Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / Порядок учета бракованного товара при определении налоговой базы по налогу на прибыль

Порядок учета бракованного товара при определении налоговой базы по налогу на прибыль

В случае выявления некачественного товара и его возврата поставщику, повторного перехода права собственности на данный товар не происходит

28.01.2013
ГАРАНТ
Автор: эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Молчанов Валерий, Родюшкин Сергей

Организация закупает материалы и комплектующие у иностранных поставщиков. При обнаружении брака поставщику выставляется претензия. По согласованию с поставщиком оборудование не возвращается, а утилизируется. Взамен некачественного товара продавец поставляет аналогичное оборудование либо возвращает деньги. Как учесть стоимость бракованного товара при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Сумма признанной поставщиком претензии учитывается в составе внереализационных доходов.

При этом полагаем, что организация вправе уменьшить эти доходы на стоимость полученного некачественного товара, включающую затраты, связанные с его таможенным оформлением.

Обоснование позиции:

При рассмотрении вопроса о применимом к внешнеэкономическому контракту праве следует руководствоваться положениями раздела VI "Международное частное право" части третьей ГК РФ.

В соответствии со ст. 1210 ГК РФ стороны договора могут при его заключении или в последующем выбрать по соглашению между собой право (российское или иностранное), которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору.

Соглашение сторон о выборе подлежащего применению права должно быть прямо выражено или должно определенно вытекать из условий договора либо совокупности обстоятельств дела. Если стороны договора (контракта) поставки не определились с применимым правом, то отношения по договору регулируются правом страны, с которой этот договор наиболее тесно связан. По общему правилу это право страны поставщика (ст. 1211 ГК РФ).

Учитывая то обстоятельство, что стороны договора (контракта) могут определить применимое к нему право (например выбрать право России), данная ситуация будет рассмотрена на основе положений российского законодательства.

В случае поставки товара ненадлежащего качества покупатель вправе согласно п. 1 ст. 518 ГК РФ предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ, устанавливающей последствия передачи товара ненадлежащего качества.

Если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;

возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

А в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени или выявляются неоднократно, или проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;

- потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

В рассматриваемой ситуации покупатель частично отказался от исполнения договора поставки, при этом у него возникает обязанность вернуть организации некачественную продукцию. В свою очередь, у поставщика возникла обязанность вернуть ему сумму, уплаченную за товар.

Однако в данном случае из-за нецелесообразности доставки этой продукции организации (из-за удаленности места нахождения покупателя от места нахождения поставщика) покупатель не возвращает некачественную продукцию, а по согласованию с поставщиком производит ее утилизацию, что не противоречит нормам ГК РФ.

Иными словами, при передаче некачественного товара продавец не исполнил договор купли-продажи (поставки) надлежащим образом, поэтому, по сути, в данной ситуации происходит частичное или полное расторжение договора купли-продажи.

То есть в случае выявления некачественного товара и его возврата поставщику, повторного перехода права собственности на данный товар не происходит, так как расторгается изначальный договор купли-продажи, а значит, отменяется изначальный переход права собственности на данный товар от поставщика к покупателю.

Так, в письме УМНС России по Московской области от 26.03.2004 N 06-22/2264 отмечено, что если возврат товара производится в результате существенного нарушения продавцом условий договора по качеству, ассортименту, комплектности, упаковке или других условий поставки товара, то такой возврат товара следует рассматривать как произведенный в рамках предусмотренного законодательством отказа покупателя от исполнения договора купли-продажи. В этом случае договор считается недействительным, а переход права собственности на товар - не осуществившимся.

При этом расторжение договора поставки следует рассматривать как самостоятельную хозяйственную операцию, а связанные с таким расторжением доходы и расходы покупателя необходимо отразить в налоговом и бухгалтерском учете в периоде, в котором договор в этой части считается прекращенным.

Перечень документов, необходимых в анализируемой ситуации, законодательно не определен. На наш взгляд, для корректировки данных бухгалтерского и налогового учета организации-продавцу целесообразно иметь следующие документы:

- акт о выявленных недостатках в произвольной форме;

- акт сервисного центра о том, что товар не подлежит ремонту;

- претензионное письмо покупателя (в котором, в частности, покупателю желательно указать, чтобы ему был произведен возврат денежных средств по выявленному бракованному товару);

- документ, подтверждающий утилизацию товара.

В рассматриваемой ситуации организация выставляет поставщику претензию. Поставщик эту претензию признает. Сумма признанной поставщиком претензии учитывается в составе внереализационных доходов на основании п. 3 ст. 250 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Следует отметить, что глава 25 НК РФ содержит только два случая включения убытков в виде товарных потерь в расходы при исчислении налогооблагаемой прибыли:

- в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены (пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ);

- потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций (пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Кроме того, согласно пп. 2 и пп. 3 п. 7 ст. 254 НК РФ к материальным расходам для целей налогообложения приравниваются:

- потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ;

- технологические потери при производстве и (или) транспортировке.

Технологическими потерями признаются потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья.

В данном случае стоимость полученных от поставщика некачественных товаров не соответствует ни одному из перечисленных выше оснований.

Однако, принимая во внимание, что перечень прочих и внереализационных расходов открыт (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ и пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ), полагаем, что организация вправе учесть в расходах (убытках от списания) стоимость полученного некачественного товара, включающую затраты, связанные с его таможенным оформлением.

Косвенно данную точку зрения подтверждает письмо УФНС России по г. Москве от 22.12.2006 N 20-12/115051, в котором московские налоговики отметили, что убытки, возникающие в связи с компенсацией покупателю стоимости возвращенного им некачественного товара, по которому претензии поставщику этого товара не предъявляются, не могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку не удовлетворяют принципам признания расходов, предусмотренным ст. 252 НК РФ.

А так как в рассматриваемом случае Ваша организация предъявляет претензию поставщику, то согласно логике налогового органа убытки, возникающие в связи с компенсацией покупателю стоимости некачественного товара, принципам признания расходов, содержащимся в ст. 252 НК РФ, удовлетворяют.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться