Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / Премии по непродовольственным товарам

Премии по непродовольственным товарам

ВАС РФ предпочел воздержаться от экономического подхода

30.01.2013
Российский налоговый портал

Автор: Андрей Ярковой.

Относительно недавно мы обсуждали проблемы применения Постановления Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 г. № 11637/11 по делу № А40-56521/10-35-297  в отношении «Леруа Мерлен» в статье «Премия или корректировочный счет–фактура http://taxpravo.ru/blog/statya-267665-premiya_ili_korrektirovochnyiy_schet__faktura, и пришли к выводам, что бизнес-практика выплаты премий (вознаграждений) по продуктам питания достаточно аргументировано может быть защищена налогоплательщиком с позиции п.4 ст.9 федерального закона от 8 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», который устанавливает императивное предписание «…размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров». Такой подход был впоследствии подтвержден Минфином РФ (одна из последних рассылок письмо ФНС РФ от 18.09.2012 г. № ЕД-4-3/15464@.)

Вместе с тем непродовольственные категории остаются в категории налогового риска. В том же письме Минфином РФ отмечалось, что особенности купли и продажи  непродовольственных товаров законодательством РФ не установлены. Соответственно, в случае перечисления продавцом непродовольственных товаров их покупателю какой-либо премии (вознаграждения), то такая премия (вознаграждение), исходя из условий договора, может как изменять стоимость ранее поставленных товаров (т.е. по своей правовой природе являться скидкой к цене товара), так и не изменять ее.

Минфин рекомендовал учитывать указанную правовую позицию ВАС РФ о том, что премия является формой торговых скидок, применяемых к стоимости товаров и оказывающих влияние на налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. Однако, Минфин не дал  однозначных рекомендаций, указав, что  квалификация премии (вознаграждения) в качестве формы торговой скидки должна производиться с учетом положений вышеуказанного Постановления Президиума ВАС РФ в каждом конкретном случае с учетом условий соответствующих договоров в зависимости от конкретной хозяйственной ситуации.

С нашей точки зрения, было очевидно, что потенциально в группу риска попадут покупатели, так как у налогового органа нет экономических предпосылок требовать от поставщика корректировать стоимость товаров и уменьшать сумму налога на добавленную стоимость.

В этой связи предлагаю обратить внимание на одно из таких дел. Так 25 декабря 2012 г. по делу № А27-18388/2012 Арбитражным судом Кемеровской области вынесено решение не в пользу налогоплательщика. По мнению налогового органа налогоплательщик завысил сумму вычетов по налогу на добавленную стоимость при получении вознаграждений за объем приобретенной продукции.  В решении суда было указано следующая аргументация: «…Из названных положений   НК  РФ следует, что, независимо от того, как стороны определили систему поощрения: путем предоставления скидки, определяющей размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре, либо предоставления бонуса – дополнительного вознаграждения, премии, предоставляемой продавцом покупателю за выполнение условий сделки, а также независимо от порядка предоставления скидок и бонусов (перечисления на расчетный счет, зачета в качестве аванса или уменьшения задолженности) при определении налогооблагаемой базы сумма выручки подлежит определению с учетом скидок, а в случае необходимости - корректировке за тот налоговый период, в котором отражена реализация товаров (работ, услуг). Данный вывод, также, следует из положений пункта 1 статьи 154 НК РФ, устанавливающего, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ. Из анализа представленных налогоплательщиком в ходе проверки документов установлено, что премии (бонусы, скидки) предоставленные обществу поставщиками, были неразрывно связаны с реализацией товара. Выплата поставщиками премии вследствие выполнения условий договоров поставки является мерой, направленной на стимулирование общества в приобретении и дальнейшей реализации как можно большего количества поставляемых товаров. Так как премия непосредственно связана с поставкой товаров, она, наряду с упомянутыми  скидками  на  цену  товара,  также  является  формой  торговых  скидок,  применяемых к стоимости товаров, оказывающих влияние на налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. Согласно п. 4 ст. 166 НК  РФ общая сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде. В результате выплаты поставщиками премий по итогам отгрузок товаров за период, определяемый в договорах поставки и ежегодных соглашениях, происходит уменьшение стоимости товаров, что влечет корректировку поставщиками налоговой базы по налогу на добавленную стоимость по операциям реализации товаров. Указанное означает, что размер налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, ранее заявленных покупателем, также подлежит пропорциональному уменьшению в соответствующих налоговых периодах. Следовательно, выплачиваемые поставщиками обществу на основании договоров поставки премии уменьшают стоимость поставленных товаров, что влечет необходимость изменения (корректировки) суммы налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость у Общества. Таким образом, выплачиваемые поставщиками Обществу на основании договоров поставки премии, уменьшают стоимость поставленных товаров, что влечет необходимость изменения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость у поставщиков и сумм налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость у Общества. Аналогичная позиция изложена в Постановлении ВАС РФ от 07.02.2012 г. № 11637/11 № А40-56521/10-35-297. Следовательно, вывод налогоплательщика о том, что предоставление денежной премии не является торговой скидкой, неправомерен и не обоснован».

На наш взгляд, решение «в пользу бюджета», с очевидными виражами мимо неудобных статей о порядке применения налоговых вычетов (ст. ст.171 – 172 НК РФ) и странной логикой обоснования порядка исчисления вычетов по НДС для покупателя с позиции статей, посвященных реализации (ст.154 НФ РФ).

Будем следить за формированием дальнейшей практики по этому вопросу.

Update: 27 декабря 2012 г. ВАС РФ вынесено решение № 13825/12 по заявлению группы налогоплательщиков, которые полагали, что положения главы 21 НК РФ относительно применения корректировочных счетов-фактур призваны носить универсальный характер, то есть распространяться на все случаи изменения суммарной стоимости реализованных товаров по различным основаниям как в связи с изменением сторонами по сделке цены, определенной договором, так и в связи с предоставлением продавцами премий покупателям. Фактически же утвержденные Правительством РФ «форма» и «правила» ее заполнения подлежат применению лишь в случаях изменения цен (тарифов) на отдельные единицы или партии товаров и (или) уточнения количества (объема) товаров и не учитывают случаи изменения суммарной стоимости товаров в связи с предоставленными премиями.

Заявители полагали необходимость обеспечения возможности поставщику составлять единый корректировочный счет-фактуру с указанием в нем данных применительно к совокупным показателям поставок товаров, в связи с которыми предоставлена премия.

ВАС РФ отказывая заявителям указал, что из «правил» заполнения корректировочных счетов-фактур усматривается, что названные счета-фактуры рассчитаны исключительно на случаи изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров и не предусматривают возможности их применения к иным случаям, оказывающим влияние на стоимость товаров. В контексте гл. 21 НК РФ стоимость является показателем налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, в которую включается выручка (доходы) налогоплательщика (п. 2 и 3 ст. 153 НК РФ). Налоговая база (стоимость товаров) исчисляется как произведение количества товаров и цен их реализации; изменение стоимости товаров является следствием корректировки цен (ст. 154 НК РФ). Таким образом, для целей налогообложения понятия стоимости и цены товаров по смысловому значению различаются.

Применительно к налогу на прибыль организаций подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам относятся премии (скидки), выплаченные (предоставленные) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.

В гл. 21 НК РФ аналогичные положения отсутствуют, в иных законах также не выявлены нормы о премиях, предоставляемых продавцами покупателям в отношении совокупной стоимости приобретенных определенного соглашением сторон количества (объема) товаров без изменения цены товара.

Комментарий: как видно, заявители просили ВАС РФ быть последовательным (после дела «Леруа Мерлен») и продолжить развитие идеи об уменьшении НОБ по НДС, в связи с предоставлением премий, как формы торговых скидок. Но ВАС РФ предпочел воздержаться от экономического подхода, чем  по сути вернул правоприменение в обычное русло.

Разместить:
А.Ярковой
31 января 2013 г. в 11:45

Еще одна козявка: Решение АС Вологодской области от 21 июня 2012 года дело № А13-4851/2012

…В указанном пункте соглашения прямо указано, что скидка, предусмотренная настоящим пунктом, установлена в целях увеличения объемов приобретаемого по договору купли-продажи от 07.04.2011 № 1-НИ имущества, а, следовательно, является мерой, направленной на стимулирование общества в приобретении как можно большего количества поставляемых товаров. В силу пункта 2 статьи 153 и пункта 1 статьи 154 НК РФ поставщики определяют налоговую базу по операциям реализации товаров как стоимость этих товаров, исчисляемую из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Кодекса, исходя из всех доходов, связанных с расчетами по оплате товаров. Согласно пункту 4 статьи 166 НК РФ общая сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в этом налоговом периоде. В результате предоставленной ОАО «ВЛВЗ «Вагрон» скидки, определенной в дополнительном соглашении, происходит уменьшение стоимости товаров, что влечет корректировку продавцом налоговой базы по НДС по операциям реализации товаров. Указанное означает, что размер налоговых вычетов по НДС, заявленных покупателем, также подлежит уменьшению на сумму скидки в размере 15 000 000 руб. во 2 квартале 2011 года. Таким образом, предоставленная обществу на основании дополнительного соглашения скидка в размере 15 000 000 руб. уменьшает стоимость поставленных товаров, что влечет необходимость изменения налоговой базы по НДС у продавца и сумм налоговых вычетов по НДС у общества.

Данный вывод сформулирован в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 № 11637/11. Данное постановление размещено на сайте ВАС РФ 29.03.2012. Таким образом, судом не может быть принята ссылка представителей заявителя и третьих лиц на постановление Федерального Арбитражного Суда Московского округа от 27.02.2012 по делу № А40-55887/11-99-250. При указанных обстоятельствах, налоговая инспекция сделала правомерный вывод о необоснованном завышении обществом суммы налоговых вычетов по НДС к возмещению из бюджета в сумме 2 700 000 руб. (15 000 000 * 18%), в связи с чем требования общества удовлетворению не подлежат. Арифметический расчет размера налогового вычета по НДС в возмещении которого инспекцией отказано обществом не оспаривается. Кроме того, суд считает необходимым указать следующее, Высший Арбитражный Суд в Постановлении Президиума от 22.12.2009 № 11175/09 указал что, независимо от того, как стороны сделки определили систему поощрения: путем предоставления скидки, определяющей размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре, либо предоставления бонуса - дополнительного вознаграждения, премии, предоставляемой продавцом покупателю за выполнение условий сделки, а также независимо от порядка предоставления скидок и бонусов (перечисления на расчетный счет, зачета в качестве аванса или уменьшения задолженности) при определении налогооблагаемой базы сумма выручки продавца подлежит определению с учетом скидок, а в случае необходимости - корректировке за тот налоговый период, в котором отражена реализация товаров (работ, услуг). Представитель заявителя в судебном заседании указал на необоснованный вывод налоговой инспекции в оспариваемом решении о нарушении обществом статьей 168, 169, 171, 172 НК РФ. В судебном заседании представители налоговой инспекции признали, что нарушение заявителем статьи 168 НК РФ указано ошибочно. Нарушение обществом статьи 169 НК РФ выражено в том, что приняло от поставщика не откорректированные с учетом скидки счета-фактуры. Однако, статья 169 НК РФ регулирует выставление счетов-фактур продавцом, а не принятие их покупателем. Таким образом, суд не может признать доказанным нарушение обществом статьи 169 НК РФ. Нарушение заявителем требований статей 171, 172 НК РФ выражается в неправомерном заявлении к возмещению сумм налоговых вычетов по НДС в сумме 2 700 000 руб. по основаниям, изложенным выше в настоящем решении. Таким образом, оснований для удовлетворения требований общества не имеется.

Матюша Пепельной
1 февраля 2013 г. в 11:25

Сколько раз вам, граждане, повторять: действующая власть ориентирована на уничтожение Русского народа. Всё, что нужно хозяевам путина, медведева, иванова, лебедева, шувалова и прочих, - достаточное для добычи полезных ископаемых количество полурабов. Пока ещё есть время, вступайте в Народное ополчение имени Минина и Пожарского (narodpolk.org), читайте Русские правдивые новости на shturmnovosti.info

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться