Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Расходы при вынужденном простое

Расходы при вынужденном простое

Вынужденный простой на предприятии может быть вызван как внешними, так и внутренними обстоятельствами. Возможность списать расходы, возникающие при вынужденном простое зависит от этих обстоятельств. При этом законодательство допускает, что эти обстоятельства могут быть обусловлены не только независимыми факторами, но и действиями работодателя или работников

20.07.2015
Автор: Татьяна Самокиша, ведущий специалист по методологии налогообложения, член Палаты налоговых консультантов

В условиях рыночной экономики не всегда можно гарантировать стабильность производства или сбыта продукции, поэтому перерывы в производственной деятельности могут быть как запланированы фирмой, так и вызваны непредвиденными обстоятельствами.

Любая приостановка хозяйственной деятельности оказывает прямое влияние на задействование трудовых ресурсов. В частности, в связи с этим трудовое законодательство содержит официальное определение простоя деятельности (ст. 72.2 ТК РФ): «Простой - это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера».

Трудовой кодекс (ст. 157 ТК РФ) обязывает работодателя оплачивать сотрудникам время простоя в зависимости от того, по чьей вине возник данный простой (см. схему), при этом Кодексом установлены лишь минимальные размеры такой оплаты. В трудовых или коллективных договорах с работниками компания может предусмотреть и более высокие размеры оплаты.

Во время простоя организация кроме затрат на оплату труда несет ряд других расходов, которые имеют место независимо от наличия факта ведения деятельности, например:

  • амортизация оборудования;
  • эксплуатационные и коммунальные расходы;
  • аренда помещения;
  • уплата налогов и взносов;
  • оплата услуг банка и связи;
  • проценты по займам и кредитам.

Особенности налогового учета расходов при вынужденном простое

В первую очередь необходимо обратить внимание на выполнение общих принципов, установленных статьей 252 Налогового кодекса. В частности, один из них говорит о том, что «расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода».

Неоднозначность ситуации при простое заключается в том, что основная деятельность не просто не приносит доходов, но и, можно сказать, не ведется.

По разъяснениям контролирующих органов, расходы должны в принципе соотноситься с деятельностью, по которой предполагается получение дохода (письма Минфина России от 05.09.2012 № 03-03-06/4/96, от 19.12.2011 № 03-03-06/1/833, от 08.12.2006 № 03-03-04/1/821, ФНС России от 21.04.2011 № КЕ-4-3/6494).

Как правило, понесенные в период простоя затраты связаны с поддержанием производственных ресурсов компании именно с целью дальнейшего осуществления основной деятельности. Поэтому несправедливо считать, что такие расходы произведены не для предпринимательской деятельности, которая, кстати, по своей сути направлена на получение дохода. Таким образом, вышеприведенное требование статьи 252 Кодекса выполняется.

Следующая особенность налогообложения заключается в том, что во время простоя организация может нести как косвенные, так и прямые расходы. Напомним, что сумма косвенных расходов на производство и реализацию относится к расходам текущего отчетного периода, а прямые затраты учитываются в расходах текущего отчетного периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены (ст. 318-320 НК РФ).

Существует позиция, согласно которой прямые затраты, понесенные в периоде простоя, не могут быть признаны для целей налогообложения прибыли до момента начала реализации продукции (письма Минфина России от 09.04.2010 № 03-03-06/1/246, от 13.03.2009 № 03-03-06/1/141).

В то же время поскольку реализация при простое отсутствует, то все текущие расходы автоматически приравниваются к убыткам.

К внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, к которым, в частности, относятся:

- потери от простоев по внутрипроизводственным причинам (подп. 3 п. 2 ст. 265 НК РФ);

- не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам (подп. 4 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Таким образом, Налоговый кодекс разрешает учитывать затраты, возникающие при простое в зависимости от внешних либо внутренних обстоятельств, вызвавших такой простой. При этом допускается, что такие причины могут быть обусловлены не только независимыми факторами, но и действиями работодателя или работников. На это указал Высший Арбитражный Суд РФ (пост. Президиума ВАС РФ от 19.04.2005 № 13591/04), который, в частности, приравнял отсутствие обеспечения производства сырьем и материалами из-за тяжелого финансового состояния к внутрипроизводственным причинам (указанным в п. 2 ст. 265 НК РФ).

Следует отметить, что относительно порядка учета прямых и косвенных затрат в ситуации простоя у контролирующих органов сложилась достаточно устойчивая позиция, согласно которой (письма Минфина России от 14.11.2011 № 03-03-06/4/129, от 04.04.2011 № 03-03-06/1/206, от 21.09.2010 № 03-03-06/1/601, УФНС России по г. Москве от 12.11.2007 № 20-12/107022):

- затраты, которые являются прямыми (заработная плата работников, амортизация оборудования, не переведенного на консервацию), следует единовременно списывать во внереализационные расходы в соответствии с положениями пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса в том периоде, на который они приходятся;

- косвенные расходы, которые налогоплательщик продолжает нести во время простоя, - учитывать для целей налогообложения прибыли в составе соответствующих групп расходов в порядке, установленном главой 25 Кодекса.

Имеются разъяснения проверяющих и конкретно по видам затрат.

Так, Минфин России (письмо Минфина России от 15.10.2008 № 03-03-06/4/71) не возражает против учета в расходах для целей налогообложения прибыли оплаты труда в период простоя, возникшего как по вине работодателя, так и по причинам, не зависящим от работодателя и работника. Причем даже если трудовыми положениями организации предусмотрена более высокая оплата, чем нормами Трудового кодекса (письмо Минфина России от 21.07.2010 № 03-03-06/1/469).

Что касается амортизации имущества, то в период простоя часть основных средств фактически не используется в производственной деятельности. В этой ситуации логично перевести неиспользуемые объекты на консервацию (если в дальнейшем это имущество планируется использовать в деятельности, приносящей доход) либо подумать о выбытии такого объекта (если дальнейшее его использование в деятельности невозможно).

Напомним: если срок консервации превышает три месяца, то для целей налогового учета компания прекращает начисление амортизации с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был переведен на консервацию (п. 3 ст. 256п. 2 ст. 322 НК РФ).

Однако следует отметить, что обязанность переводить на консервацию неиспользуемое имущество законодательством не установлена.

В связи с этим возникает вопрос: начисляется ли амортизация по основным средствам, которые не используются в деятельности по причине вынужденного простоя, если эти средства не переведены на консервацию?

Официальную позицию по данному вопросу можно сформулировать следующим образом (письма Минфина России от 25.03.2013 № 03-03-06/2/9224, от 28.02.2013 № 03-03-10/5834 (письмом ФНС России от 22.05.2013 № ЕД-4-3/9165@ направлено для использования в работе), от 25.01.2011 № 03-03-06/1/24, от 27.02.2009 № 03-03-06/1/101, УФНС России по г. Москве от 20.10.2009 № 16-15/109549). Перечень хозяйственных операций, указанных в пункте 3 статьи 256 Налогового кодекса, при которых начисление амортизации по амортизируемому имуществу временно приостанавливается, является закрытым. В остальных случаях, в частности в период простоя амортизируемого имущества, вызванного производственной необходимостью, начисление амортизации не прекращается.

Но учитывается ли для целей налогообложения начисленная амортизация по основным средствам, которые не используются в деятельности по причине ее простоя? Здесь ситуация не так однозначна.

По разъяснениям Минфина России (письма Минфина России от 06.09.2007 № 03-03-06/1/645, от 21.04.2006 № 03-03-04/1/367), расходы в виде амортизационных отчислений по неэксплуатируемому объекту, находящемуся во временном простое (признаваемом обоснованным и являющимся частью производственного цикла организации), соответствуют критериям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса. Следовательно, они уменьшают базу по налогу на прибыль организации.

Аналогичный вывод был сделан ранее в другом письме Минфина России (письмо Минфина России от 06.05.2005 № 03-03-01-04/1/236). При этом уточняется, что к таким простоям можно отнести, например, простой, вызванный ремонтом основного средства, либо простой, возникший у организации в силу сезонного характера ее деятельности. Оправданным также может быть признан простой организации, производственный цикл которой включает в себя подготовительную фазу.

Исходя из смысла данных писем, расходы на амортизацию по простаивающему имуществу не могут считаться экономически обоснованными, если такой простой не связан прямо с особенностями производства или производственной необходимостью.

В то же время есть письма (письма Минфина России от 09.04.2010 № 03-03-06/1/246, от 13.03.2009 № 03-03-06/1/141), в которых финансовое ведомство не ставит экономическую обоснованность расходов на амортизационные отчисления простаивающего оборудования в зависимость от причины, вызвавшей такой простой. Имеются судебные решения, подтверждающие правомерность данного подхода (пост. ФАС ПО от 24.01.2008 № А65-1107/07-СА1-19, ФАС СЗО от 11.12.2007 № А56-9865/2007). (При наличии у налогоплательщика разумных обоснований для приостановки деятельности судебная практика по вопросу учета амортизации при простое, как правило, складывается в пользу компаний.)

Схожая позиция у финансового ведомства и в случае, когда оборудование занято в производственном процессе лишь частично: для налогообложения могут быть учтены суммы амортизации, начисленной за полный месяц (при условии подтверждения экономической целесообразности таких расходов) (письмо Минфина России от 06.09.2007 № 03-03-06/1/645).

Что касается остальных затрат, понесенных организацией в связи с простоем, то они также могут учитываться на основаниистатьи 265 Налогового кодекса.

Документальное оформление вынужденного простоя

Каждый факт простоя в организации необходимо должным образом задокументировать. Такой вывод логично сделать, учитывая все вышеизложенное, а также требование статьи 252 Налогового кодекса о документальном подтверждении затрат.

Какого-то универсального перечня документов нет (т.е. он будет зависеть от конкретных обстоятельств). При этом из этих документов должны следовать:

- обстоятельства, ставшие причиной простоя;

- период простоя (дата начала и окончания);

- масштаб простоя (полное прекращение либо только частичное сокращение деятельности);

- порядок оплаты труда на период простоя (трудовые положения, приказы);

- порядок задействования основных фондов на период простоя (решения о консервации имущества либо обоснование ее нецелесообразности).

Например, в качестве подтверждения потерь, вызванных простоем, могут быть использованы следующие документы:

приказы (распоряжения) руководителя о сокращении объемов производства или его приостановке (с указанием времени начала и продолжительности простоя, его причины, размера оплаты времени простоя);

- уведомление работника о начале простоя;

- переписка с контрагентами (претензии к ним);

- заключения экспертов либо акт специально созданной комиссии о расследовании причин простоя;

- справка бухгалтера о размере потерь;

- регистры учета амортизации;

- табель учета рабочего времени;

- документы, подтверждающие расходы на аренду, коммунальные услуги и др.

Актуальная бухгалтерия

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться