Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Интервью / Виктор Мачехин: Решения российских судов часто страдают отсутствием последовательной аргументации

Виктор Мачехин: Решения российских судов часто страдают отсутствием последовательной аргументации

О том, какие законодательные новшества можно считать знаковыми, а также о том, какие проблемы нужно решить российским налоговым судам и о других актуальных вопросах Российскому налоговому порталу рассказал кандидат юридических наук Виктор Мачехин, руководитель налоговой практики Московского представительства компании «Линклейтерз» (Linklaters CIS, Великобритания), научный секретарь Российского отделения Международной Налоговой Ассоциации (International Fiscal Association), старший преподаватель кафедры финансового права МГЮА им. О.Е.Кутафина

01.08.2012
Российский налоговый портал

Какие изменения налогового законодательства прошлого года и начала нынешнего вы считаете наиболее знаковыми?

Главное, что я хотел бы отметить,  это принятие законов  о трансфертном ценообразовании и о консолидированных группах налогоплательщиков. Они вступили в силу с 1 января 2012 года.  Это качественное изменение законодательства и налоговой политики  и многие  с интересом наблюдают за практической реализацией новых правил. Но делать  выводы пока рано, должна начать формироваться практика. Одно можно сказать точно – очень хорошо, что финансовые органы и законодатель подошли к вопросам трансфертного ценообразования комплексно, обдуманно, с учетом  международного опыта и проведя публичное обсуждение реформы.

Новые правила  о трансфертном ценообразовании направлены на повышение эффективности налогового администрирования при применении трансфертного ценообразования. Согласно данных правил  налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о контролируемых сделках с аффилированными лицами, с компаниями из оффшоров, а также о внешнеторговых сделках с товарами биржевой торговли (сырье, металлы). Для налогоплательщиков из категории крупнейших предусмотрена возможность заключения с ФНС соглашения о ценообразовании, в рамках которого на определенный период будут достигнуты договоренности о методах, применяемых при определении цен при применении трансфертного ценообразования. Хотелось бы специально отметить важность появления соглашений о ценообразовании, которые свидетельствуют о восприятии в России весьма современных  и сложных институтов налогового права.

Появление в Налоговом кодексе  правил для  консолидированных групп налогоплательщиков надо оценивать не просто как подарок от государства нашим налогоплательщикам (к сожалению, пока очень немногочисленным),  это еще и  свидетельство серьезного взросления нашей налоговой системы, пример сбалансированного подхода  к реформе правил трансфертного ценообразования.

Вместе с тем, в целом, обольщаться пока рано, о чем свидетельствует история с налогообложением российских еврооблигаций, начавшаяся в январе этого года, когда отечественный рынок внешних облигационных заимствований был одномоментно парализован. Напомню, что это была реакция всего лишь на одно письмо Минфина в адрес ФНС. Последующие интенсивные  события, включая эмоциональные дебаты в  парламенте, хорошо известны.  К сожалению, в этой истории поставлена не точка, а только запятая и очень скоро всем заинтересованным  сторонам придется вернуться к вопросу о решении проблемы на период после 2013 года.

Как бы вы подвели итоги прошлого года в плане намеченной линии в фискальной политики государства?

Однозначно подводить итоги очень сложно, потому что фискальные рычаги у нас во многом развиваются не очень последовательно.  Позитивно можно оценить то, что законодательство чаще  меняется весьма разумно и последовательно. Особо приятно видеть попытки решения спорных вопросов на основе баланса частных и публичных интересов, изучения международного  и зарубежного опыта налогообложения и налогового права.

Какие проблемы остаются нерешенными в налоговом администрировании и судебном процессе по налоговым делам?

Главная проблема в судебной практике, на мой взгляд, заключается в том, что решения отечественных судов, за редким исключением,  страдают отсутствием последовательной аргументации.  В результате, читателям судебных решений часто приходится ломать голову над вопросом о том, а на чем основана позиция суда и пытаться ее реконструировать самостоятельно.  Признавая очевидную основную причину  появления таких решений (загруженность судов, рассматривающий налоговые споры), нельзя  не отметить, что с этим нельзя мириться.  Уверен, что данная проблема более сложная, чем кажется  на первый взгляд и нуждается в глубоком анализе. 

Что касается налогового администрирования, то главное, что было недавно неожиданно и  успешно продемонстрировано – это  способность наших налоговых органов к изменениям изнутри. Я имею ввиду более разумный подход к рассмотрению жалоб налогоплательщиков по итогам налоговых проверок, который был инициирован и полномасштабно реализован самими налоговыми органами . Очевидно, что такой подход  свидетельствует о  возможности  улучшения практики налогового администрирования без глобального изменения законодательства.

В решениях окружных судов зачастую, вообще, встречаются противоречивые выводы.

Да, это тоже проблема, но я хотел бы  продолжить  тему неясности текстов судебных решений на примере решений ВАС, в которых  тоже часто сложно найти надлежащую аргументацию и понять, а почему решение принято именно такое. Примеров тому – более, чем достаточно. Вот, скажем, решение по вопросам тонкой капитализации, в качестве налогоплательщика  в котором выступала компания – ОАО «Северный Кузбасс» (определение Президиума ВАС от 12 августа 2011 г. № ВАС-8654/1).

В данном постановлении на редкость  затруднительно понять и принять судейскую логику. Критике данного постановления уделено много времени и энергии профессионального сообщества и я не  буду повторяться. Хотелось бы обратить внимание на редко  обсуждаемые вопросы. Рассматривая данное дело,  Высший арбитражный суд столкнулся с одним из самых сложных споров, встречающихся в современной налоговой действительности. Рассмотрение такого спора объективно требует вынесения суждений по целому ряду самостоятельных сложных вопросов, включая определения для России статуса Комментариев ОЭСР к модельной конвенции об избежании двойного налогообложения доходов, уяснение содержания положений эти Комментариев, оценки положений Венской конвенции о праве международных договоров, сбалансированного анализа различных по своим целям положений  международных налоговых соглашений и т.д. Этому подходу, который, кстати,  давно уже стал традиционным при вынесении  споров о применении налоговых соглашений в развитых странах, ВАС предпочел внешне простой и лаконичный подход, который по своему  содержанию – просто ошеломил  отечественных и зарубежных специалистов в области применения международных налоговых соглашений. Особенно досадно сознавать, что спор рассматривался без явной  спешки и профессиональным сообществом было организовано интенсивное и многоаспектное обсуждение проблематики данного дела в самых различных форматах. Однако все эти усилия, к сожалению, не принесли  результата. В результате мы имеем дело с ситуацией, когда решение одного, относительно специфического спора  создало опасный прецедент  в части основополагающих принципов  толкования российским судом положений российских налоговых соглашений, да и международных договоров в целом.

По мере    роста  числа таких  не очень понятных по аргументации решений  будет сложно получить последовательную судебную практику. В перспективе никто от этого не выиграет – ни бизнес, ни государство. Справедливости ради надо сказать, что проблема содержания решений  существует не только для налоговых споров, а  многие судьи (включая судей ВАС)  публично соглашались с наличием данной проблемы.

Насколько востребован и адекватен порядок досудебных разбирательств по налоговым вопросам?

Судебные споры мало кого радуют и  вполне естественно, что стороны конфликта рады любой эффективной возможности договориться без суда, не нарушая при этом закон. Вполне очевидно, что налоговые органы на федеральным уровне  поддерживают досудебное решение налоговых споров и последовательно прилагают  серьезные  усилия по устранению препятствий для  такой возможности.

Может ли стать наша судебная система прецедентной на 100%?

Проведенные исследования показывают, что практика ВАС начинает учитываться в работе судов по округам практически сразу после  опубликования  решения ВАС.  Однако, нельзя  ставить знак равенства между  учетом практики вышестоящих органов и  прецедентная системой. Это не  налоговый аспект, а общеправовой, который  нужно еще очень тщательно и глубоко исследовать.

Что вы ожидаете от 2012 года? Какие налоговые решения ждут налогоплательщиков?

У нас прошли выборы, было много обещаний, теперь будем смотреть, как они реализуются в условиях глобально неспокойной финансовой ситуации. Безусловно, выполнение  поставленных планов потребует дополнительных бюджетных средств. Интересно, к чему приведут значительные  изменения, например,  в акцизном законодательстве. Также чувствуется, что могут быть  какие-то изменения по страховым взносам. Государство, по всей видимости, будет искать какие-то новые решения. Об этом можно сказать с должной уверенностью, если стали  возникать идеи о полной ликвидации Пенсионного фонда РФ, как контролирующего органа  или  планы отказа от накопительной системы...

Можно ли сказать, что изучение и адаптация  зарубежного налогового  опыта – это тенденция сегодняшнего дня?

Это не просто тенденция, это – достаточно естественный в сегодняшнее время  процесс. Основные  налоги в различных странах  довольно похожи  не только по своим названиям, но и по своим элементам. Во всем мире  финансовые власти и налогоплательщики, не сговариваясь,  так же ведут себя очень похожим образом.  Соответственно,  изучение и обоснованное  использование успешного международного и зарубежного опыта  налогообложения – это современно, перспективно и  закономерно. Вместе с тем, не хотелось бы  упрощать   процесс  обращения к опыту других стран. Мы прекрасно видим, что в условиях сегодняшнего бюджетного кризиса различные страны реагируют на него по-разному. Кто-то увеличивает налоги и вводит новые, а кто-то – наоборот,   снижает ставки и вводит льготы. Эффективность всех этих мер  на практике   при этом может отличаться от стране к стране.  В сфере налогообложения постоянно появляются новые идеи и часть их них проходят испытания временем и воспринимаются в других странах, а часть – отвергается. Для того, чтобы налоговая система эффективно работала,  необходимо внимательно и критически анализировать как достижения зарубежного опыта, так и свою родную действительность. Заимствования должны быть обоснованы и продуманны, их выбор и реализация требует серьезной подготовительной  и исследовательской работы.

Последние несколько лет прошли под знаком чрезвычайной активности в части обмена налоговой информацией между различными странами. Недавние новеллы налогового законодательства США  в части ФАТКА (Foreign Account Tax Compliance Act) могут стать новой страницей в этом направлении.

К сожалению, Россия (будем надеяться – пока) не относится к числу стран-«законодателей моды» в налоговой сфере.

Касается ли это и трансфертного ценообразования?

Да, в этой части особенно много было позаимствовано.  Хочу напомнить, что в начале 90-х   государство пыталось применить очень грубые, но исключительно свои собственные способы борьбы с ценовым манипулированием налогоплательщиков. Было потрачено много времени и сил, но реального результата  в этой борьбе не было. Вторая попытка была предпринята в рамках первой части Налогового кодекса, в которой  появились правила, отражающие современные подходы к трансфертному ценообразованию, но результат – микроскопический. Почему? Потому что наивно полагать, что простое копирование чужих правил  в области налогообложения гарантирует успешный результат. Есть основания   ожидать, что  сегодняшние правила будут более эффективные. И дело  совсем не в том, что  три сорок страницы старых правил  заменили  на сорок страниц  новых. С ростом объема законодательства количество вопросов только нарастает (учитывая не очень совершенных текст нового регулирования). Важно то, что Минфин  вложил значительные силы в то, чтобы новое регулирование в целом состоялось.  Реформа обсуждалась долго и открыто, с беспрецедентным вовлечением профессионального сообщества. Задолго до вступления в действие новых правил налогоплательщики свыклись с тем, что им предстоит обосновывать свою ценовую политику. Не могу не  сказать и о современном подходе  федеральной налоговой службы, которая быстро воспринимает в этой части зарубежный и международный опыт,  и  демонстрирует  обращение к Руководству ОЭСР по вопросам  трансфертного ценообразования, открытость для диалога с налогоплательщиками.

Чем еще можно воспользоваться  из опыта других стран?

Назову три тесно связанные между собой направления, в которых мы можем найти очень  полезные для внедрения элементы: наука, образование и профессиональное общение.

Наука налогового права и налогообложения, с одной стороны,  переживают бум в нашей стране. Это видно по количеству специализированных публикаций, защищаемых диссертаций и проводимых научно-практических мероприятий. С другой стороны, пока наука продолжает сохранять отставание от запросов  практики, которая, в свою очередь, тоже развивается достаточно динамично. Наша налоговая и налогово-правовая наука практически не представлена за рубежом… От науки ожидаются как ответы на фундаментальные вопросы налогового права и налогообложения, так и на новые вопросы, быстро возникающие в сегодняшней  жизни. Любые новые инициативы в научной области надо поддерживать! Отрадно видеть, что  интерес  к исследованию налоговых  вопросов проявляет молодежь. Последние два года МГЮА им. Кутафина в апреле проводила ежегодную международную конференцию для молодых ученых по вопросам налогового права и налогообложения и организаторы были приятно удивлены большому интересу и энтузиазму участников (прежде всего - студентов и аспирантов).  В следующем году формат конференции расширится, она  станет двухдневной будет проводится совместно двумя вузами: МГЮА и МГИМО.

В части подготовки кадров предстоит большая работа. В настоящее время знаний и навыков, получаемых в вузах, явно недостаточно для начала практической деятельности в сфере налогообложения. Многие студенты получают необходимые знания, работая на последних курсах в качестве стажёров и  помощников юристов, пропуская занятия по месту учебы. Или после получения диплома им приходится «доучиваться» на специализированных курсах по месту работы. И то и другое имеет свое оправдание, но явно не соответствует современным стандартам высшего образования.  Появление и развитие магистерских программ, специализирующихся на вопросах налогообложения предоставляет шанс для качественного улучшения в этой области. В этом  году, например, в Финансовом Университете открывается магистратура по международному налоговому планированию, организованная совместно с Международным центом налоговой документации (IBFD).

Профессиональное общение в области налогообложения в стране широко развито. Существует множество площадок, на котором оно осуществляется. Не могу не выделить ежегодные конференции, проводимые журналом «Налоговед» по вопросам налогообложения в практике Конституционного суда РФ и в практике арбитражных судов, налоговые секции, проводимые в Екатеринбурге в рамках Правового конгресса ЕврАзЭС, а также много других очень достойных мероприятий. Вместе с тем,   для профессионально общения есть широкие горизонты для его развития в части глубины дискуссий, обсуждаемых тем  и привлекаемых участников. Так, 18-19 октября МГЮА им. Кутафина будет проводить научно-практическую конференцию по  вопросам соотношения налогового и гражданского права, поставив цель  обеспечить новый уровень постановки и обсуждения проблем. Многое предстоит сделать для вовлечения в профессиональное общение представителей государства, которые в своем большинстве в нем не участвуют. Как пример успешного проведения дискуссий по вопросам налогообложения могу привести деятельность Российского отделения Международной налоговой ассоциации (РОС-ИФА), которая традиционно объединяет на своих мероприятиях налоговых консультантов, представителей государства, налогоплательщиков и ученых (включая молодых!). Такое общение стало возможным  прежде всего на основе реализации принципов  нейтральности, независимости  и объективности при обсуждении самых различных вопросов.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться