Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Учет расходов на покупку программного обеспечения, необходимого для работы ОС

Учет расходов на покупку программного обеспечения, необходимого для работы ОС

Ряд основных средств не может функционировать без соответствующего программного обеспечения. Для работы, например, компьютерной техники как минимум необходима та или иная операционная система (MS-DOS, Unix, Windows). Практически во всех случаях фирма не получает на подобные программы исключительных прав. Они остаются у разработчика. Поэтому стоимость операционной системы в составе нематериальных активов не отражают. Расходы на покупку подобного программного обеспечения могут быть отражены в составе затрат, связанных с доведением основного средства до состояния, пригодного к использованию (*). Следовательно, их включают в его первоначальную стоимость и списывают по мере начисления по ОС амортизации

28.05.2013
книга-справочник «Годовой отчет» под общ. редакцией В.Верещаки

В то же время дополнительные программы, приобретаемые впоследствии и необходимые для выполнения основным средством тех или иных функций (например Microsoft Office, Nero, Outlook Express, Mozilla Thunderbird, Opera и т.д.), на его первоначальную стоимость не влияют. Как и прежде, их стоимость отражают в составе расходов будущих периодов. Такой порядок учета установлен пунктом 39 Положения по бухучету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007). Подобные расходы списывают постепенно в течение срока полезного использования программы. Если в лицензионном договоре указан период использования программы, то расходы распределяют в соответствии с этим сроком. В противном случае компания его определяет самостоятельно.

Пример

Компания приобрела компьютер. Его стоимость составила 53 100 руб. (в том числе НДС - 8100 руб.). Для него была куплена операционная система Windows XP. Ее стоимость - 2714 руб. (в том числе НДС - 414 руб.). После ввода компьютера в эксплуатацию фирмой приобретено дополнительное программное обеспечение - Microsoft Office 2008. Расходы на его покупку составили 3776 руб. (в том числе НДС - 576 руб.). В лицензионном договоре срок использования этого обеспечения не указан. Поэтому компания его определила в 2 года (24 мес.).

Указанные расходы отражены записями:

Дебет 19 Кредит 60

- 8100 руб. - учтен НДС по компьютеру;

Дебет 08-4 Кредит 60

- 45 000 руб. (53 100 - 8100) - учтены расходы на покупку компьютера;

Дебет 19 Кредит 60

- 414 руб. - учтен НДС по операционной системе;

Дебет 08-4 Кредит 60

- 2300 руб. (2714 - 414) - учтены расходы на приобретение операционной системы;

Дебет 01 Кредит 08-4

- 47 300 руб. (45 000 + 2300) - стоимость компьютера учтена в составе ОС;

Дебет 68 Кредит 19

- 8514 руб. (8100 + 414) - принят к вычету НДС по затратам на покупку компьютера;

Дебет 19 Кредит 60

- 576 руб. - учтен НДС по затратам на покупку дополнительных программ;

Дебет 97 Кредит 60

- 3200 руб. (3776 - 576) - затраты на покупку дополнительных программ отражены как расходы будущих периодов;

Дебет 68 Кредит 19

- 576 руб. - НДС по расходам на покупку дополнительных программ принят к вычету.

При списании затрат на покупку дополнительных программ бухгалтер должен ежемесячно делать запись:

Дебет 20 (26, 44) Кредит 97

- 133 руб. (3200 руб. : 12 мес.) - списана часть затрат на покупку дополнительного программного обеспечения.

Если на программу компания получает исключительные права, то затраты на ее приобретение первоначальную стоимость ОС не увеличивают. Их учитывают как отдельный объект нематериальных активов.

Программное обеспечение, необходимое для работы техники, может выйти из строя. В такой ситуации расходы на его восстановление и переустановку могут расцениваться как затраты на ремонт ОС. Их отражают в составе расходов по обычным видам деятельности (если ОС используется в основной деятельности компании) или прочих расходов (если ОС используется в деятельности, связанной с получением прочих доходов).

Пример

Компания использует систему водоснабжения, учтенную в составе ОС. Она применяется в основной деятельности фирмы. Система не может функционировать без специального программного обеспечения. В результате поломки оно вышло из строя.

Затраты на его восстановление составили:

- 59 000 руб. (в том числе НДС - 9000 руб.) - расходы на восстановление;

- 26 550 руб. (в том числе НДС - 4050 руб.) - расходы на переустановку.

Указанные затраты бухгалтер отразил записями:

Дебет 19 Кредит 60

- 9000 руб. - отражен НДС по затратам на восстановление программы;

Дебет 20 Кредит 60

- 50 000 руб. (59 000 - 9000) - отражены затраты на восстановление программы;

Дебет 19 Кредит 60

- 4050 руб. - отражен НДС по затратам на переустановку программы;

Дебет 20 Кредит 60

- 22 000 руб. (26 550 - 4050) - отражены затраты на переустановку программы;

Дебет 68 Кредит 19

- 13 050 руб. (9000 + 4050) - принят к вычету НДС.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться