Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Характеристика на работника

Характеристика на работника

Иногда работодателю необходимо составить характеристику на своего работника. Она требуется, например, для получения визы. Многие организации при приеме на работу нового сотрудника запрашивают на него официальным письмом характеристику с предыдущего места работы. Также довольно часто такие просьбы поступают от судебных и иных государственных органов. Ну и еще характеристика понадобится на работника, подлежащего аттестации. Разберемся с нюансами составления характеристики

30.10.2013
Журнал «Упрощенка»

Характеристика представляет собой официальный документ, который выдается работодателем (как организацией, так и индивидуальным предпринимателем) работнику в различных ситуациях. Это документ, содержащий комплексную оценку профессиональных и личностных качеств работника, выявленных за время его работы в компании, а также выводы и предложения по его перспективному деловому предназначению, применению в отношении работника мер дисциплинарного воздействия и пр.

Поскольку в характеристике необходимо наиболее точно раскрыть как профессиональный, так и личностный портрет работника, лучше всего, если ее будет составлять непосредственный руководитель.

Условно в  тексте характеристики можно выделить несколько блоков.

В заголовочной части указываются наименование документа (характеристика), полностью фамилия, имя и отчество работника, а также занимаемая должность.

В анкетных данных указывают фамилию и инициалы работника, год рождения, образование. Полностью пишется учебное заведение и сроки учебы в нем. Если учебных заведений несколько, то перечисляют все с указанием полученной специальности. Также можно отметить имеющиеся заслуги в учебе: диплом с отличием, ученую степень.

В третьей части указываются данные о трудовой деятельности сотрудника. Обычно в этой части содержатся такие сведения: с какого года трудится характеризуемый работник и в какой должности начал свою деятельность в данной организации, на какие должности и в какие подразделения переводился. Также можно перечислить значимые результаты деятельности работника (какими работами руководил, какие выполнил самостоятельно) и сведения о повышении квалификации, получении дополнительного образования, переквалификации и пр.

Далее нужно оценить деловые и личные качества работника. Показатели, по которым проводится оценка, могут быть достаточно разнообразными. Особое внимание нужно уделить профессиональной компетенции. Оценивая ее, учитывайте опыт работы, уровень знаний по профессии, а также знание сотрудником законодательных и иных нормативно-правовых актов, касающихся его работы.

Работоспособность сотрудника можно оценить по тому, насколько он активен при выполнении своих обязанностей, по умению организовать трудовой процесс и качественно выполнять работу в установленные сроки. Кроме этого, можно привести данные о поощрениях, если они были. Обязательно укажите достижения работника на занимаемой должности, вклад в развитие организации. Под достижениями можно понимать рост производства благодаря этому человеку, например, в цехе, увеличение продаж, оказанную им помощь в проведении семинаров.

Личные качества лучше всего проявляются при общении с коллегами. Обычно, описывая эти качества, используют такие слова, как «доброжелательный», «коммуникабельный», «совестливый», «ответственный», «трудолюбивый», «активно делающий карьеру».

При оценке деловых и личностных качеств работника нужно как можно более точно определить уровень его знаний и навыков. Он может быть:

  • очень хорошим, высоким (например, «Имеет большой опыт», «Имеет высокий уровень знаний по...» или «Обладает глубокими знаниями в области...»);
  • достаточным (например, «Имеет достаточный опыт или достаточный уровень знаний по...»);
  • небольшим (например, «Недостаточно хорошо знаком с вопросами в области...», «Имеет недостаточно глубокие знания по...»);
  • низким - отсутствие знаний и опыта (например, «Не обладает навыками в области...», «Не имеет опыта в области...»).

В структуре документа можно выделить вводную, основную и заключительную части. Последняя часть отделяется словом «выводы».

Характеристика составляется от третьего лица в настоящем или прошедшем времени. В ней можно использовать разговорные слова, но только если они необходимы. Обратите внимание, что при составлении характеристики нужно учесть специфику запрашивающей организации и внести необходимые пункты в соответствии с запросом.

Лучше всего, если характеристика будет напечатана 14-м размером шрифта Times New Roman через полуторный междустрочный интервал (допускается и одинарный). Средний объем характеристики не должен превышать одного листа формата А4. Распечатывается в двух экземплярах. Затем ставится подпись лица (руководителя организации или работника, уполномоченного на то приказом), выдавшего характеристику, с указанием должности, которая заверяется печатью организации. Один экземпляр нужно выдать работнику, а второй с визами руководителя подразделения, в котором работает сотрудник, начальника отдела кадров оставить у работодателя.

Нужно учитывать, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основе такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы. Поэтому характеристику можно отнести к документам, содержащим персональные сведения работника. А раз так, работодателю необходимо соблюдать положения главы 14 ТК РФ. В частности, в силу статьи 88 ТК РФ при передаче персональных данных работника работодатель должен соблюдать следующие требования:

  • не сообщать персональные данные третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами;
  • предупредить лиц, получающих персональные данные работника, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать подтверждения, что названное правило соблюдено. Лица, получающие персональные данные работника, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности);
  • разрешать доступ к персональным данным работников только специально уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны получать только те персональные данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций;
  • передавать персональные данные работника представителям работников в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, и ограничивать эту информацию только теми персональными данными работника, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функций.

Пример характеристики

Характеристика

на менеджера ООО «Ромашка»

Сидорова Петра Александровича

Сидоров Петр Александрович, 1973 года рождения, имеет высшее образование по специальности «учитель физики», что подтверждается государственным дипломом, выданным Смоленским государственным педагогическим университетом. После окончания университета отслужил год в армии в звании лейтенанта войск ПВО. Холост (разведен с 2009 г.), имеет семилетнюю дочку. Поддерживает отношения с женой.

До поступления на работу в ООО «Ромашка» сменил три места работы — ООО «Ветер» (1998 — 2001 гг.), ИП Акопян А.Р. (2001 - 2009 гг.), ЗАО «Система». Характеристики с предыдущих мест работы положительные. С последнего места работы уволился по собственному желанию в связи с разменом общей с бывшей супругой жилой площади и переездом на новое место жительства.

На работу в ООО «Ромашка» поступил 16 марта 2009 г. Прошел переподготовку по профилю агента по торговле горюче-смазочными материалами. Успешно сдал квалификационный экзамен. Выступил с двумя рационализаторскими предложениями по совершенствованию обслуживания клиентов. За одно из них был награжден ценным подарком. В коллективе коммуникабелен, проявляет задатки лидера. Профессиональная подготовка соответствует предъявляемым требованиям. Однако слабо развита дисциплинированность — за последний месяц участились случаи опоздания на работу более чем на 20 минут. Быстро обучаем. В общении открыт. Всегда имеет свое мнение. По характеру близок к холерику. Высокие внутренние амбиции. Способен на принятие самостоятельных решений. Ответственен за принятые решения. Вредных привычек не имеет. Любит дочку, проводит с ней свободное время. С окружающими немногословен, но корректен. Совестлив. Часто нуждается в средствах — тратится на ремонт новой квартиры. Рекомендован начальником отдела сбыта к выделению денежной субсидии. Оправдывает доверие при выдаче материальных средств, сохраняет вверенное имущество. Перспективный специалист с возможным дальнейшим назначением на руководящие должности.

Характеристика выдана для предоставления в Автозаводский районный суд г. Самара.

      24.10.2013                         Генеральный директор                Петров               /В.Л. Петров/

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться