Премудрости партнерского бизнеса
Екатерина Сойак, генеральный директор компании EMTG, член совета директоров Российской Ассоциации Франчайзинга, член Президиума правления НП «ОПОРА».
18.06.2013Российский налоговый портал— В 2008 году вы говорили, что «отсутствие государственной поддержки франчайзинга – одна из ключевых проблем». Сегодня ситуация изменилась к лучшему? Вами осуществлялись попытки взаимодейсвия с властями в этом вопросе? Насколько удачными они оказались, то есть, каких результатов удалось добиться? Каковы ваши прогнозы относительно создания системы государственной поддержки франчайзинга – каким образом бизнес, в том числе и ваш, может способствовать созданию и развитию этой системы?
— У вас отличная память! По сравнению с 2008 годом ситуация действительно изменилась. За это время совместно с Российской Ассоциацией Франчайзинга мы провели большую работу, связанную с популяризацией франчайзинга в регионах. В местных администрациях в конечном итоге услышали наши призывы обратить внимание на франчайзинговые модели, которые являются прекрасным инструментом для быстрого и качественного увеличения числа малых предприятий, нивилированию разницы между центром и «провинцией», улучшения предпринимательской культуры и здоровой конкуренции.
— Где кроются основные причины возможных неудач в работе по франчайзингу? В несовершенстве российской законодательной базы в этой сфере, в недостатке теоретических знаний (образовательных программ, преподавателей по франчайзингу), в нехватке опыта, практики применения франчайзинга в нашей стране?
— Неудачи кроются в том, что одни (потенциальные франчайзи) не знают, что покупают, а другие (франчайзеры) – что и кому продают. Не стоит забывать, что франчайзинговый бизнес строится по принципу долгосрочного партнерства. Франчайзер и франчайзи являются с одной стороны зависимыми друг от друга предприятиями, а с другой – самостоятельными бизнесменами, управляющие собственными предприятиями. Поэтому перед покупкой франшизы необходимо провести серьезную работу по изучению, как самой концепции, так и людей, которые работают в системе, обязательно пообщаться с уже действующими франчайзи. А франчайзерам все же стоит не продавать франшизу каждому, кто обратился, а все-таки уделить время для детального знакомства с кандидатом. Многие западные франчайзеры говорят, что продают франшизу только тем кандидатам, которых бы с удовольствием взяли на позицию топ-менеджера в головной офис.
— За 10 лет вы накопили немало опыта и информации в области франчайзинга. Может быть, вы проводили какие-то подсчеты, аналитические исследования, которые отражают динамику развития фрначайзинга в стране? Какова эта динамика?
— Безусловно, все это время мы мониторим рынок и анализируем тенденции. Не буду много об этом говорить, лучше вот продемонстрирую ниже наши графики с цифрами из итоговой презентации франчайзинговой деятельности EMTG.
Источники:
Европейская федерация франчайзинга; национальные франчайзинговые ассоциации; компания EMTG
— Франчайзинг на Западе – один из самых распространенных методов ведения бизнеса. Дайте свой экспертный прогноз, как вы считаете, сколько времени нам потребуется, чтобы сказать тоже самое и о своей стране.
— Прежде всего, давайте не будем забывать, что частный бизнес в нашей стране развивается всего чуть больше 20 лет, из которых первое десятилетие представляло собой скорее хаотично-бандитское развитие, чем цивилизованно-планомерное. Поэтому не совсем корректно сравнивать состояние российского франчайзингового рынка с европейским. Более того, сейчас мы скорее находимся в более выгодном положении. Нам все же есть куда развиваться, а вот в Европе франчайзинг уже давно «топчется» на одном месте. Однако, вы, безусловно, правы говоря о франчайзинге на Западе, как об одном из основных методов ведения бизнеса, когда в нашей стране эта форма по-прежнему пока не достигла достойного уровня развития. Однако, проблема здесь несколько глубже, чем простая неосведомленность предпринимательского сообщества. Франчайзинг – всего лишь форма ведения бизнеса. Бесспорно, эта форма значительно снижает риски банкротства, но это все тот же бизнес. А что мешает развитию и процветанию малого и среднего бизнеса? Да все тоже! Бесконечные проверки различных чиновничьих инстанций, бюрократические преграды и волокита даже в случае положительных решений, коррупция, сложности с арендой помещений, ее дороговизна.
И самое главное – постоянно сокращается человеческий ресурс предприимчивых, тех, кто способен рисковать для себя, но ведь одновременно и для общества, увлекать за собой, создавать рабочие места, современный стиль жизни. Предприимчивые, особенно совсем молодые, все больше идут в бесчисленные госаппараты того или иного управления, госкорпорации естественные монополии типа Газпрома. А если не идут, то стараются затеять деловые схемы именно с ними, там гораздо легче пробиться к деньгам. Не так давно, меня сильно задело высказывание одного собеседника-предпринимателя: мол, имеет смысл работать только с бюджетными деньгами, а «корячиться самостоятельно смысла нет, никаких сил не хватит». Вот и получаетcя, что самые выносливые, в том числе во франчайзинге, «корячатся» вопреки окружающим реалиям, их «удачливые смекалистые» коллеги намертво припали к бюджетным деньгам, а распределители этих бюджетных средств в свою очередь намертво прилипли к своим креслам. А оставшиеся наблюдают за всем этим и от греха подальше отдают предпочтение работе по найму.
— Каково глобальное значение развития франчайзинга для экономики страны, и, соответственно, социальной жизни населения? Давайте распишем, чтобы дать ясную картину, что развитие франчайзинга даст бизнесу, потребителю, государству.
— 1. Организация предприятия на условиях франшизы значительно снижает предпринимательские риски МСБ за счет использования уже отработанной до мельчайших деталей и доказавшей свою эффективность деловой концепции, рекламной, технологической, обучающей, логистической и иной поддержки со стороны лидеров рынка.
2. Создание новых рабочих мест, легализация предпринимательской деятельности, повышение собираемости налогов и других государственных сборов в связи с тем, что франчайзер, исходя из своих договорных интересов, тщательно контролирует франчайзи на предмет финансовой прозрачности операций и достоверности его отчетности.
3. Насыщение рынка качественными товарами и услугами, вытеснение контрафактной продукции и таким образом повышение качества жизни россиян.
Более того, развитие франчайзинга в регионах страны позволяет нивелировать разницу в уровне развитости и цивилизованности и потребительских рынков, повышает инвестиционную привлекательность региона и уровень предпринимательской грамотности.
— Российские франчайзеры и иностранные франчайзеры: каковы их принципиальные отличия, каковы преимущества и недостатки тех и других.
— Знаете, наверное, я вас разочарую, но глобальных принципиальных отличий нет. Если вам кажется, что российский франчайзер сильно отличается от западного и не в лучшую сторону, то вы глубоко ошибаетесь. И там, и там разные встречаются компании, в смысле качества администрирования бизнеса. Многие россияне взяли лучшее из опыта западных франчайзеров и создали сильные сети, которые могут развиваться и на Западе. И в то же самое время часть российских компаний по-прежнему создает свои франшизные пакеты «на коленке». И на Западе параллельно с сильными опытными правообладателями работают слабые франчайзинговые концепции. Без особой программы развития, без системы поддержки и профессиональной команды. Последний кризис здорово «подчистил» ряды иностранных франчайзеров. Так, во Франции количество франчайзеров за 2008-2009 года сократилось на 20%. Хотя, конечно, в целом в развитых странах количество успешных сильных сетей, безусловно, больше, чем у нас. Просто судьбы их стран складывались по-другому…
— Где брать деньги на франчайзинг новичкам? Ведь на пути начинающих франчайзи существуют серьезные кредитные барьеры. Как заставить банки поверить в них?
— Я не думаю, что мы должны кого-либо «заставлять». Банки сами к этому придут. Другой вопрос – когда? Я расцениваю подобную «осторожность» как упущенную выгоду. Но, как говорится, хозяин – барин. На протяжении 10 лет, выступая на многих банковских мероприятиях, я обращала внимание банкиров на то, что открытие бизнеса по франчайзингу кардинально отличается от обычного старт-апа, поскольку риски банкротства – минимальны. Однако, банки по-прежнему не хотят пересматривать свое отношение. Считаю, что им выгоднее, грубо говоря, драть с надежных клиентов, как с ненадежных.
Хотя, есть и положительная динамика. Не так давно, самый крупный банк страны – Сбербанк запустил новый кредитный продукт, который подразумевает выдачу кредитов именно под франчайзинговые сделки. Данная программа, безусловно, важное событие для франчайзингового сообщества, но скорее не с точки зрения условий кредитования, а того, что именно Сбербанк обратил внимание на франчайзинг. Думаю, что в ближайшее время не только эта конкретная программа будет доработана с учетом замечаний и пожеланий, которые высказывают франчайзеры, но шаг Сбербанка навстречу франчайзи вынудит и другие банки как-то пересмотреть свою политику. Сбербанк в какой-то мере все же задает тон на рынке финансирования.
— Малый, средний и крупный бизнес – все равны перед франчайзингом? Иными словами, могут ли и те, и другие, и третьи одинаково успешно работать по этой схеме? Или есть какие-то нюансы, препятствующие, например, крупному бизнесу включиться в систему франчайзинга?
Подобных нюансов я не знаю. Еще раз хочу напомнить, что франчайзинг – это форма ведения бизнес, которую может использовать любой бизнес, если посчитает это выгодным. Вообще-то общая практика состоит в том, что франчайзеры - это и есть крупный и средний бизнес, а франчайзи – малый. Но бывает, что крупный бизнес, например девелоперский заводит себе собственный ритейл в собственных ТЦ и подкупает брендов на развитие, то есть крупный бизнес становится франчайзи у крупного.
— Перекос в российском франчайзинге в сторону розничной торговли в ущерб производственному франчайзингу, о котором вы не раз говорили, сохраняется? Это просто наша особенность или все-таки наш недостаток? Можно ли и нужно ли выравнивать этот перекос?
— Перекос в сторону розничной торговли сохраняется. И я бы не стала характеризовать это как недостаток. Это просто данность. И она не является нашей какой-то исключительной особенностью. В Германии, например, сфера услуг лидирует, а в Италии и Франции, как и в России, главенствует сфера розничной торговли, только с еще большим перекосом. В этих странах лидирует франчайзинг в сфере фэшн-ритейла. Если в России, по нашим данным, франчайзинг в сфере розничной торговли занимает чуть больше 50 % (включая и продовольственный ритэйл), то в Италии больше 65 % ( только фэшн-сегмент). Условия рынка сами диктует, в каком из сегментов выгоднее развиваться. И что касается производственной сферы, то в любой стране подобные франшизы занимают самый низкий процент.
— Можно ли говорить о том, что развитие франчайзинга, в частности в регионах, гарантированно привлечет иностранные инвестиции в Россию? Есть ли успешные примеры подобного взаимодействия с иностранными компаниями?
— Развитие франчайзинга в регионах, безусловно, будет влиять на улучшение инвестиционного климата в России. Более развернутый ответ на один только этот вопрос может занять несколько страниц вашего издания. Поэтому предпочитаю просто утвердительно кивнуть.
— Как вы оцениваете личный вклад и вклад вашей компании в развитие франчайзинга в России? Промежуточные итоги десятилетней деятельности в этой области.
А этот вопрос скорее не ко мне, а к франчайзинговому сообществу. Надеюсь, там вам скажут: вклад солидный, ведь всё начиналось с первых выставок BUYBRAND EXPO.
Темы: Экономика  
- 16.08.2022 Письмо Минфина России от 25.07.2022 г. № 03-03-06/3/71408
- 18.09.2013 Проект Указания ЦБ РФ «Об осуществлении наличных расчетов»
- 29.08.2013 О внесении изменений в часть 2 статьи 6 и часть 1 статьи 13 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
Комментарии