения российской организацией расходов, связанных с гарантийными обязательствами этой организации перед своими покупателями (в том числе транспортных и иных), то такие расходы российской организации могут быть взысканы с иностранного контрагента на основании вышеуказанных норм (смотрите, например, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 № 11АП-3452/15, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2014 № 14АП-1175/14).

ГАРАНТ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться