
Аналитика / Налогообложение / Облагаются ли НДС на территории РФ услуги по проведению технического аудита тепловых сетей, находящихся на территории Республики Казахстан?
Облагаются ли НДС на территории РФ услуги по проведению технического аудита тепловых сетей, находящихся на территории Республики Казахстан?
Заказчиком проведения технического аудита является французская организация, не имеющая постоянного представительства на территории РФ. Исполнитель – российская организация, услуги по проведению технического аудита заключаются в проведении осмотра и установлении технического состояния тепловых сетей с целью выявления необходимости проведения реконструкции и ремонта указанного оборудования и подготовке соответствующего заключения
11.07.2013ГАРАНТРассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если услуги по проведению технического аудита по своему содержанию могут быть отнесены к инжиниринговым услугам, инжиниринговые услуги, оказываемые российской организацией иностранной организации (резиденту Франции), не имеющей постоянного представительства на территории РФ, объектом обложения НДС на территории РФ не являются и, соответственно, такие услуги НДС не облагаются.
Обоснование вывода:
В соответствие с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается, в частности, реализация работ (услуг) на территории РФ. При этом порядок определения места реализации работ (услуг) установлен в ст. 148 НК РФ в зависимости от видов выполняемых работ (оказываемых услуг).
По общему правилу местом реализации услуг признается территория РФ, если деятельность организации, которая выполняет работы (оказывает услуги), осуществляется на территории РФ (подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ).
При этом подп. 1-4.1, 4.3 п. 1 ст. 148 НК РФ установлен закрытый перечень работ (услуг), для которых предусмотрены специальные правила определения места реализации работ (услуг).
Так, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации, в частности, консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ признается территория РФ, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории РФ.
Отметим, что НК РФ не уточняет, что подразумевается под аудиторскими услугами для целей применения норм ст. 148 НК РФ.
Так, в соответствии с частью 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 307-ФЗ) аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
В силу части 3 ст. 1 Закона № 307-ФЗ аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности бухгалтерское и налоговое консультирование, анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций, экономическое и финансовое консультирование, юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам (часть 7 ст. 1 Закона N 307-ФЗ).
По мнению Минфина России, в отношении деятельности по проведению аудита безопасности организации пищевого производства необходимо применять норму подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ (письмо от 21.05.2012 г. № 03-07-08/140).
В письме УФНС России по г. Москве от 15.01.2009 г. № 19-11/1861 специалисты налогового органа сообщают, что услуги по проведению экологического аудита не поименованы в подп. 1-4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, следовательно, операции по реализации данных услуг облагаются НДС в общеустановленном порядке, т.е. в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ.
В рассматриваемой ситуации организация оказывает услуги по проведению технического аудита. Услуги заключаются в проведении осмотра и установлении технического состояния тепловых сетей находящихся на территории Республики Казахстан с целью выявления необходимости проведения реконструкции и ремонта указанного оборудования и подготовке соответствующего заключения. При этом заказчиком услуг является французская компания, не имеющая постоянного представительства на территории РФ.
Отметим, что для целей главы 21 НК РФ установлено понятие инжиниринговых услуг (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).
К инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги).
В постановлениях Федеральной службы государственной статистики от 20.12.2007 г. № 104, от 08.11.2006 г. № 64 дана более подробная расшифровка инжиниринговых услуг. В частности, под инжинирингом понимается выполнение по контракту с заказчиком инженерно-консультационных услуг по подготовке, обеспечению процесса производства и реализации продукции, обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных и прочих объектов. Комплекс инжиниринговых услуг включает, во-первых, технические исследования и услуги, связанные с подготовкой производственного процесса. К ним относятся: проведение предпроектных работ и научных исследований, составление технических заданий и технико-экономических обоснований строительства промышленных и других объектов, проведение инженерно-изыскательских работ для строительства объектов, разработка технической документации, проектирование и конструкторская проработка объектов техники и технологии, послепроектные услуги при монтаже и пусконаладочных работах, а также специальные услуги, связанные с особенностями создания каждого конкретного объекта, например анализ экологических проблем, и прочее. Во-вторых, общее техническое содействие, обеспечивающее оптимальный процесс производства на объекте, включая консультации и авторский надзор за оборудованием, консультации экономического и финансового характера, конъюнктурные и маркетинговые исследования, консультации по внедрению систем информационного обеспечения, установка и использование лицензионного программного обеспечения и их дальнейшее сопровождение и другое. В комплекс инжиниринговых услуг не включается стоимость машин и оборудования, поставляемых при экспорте или импорте товаров.
К данной группе услуг, кроме того, относятся разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы) и разработка идей и вариантов нового объекта, в том числе нетехнического, на уровне чертежа или другой системы знаковых средств (проектные работы) (письмо УФНС России по г. Москве от 13.07.2009 г. № 16-15/071531).
В письме Минфина России от 16.01.2009 г. № 03-07-08/03 специалисты финансового ведомства услуги по: разработке схемы кадастрового учета; по разработке градостроительной документации (схемы территориального планирования, правил землепользования и застройки, генеральных планов населенных пунктов); по разработке проектной и рабочей документации; по экологическому обследованию территории (оценка состояния мест захоронений, мест утилизации и захоронения твердых бытовых расходов, очистных сооружений и систем канализования, очагов промышленных, коммунальных и иных загрязнений и т.п.); по обследованию технического состояния зданий и сооружений; по мониторингу и диагностике дорог и сооружений; по экспертизе проектно-сметной документации - признали инжиниринговыми.
Отметим, что разъяснений официальных органов в отношении места реализации услуг по проведению технического аудита нам найти не удалось.
В постановлении ФАС Дальневосточного округа от 10.05.2001 г. № Ф03-А49/01-2/715 суд пришел к выводу, что услуги по техническому аудиту проекта строительства каскада гидроэлектростанций относятся к инжиниринговым услугам, которые включают в себя предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и подобные услуги).
По мнению суда, изложенному в постановлении ФАС Московского округа от 18.01.2008 г. № КА-А40/14453-07, ст. 148 НК РФ содержит открытый перечень предоставляемых услуг, отсутствие в нем формулировки, полностью совпадающей с определением предмета инжинирингового соглашения, не является основанием для вывода о том, что оказанные услуги не являются инжиниринговыми. Отметим, что налогоплательщиком осуществлялись работы по продлению ресурса и календарных сроков службы агрегатов. Работы были направлены на подготовку эксплуатации вертолетных двигателей и редукторов и относились к подготовке технических обоснований сроков технической эксплуатации комплектующих агрегатов и изделий, установленных на вертолетах типа МИ-8 и его модификаций (смотрите также постановление ФАС Московского округа от 25.10.2007 г. № КА-А41/11210-07).
В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.10.2009 г. № А33-17396/2008 услуги по диагностике отдельных элементов станка, а также сборке и подготовке к техническому испытанию станка судом были признаны инжиниринговыми.
В то же время хотим обратить Ваше внимание на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2011 г. № 19АП-4610/11. В нем суд пришел к выводу, что услуги по продлению ресурсов двигателей не охватываются вышеприведенным определением понятия «инжиниринговые услуги». Так, суд установил, что акт оценки технического состояния является основанием для дальнейшей эксплуатации индивидуального экземпляра изделия. В силу чего целью (результатом) оказания услуг по продлению ресурсов двигателей являлось получение основания для дальнейшей эксплуатации двигателей (акта оценки технического состояния), без которого общество не вправе осуществлять свою хозяйственную деятельность. Суд отметил, что в рамках оказания спорных услуг значение имело не предоставление информации о техническом состоянии двигателей, а фактически получение разрешения на их дальнейшую эксплуатацию, спорные услуги по продлению ресурса двигателей не являются инжиниринговыми и не предусмотрены подп. 1-4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ.
Таким образом, признание услуги инжиниринговой зависит не только от того, поименована она в договоре как инжиниринговая или нет, но и от содержания самой услуги.
Если комплекс услуг, оказываемых вашей организацией, можно квалифицировать как оказание инжиниринговых услуг, то при определении места реализации этих услуг необходимо руководствоваться нормой подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, согласно которой место реализации инжиниринговых услуг определяется по месту нахождения покупателя.
Местом осуществления деятельности покупателя-организации считается территория РФ в случае фактического присутствия покупателя инжиниринговых услуг на территории РФ на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии - на основании:
– места, указанного в учредительных документах организации;
– места управления организации;
– места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа;
– места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство).
Если же покупатель инжиниринговых услуг не осуществляет деятельность на территории РФ, то местом реализации инжиниринговых услуг территория РФ признаваться не будет (подп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ) и, следовательно, реализация данных услуг не будет признаваться объектом обложения НДС.
В рассматриваемой ситуации местом осуществления деятельности покупателя - резидента Франции территория РФ не является. Таким образом, инжиниринговые услуги, оказываемые российской организацией иностранной организации, не имеющей постоянного представительства на территории РФ, объектом обложения НДС на территории РФ не являются и, соответственно, такие услуги НДС не облагаются.
Указанный вывод подтверждается письмами Минфина России от 02.08.2012 г. № 03-07-08/231, от 27.02.2012 г. № 03-07-08/46, от 14.12.2011 г. № 03-07-08/350, от 09.04.2013 г. № 03-07-08/11612, от 08.10.2008 г. № 03-07-08/228, от 06.06.2008 г. № 03-07-08/145, от 01.08.2006 г. № 03-04-13/1/07, от 03.10.2005 г. № 03-04-08/275, УФНС России по г. Москве от 13.07.2009 г. № 16-15/071531, от 25.08.2006 г. № 19-11/75286, от 08.07.2005 г. № 19-11/48913.
Отметим также, что перечень документов, подтверждающих место выполнения работ (оказания услуг), предусмотрен п. 4 ст. 148 НК РФ. В данный перечень включены:
– контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
– документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
Комментарии