Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Интервью / Премудрости партнерского бизнеса

Премудрости партнерского бизнеса

Екатерина Сойак, генеральный директор компании EMTG, член совета директоров Российской Ассоциации Франчайзинга, член Президиума правления НП «ОПОРА».

18.06.2013
Российский налоговый портал

В 2008 году вы говорили, что «отсутствие государственной поддержки франчайзинга – одна из ключевых проблем». Сегодня ситуация изменилась к лучшему? Вами осуществлялись попытки взаимодейсвия с властями в этом вопросе? Насколько удачными они оказались, то есть, каких результатов удалось добиться? Каковы ваши прогнозы относительно создания системы государственной поддержки франчайзинга – каким образом бизнес, в том числе и ваш, может способствовать созданию и развитию этой системы?

У вас отличная память! По сравнению с 2008 годом ситуация действительно изменилась. За это время совместно с Российской Ассоциацией Франчайзинга мы провели большую работу, связанную с популяризацией франчайзинга в регионах. В местных администрациях в конечном итоге услышали наши призывы обратить внимание на франчайзинговые модели, которые являются прекрасным инструментом для быстрого и качественного увеличения числа малых предприятий, нивилированию разницы между центром и «провинцией», улучшения предпринимательской культуры и здоровой конкуренции. 

 Где кроются основные причины возможных неудач в работе по франчайзингу? В несовершенстве российской законодательной базы в этой сфере, в недостатке теоретических знаний (образовательных программ, преподавателей по франчайзингу), в нехватке опыта, практики применения франчайзинга в нашей стране?

Неудачи кроются в том, что одни (потенциальные франчайзи) не знают, что покупают, а другие (франчайзеры) – что и кому продают. Не стоит забывать, что франчайзинговый бизнес строится по  принципу долгосрочного партнерства. Франчайзер и франчайзи являются с одной стороны зависимыми друг от друга предприятиями, а с другой – самостоятельными бизнесменами, управляющие собственными предприятиями. Поэтому перед покупкой франшизы необходимо провести серьезную работу по изучению, как самой концепции, так и людей, которые работают в системе, обязательно пообщаться с уже действующими франчайзи. А франчайзерам все же стоит не продавать франшизу каждому, кто обратился, а все-таки уделить время для детального знакомства с кандидатом. Многие западные франчайзеры говорят, что продают франшизу только тем кандидатам, которых бы с удовольствием взяли на позицию топ-менеджера в головной офис.

 За 10 лет вы накопили немало опыта и информации в области франчайзинга. Может быть, вы проводили какие-то подсчеты, аналитические исследования, которые отражают динамику развития фрначайзинга в стране? Какова эта динамика?

— Безусловно, все это время мы мониторим рынок и анализируем тенденции. Не буду много об этом говорить, лучше вот продемонстрирую ниже наши графики  с цифрами из итоговой презентации франчайзинговой деятельности EMTG.

Источники: 

Европейская федерация франчайзинга; национальные франчайзинговые ассоциации; компания EMTG

 Франчайзинг на Западе – один из самых распространенных методов ведения бизнеса. Дайте свой экспертный прогноз, как вы считаете, сколько времени нам потребуется, чтобы сказать тоже самое и о своей стране.

— Прежде всего, давайте не будем забывать, что частный бизнес в нашей стране развивается всего чуть больше 20 лет, из которых первое десятилетие представляло собой скорее хаотично-бандитское развитие, чем цивилизованно-планомерное. Поэтому не совсем корректно сравнивать состояние российского франчайзингового рынка с европейским. Более того, сейчас мы скорее находимся в более выгодном положении. Нам все же есть куда развиваться, а вот в Европе франчайзинг уже давно «топчется» на одном месте.  Однако, вы, безусловно,  правы говоря о франчайзинге на Западе, как об одном из основных методов ведения бизнеса, когда в нашей стране эта форма по-прежнему пока не достигла достойного уровня развития. Однако, проблема здесь несколько глубже, чем простая неосведомленность предпринимательского сообщества. Франчайзинг – всего лишь форма ведения бизнеса. Бесспорно, эта форма значительно снижает риски банкротства, но это все тот же бизнес. А что мешает развитию и процветанию малого и среднего бизнеса? Да все тоже! Бесконечные проверки различных чиновничьих инстанций, бюрократические преграды и волокита даже в случае положительных решений, коррупция, сложности с арендой помещений, ее дороговизна.

И самое главное – постоянно сокращается человеческий ресурс предприимчивых, тех, кто способен рисковать для себя, но ведь одновременно и для общества, увлекать за собой, создавать рабочие места, современный стиль жизни. Предприимчивые, особенно совсем молодые, все больше идут в бесчисленные госаппараты того или иного управления, госкорпорации естественные монополии типа Газпрома. А если не идут, то стараются затеять деловые схемы именно с ними, там гораздо легче пробиться к деньгам. Не так давно, меня сильно задело высказывание одного собеседника-предпринимателя: мол, имеет смысл работать только с бюджетными деньгами, а «корячиться самостоятельно смысла нет, никаких сил не хватит». Вот и получаетcя, что самые выносливые, в том числе во франчайзинге, «корячатся» вопреки окружающим реалиям, их «удачливые смекалистые» коллеги намертво припали к бюджетным деньгам, а распределители этих бюджетных средств в свою очередь намертво прилипли к своим креслам. А оставшиеся наблюдают за всем этим и от греха подальше отдают предпочтение работе по найму.

 Каково глобальное значение развития франчайзинга для экономики страны, и, соответственно, социальной жизни населения? Давайте распишем, чтобы дать ясную картину, что развитие франчайзинга даст бизнесу, потребителю, государству.

1. Организация предприятия на условиях франшизы значительно снижает предпринимательские риски МСБ за счет использования уже отработанной до мельчайших деталей и доказавшей свою эффективность деловой концепции, рекламной, технологической, обучающей, логистической и иной поддержки со стороны лидеров рынка.

2.    Создание новых рабочих мест, легализация предпринимательской деятельности, повышение собираемости налогов и других государственных сборов в связи с тем, что франчайзер, исходя из своих договорных интересов, тщательно контролирует франчайзи на предмет финансовой прозрачности операций и достоверности его отчетности.

3.  Насыщение рынка качественными товарами и услугами, вытеснение контрафактной продукции и таким образом повышение качества жизни россиян.

Более того, развитие франчайзинга в регионах страны позволяет нивелировать разницу в уровне развитости и цивилизованности и потребительских рынков, повышает инвестиционную привлекательность региона и  уровень предпринимательской грамотности.

 Российские франчайзеры и иностранные франчайзеры: каковы их принципиальные отличия, каковы преимущества и недостатки тех и других.

— Знаете, наверное, я вас разочарую, но глобальных принципиальных отличий  нет. Если вам кажется, что российский франчайзер сильно отличается от западного и не в лучшую сторону, то вы глубоко ошибаетесь. И там, и там разные встречаются компании, в смысле качества администрирования бизнеса. Многие россияне взяли лучшее из опыта западных франчайзеров и создали сильные сети, которые могут развиваться и на Западе. И в то же самое время часть российских компаний по-прежнему создает свои франшизные пакеты «на коленке». И на Западе параллельно с сильными опытными правообладателями работают слабые франчайзинговые концепции. Без особой программы развития, без системы поддержки и профессиональной команды. Последний кризис здорово «подчистил» ряды иностранных франчайзеров. Так, во Франции количество франчайзеров за 2008-2009 года сократилось на 20%. Хотя, конечно, в целом в развитых странах количество успешных сильных сетей, безусловно, больше, чем у нас. Просто судьбы их стран складывались по-другому…

 Где брать деньги на франчайзинг новичкам? Ведь на пути начинающих франчайзи существуют серьезные кредитные барьеры. Как заставить банки поверить в них?

— Я не думаю, что мы должны кого-либо «заставлять». Банки сами к этому придут. Другой вопрос – когда? Я расцениваю подобную «осторожность»  как упущенную выгоду. Но, как говорится, хозяин – барин. На протяжении 10 лет, выступая на многих банковских мероприятиях, я обращала внимание банкиров на то, что открытие бизнеса по франчайзингу кардинально отличается от обычного старт-апа, поскольку риски банкротства – минимальны. Однако, банки по-прежнему не хотят пересматривать свое отношение. Считаю, что им выгоднее, грубо говоря, драть с надежных клиентов, как с ненадежных.

Хотя, есть и положительная динамика. Не так давно, самый крупный банк страны – Сбербанк запустил новый кредитный продукт, который подразумевает выдачу кредитов именно под франчайзинговые сделки. Данная программа, безусловно, важное событие для франчайзингового сообщества, но скорее не с точки зрения условий кредитования, а того, что именно Сбербанк обратил внимание на франчайзинг. Думаю, что в ближайшее время не только эта конкретная программа будет доработана с учетом замечаний и пожеланий, которые высказывают франчайзеры, но шаг Сбербанка навстречу франчайзи вынудит и другие банки как-то пересмотреть свою политику. Сбербанк в какой-то мере все же задает тон на рынке финансирования.

 Малый, средний и крупный бизнес – все равны перед франчайзингом? Иными словами, могут ли и те, и другие, и третьи одинаково успешно работать по этой схеме? Или есть какие-то нюансы, препятствующие, например, крупному бизнесу включиться в систему франчайзинга?

Подобных нюансов я не знаю. Еще раз хочу напомнить, что франчайзинг – это форма ведения бизнес, которую может использовать любой бизнес, если посчитает это выгодным. Вообще-то общая практика состоит в том, что франчайзеры -  это и есть крупный и средний бизнес, а франчайзи – малый. Но бывает, что крупный бизнес, например девелоперский заводит себе собственный ритейл в собственных ТЦ и подкупает брендов на развитие, то есть крупный бизнес становится франчайзи у крупного.

 Перекос в российском франчайзинге в сторону розничной торговли в ущерб производственному франчайзингу, о котором вы не раз говорили, сохраняется? Это просто наша особенность или все-таки наш недостаток? Можно ли и нужно ли выравнивать этот перекос?

Перекос в сторону розничной торговли сохраняется. И я бы не стала характеризовать это как недостаток. Это просто данность. И она не является нашей какой-то исключительной особенностью. В Германии, например, сфера услуг лидирует, а в Италии и Франции, как и в России, главенствует сфера розничной торговли, только с еще большим перекосом. В этих странах лидирует франчайзинг в сфере фэшн-ритейла. Если в России, по нашим данным, франчайзинг в сфере розничной торговли занимает  чуть больше 50 % (включая и продовольственный ритэйл), то в Италии больше 65 % ( только фэшн-сегмент). Условия рынка сами диктует, в каком из сегментов выгоднее развиваться. И что касается производственной сферы, то в любой стране подобные франшизы занимают самый низкий процент.

 Можно ли говорить о том, что развитие франчайзинга, в частности в регионах, гарантированно привлечет иностранные инвестиции в Россию? Есть ли успешные примеры подобного взаимодействия с иностранными компаниями?

Развитие франчайзинга в регионах, безусловно, будет влиять на улучшение инвестиционного климата в России. Более развернутый ответ  на один только этот вопрос может занять несколько страниц вашего издания. Поэтому предпочитаю просто утвердительно кивнуть.

 Как вы оцениваете личный вклад и вклад вашей компании в развитие франчайзинга в России? Промежуточные итоги десятилетней деятельности в этой области.

А этот вопрос скорее не ко мне, а к франчайзинговому сообществу. Надеюсь, там вам скажут: вклад солидный, ведь всё начиналось с первых выставок BUYBRAND EXPO. 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Темы: Экономика